Что такое полифункциональная застройка и чем она помогает жителям города

1174

Стокгольм, один из ярких примеров грамотного городского планирования, сейчас переживает важный этап. Его центр трансформируют в рамках проекта Project Access. Здесь построят офисное здание и еще несколько объектов, а также обустроят общественное пространство — все это должно «связать» шведскую столицу и обеспечить ее жителям новые возможности для знакомства и социализации. 

Одним из главных зданий проекта станет Hästen 21. Его особенность — в полифункциональности. В объекте разместят жилые апартаменты, офисные и торговые помещения. Это сделано для того, чтобы, во-первых, как можно эффективнее использовать территорию в центре города, а во-вторых — сделать район более дружелюбным для пешеходов. 

Разнообразие функций становится стандартом, не только в Скандинавских странах, но и остальной Европе, Северной Америке и Азии. Этот подход приносит пользу как жителям, так и городу в целом.

Жить, работать, развлекаться

В современном понимании мультифункциональность — это использование нескольких функций в пределах одного здания, комплекса или района. Обычно мультифункциональным называют объекты, где есть и место для жилья, и для других активностей — работы, развлечений. По такой логике ТРЦ Gulliver нельзя назвать мультифункциональным. А вот здание с апартаментами, магазинами одежды и кинотеатром — да. 

Мультифункциональная застройка — далеко не новый подход. Здания с несколькими назначениями строили еще в Древнем Риме, а в Западной Европе такой подход долгое время был самым распространенным. Но проблемы, которые решает инструмент, изменились. Сейчас разнообразие функций используют, чтобы решить сразу несколько задач — экономическую, экологическую и социальную.  

В Украине разнообразие функций еще не так распространено, но первые проекты уже появляются. Например, сейчас на Почайне идет строительство BOSTON Creative House. В нем будут размещаться как апартаменты, так и офисные помещения, а два здания корпуса объединит общий стилобат — с магазинами, кафе, ресторанами, аптеками и даже детским садом.  

Больше функций — выше добавленная стоимость

В начале 90-х на юге Великобритании началось строительства городка Паундбери. Авторы проекта решили создать новый административный объект и объединить старые успешные архитектурные традиции с философией нового урбанизма. Здания здесь невысокие, плотно расположенные друг к другу, но главное — в городке нет конкретного зонирования: функции переплетаются между собой и создают тесные связи между жителями. 

В 2018 году авторы проекта подсчитали, как этот подход влияет на экономику Паундбери и оценили ее в показателе валовой добавленной стоимости. Оказалось, что ежегодно  локальная экономика получает больше 100 млн фунтов благодаря мультифункциональности городка — при этом население здесь составляет всего несколько тысяч жителей. 

Пример Паундбери и других территорий показывает: мультифункциональность равна экономическому процветанию. На территориях с кафе и ресторанами, культурными и бизнес-пространствами человек скорее отдаст деньги локальному бизнесу — зачем ехать на другой конец города, если есть варианты в соседнем квартале? 

К тому же благодаря разнообразию функций жители пользуются услугами в пешей доступности и, соответственно, чаще ходят. Это, в том числе, улучшает локальную экономику — исследования показывают, что в районах, где люди чаще ходят, недвижимость стоит дороже. 

BOSTON Creative House, например, задуман как точка притяжения обновленной Почайны. Здесь обустроят большой парк для прогулок, отдыха и занятий спортом, доступный для всех жителей района. В самом комплексе будут располагаться небольшие магазины, салоны красоты, медицинские учреждения. И все это — рядом с развитой инфраструктурой самого района: торговыми центрами, супермаркетами —  а также зелеными территориями и общественными пространствами, которые появятся в будущем. 

В основе — здоровье 

Мультифункциональные районы и комплексы — это история не только про здания, но и про связь между ними. Как правило, эта связь достигается общественными пространствами и пешеходными зонами. Услуги в пешей доступности и удобная инфраструктура — идеальные условия для физической активности. 

Жители таких районов проводят на прогулках на час-полтора в неделю больше, чем резиденты менее «пешеходных» территорий — к такому выводу пришла международная группа ученых, проанализировав 14 городов в разных частях мира. А канадские ученые на примере Онтарио нашли корреляцию между планированием, заточенным под пешие прогулки, и снижением случаев ожирения и диабета у людей. 

От «пешей» инфраструктуры улучшается не только физическое, но и психологическое здоровье. Во время пеших прогулок люди чаще создают новые социальные связи и просто больше общаются с другими людьми. А это, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние: улучшается настроение, снижается риск депрессии и тревожных расстройств. 

В BOSTON Creative House задуманы сразу несколько территорий для общения и прогулок. Одна из них будет открыта для всех граждан, а внутренний двор — доступен только для жителей комплекса. В нем обустроят зоны отдыха, скверы, а также добавят спортивную инфраструктуру — беговые и велодорожки, баскетбольную площадку и скейт-парк. Автомобилям въезд в него ограничат — для них создадут подземный паркинг и отдельную наземную стоянку. 

Город за 15 минут

Разнообразие функций — один из базовых принципов концепции «15-минутного города», которая получает распространение в последние годы. Сейчас этот подход активно продвигают, например, в Париже. Идея заключается в том, чтобы каждый житель города мог за 15 минут дойти или доехать на велосипеде ко всей необходимой инфраструктуре — магазину, школе, больнице. 15 минут выбраны неспроста — это верхняя граница времени, которое человек готов тратить на то, чтобы дойти или доехать куда-либо на велосипеде. 

15-минутные города также рассматривают как способ сделать районы более дружелюбными и экономически процветающими. Но в то же время это стремление освободить дороги от автомобилей. В Париже уже запретили некоторые виды транспорта, обустроили пешеходные и веломаршруты вдоль Сены, а также создали десятки небольших зеленых пространств по всему городу. 

И это только начало. Теоретически идея мультифункциональных, 15-минутных районов — с низким спросом на личные автомобили, общественным электротранспортом и популярностью велосипедов и пеших прогулок — позволит снизить количество выбросов от транспорта наполовину. И заодно  — улучшит здоровье жителей и даст толчок локальной экономике. 

Уже скоро «жизнь в 15 минутах» можно будет прочувствовать в Киеве, в BOSTON Creative House. За пять минут здесь можно дойти до работы, по пути отведя ребенка в сад, а за десять минут на велосипеде — доехать до крупных магазинов или в большой парк. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск