В 2006 году хирург Иван Боровиков случайно узнал о тендере табачной компании на разработку программного обеспечения для промоакции. Так началась история компании Mindbox, которая за следующие 15 лет превратилась в одного из лидеров рынка автоматизации с 30%-ным ростом в течение шести лет подряд и 553 клиентами, среди которых — L’Oréal, Burger King, Tefal, Panasonic и Mark Formelle.

Основатель Mindbox Иван Боровиков рассказал о том, какие этапы развития прошла компания, чем автоматизация маркетинга может помочь бизнесу и почему выход на украинский рынок — хорошая новость для местных компаний. 

Что такое Mindbox

Mindbox — облачная платформа автоматизации маркетинга. Помогает собирать и обрабатывать данные о клиентах из онлайна и офлайна, автоматизировать коммуникации, управлять ими из одного окна и увеличивать выручку маркетинга.

В основе продукта — CDP, единый клиентский профиль, в который собираются данные из IT-систем. На основе этих данных мы строим целевой, то есть персонализированный маркетинг. В этом нам помогают четыре модуля: рассылки, персонализация сайта, управление лояльностью и медиа. В каждом модуле работают алгоритмы машинного обучения, повышающие их эффективность.

Как родилась и развивалась компания

Я начал заниматься бизнесом в 90-е: совмещал учебу в медицинском вузе с подработкой таксистом и продажей компьютеров. Чуть позже появился салон сотовой связи, а потом, одновременно с работой хирургом — компания виртуальной мобильной связи. Это был низкомаржинальный бизнес, поэтому в 2006 году я открыл новое направление — отдел разработки сайтов и сервисов типа «отправь SMS и скачай мелодию». 

В этот момент я случайно узнал о тендере табачной компании «Лиггетт Дукат» (сейчас JTI): выбирали разработчика промоакции с секретными кодами и призами. Тендер я выиграл и после этого получил сразу несколько предложений от FMCG-компаний и агентств, которым нужны были аналогичные механики. 

Позже мы пришли к пониманию, что FMCG и онлайн-магазинам нужны одинаковые инструменты. Оставалось лишь адаптировать платформу под e-commerce, не отказываясь от FMCG-возможностей.

В 2009 году у компании появилось новое название — Mindbox. Придумали его сообща на мозговом штурме как отражение нашей главной ценности — объединения умных людей.

Иван Боровиков с сооснователем и первым сотрудником Mindbox Александром Горником

Постепенно стало понятно, что наш продукт универсальный: централизация данных и запуск маркетинговых механик без помощи программистов полезен буквально всем, а не только e-commerce: от пиццерий до аптек и девелоперов, даже если у них нет онлайн-витрины. То есть рыночная ниша примерно в 3 раза больше, чем мы предполагали в начале.

Количество платящих клиентов Mindbox на конец года

Сейчас у нас 553 клиента из совершенно разных сфер, включая фешн-компании, рестораны, строительные гипермаркеты и издательства. 

Чем платформа автоматизации маркетинга может быть полезна бизнесу

Начну немного издалека — в маркетинге сейчас наблюдаются две основные тенденции: набирают популярность маркетплейсы и становится заметен тренд на приватность. 

С одной стороны, есть маркетплейсы, которые берут за заказы существенную комиссию, давят на продавцов ценами и шаг за шагом отвоевывают значительную долю рынка. При этом, работая с маркетплейсами, вы не видите своего покупателя: просто получаете запрос на заказ и отгружаете товар. 

С другой стороны, новые правила приватности (ограничения со стороны Apple и Google на использование сookies, необходимость явно запрашивать разрешение на сбор данных в мобильных приложениях) делают привлечение покупателей в интернете все более дорогим и менее эффективным.

В этой ситуации ценность уже привлеченных клиентов многократно возрастает, а единственным эффективным инструментом становится целевой маркетинг и персонализация: разговор с покупателями напрямую, без маркетплейсов и таргетированной рекламы, а также выстраивание человеческих отношений с ними без спама и безумных скидок. 

Если еще пять-шесть лет назад целевой маркетинг был скорее дополнительной возможностью, то сейчас это must have, а вскоре персонализация будет существенно влиять на стратегию развития компании или даже определять ее.

И здесь возникает дополнительная сложность: если в компании есть несколько инструментов, каждый из которых работает со своей частью данных без связи с остальными, — это оказывается неэффективно и дорого. Получается, что эффективность маркетинга напрямую связана с централизацией клиентских данных: без этого невозможна ни сегментация базы, ни целевые коммуникации. 

Так уже происходит у самых передовых компаний на рынке, например у Burger King, где CDP стала осью, на которую нанизывается весь остальной бизнес. 

Центр IT-инфраструктуры Burger King по программе лояльности — Mindbox. Платформа подключена ко всем каналам

Компании, подобные Burger King, уже прошли этап централизации и трансформации маркетинга. Он становится продуктовой функцией, то есть директор по маркетингу отвечает сразу за несколько направлений, включая закупки и продажи, а также единую стратегию коммуникаций с покупателями, которые не делятся на e-commerce и офлайн. 

В такой парадигме маркетинг не может существовать без постоянной генерации гипотез и их тестирования. То есть процесс развития маркетинга очень похож на разработку IT-продукта. Директор задает стратегию → стратегия декомпозируется на каналы → проверяемая гипотеза учитывает взаимодействие пользователя в разных каналах. У всего отдела маркетинга появляется единая метрика — выручка, которая зависит от частоты генерации гипотез и качества их реализации. 

Наша ключевая экспертиза — это продукт, который позволяет строить маркетинг именно в таком виде. Mindbox решает проблему интеграции данных и позволяет быстро и относительно недорого тестировать гипотезы и в онлайне, и в офлайне. 

Как компании на практике используют преимущества целевого маркетинга: история L’Oréal Luxe 

L’Oréal Luxe подключил Mindbox, чтобы хранить все данные о клиентах в одном месте, а также персонализировано общаться с покупателями премиальных брендов. Важно было также настраивать автоматические рассылки с учетом позиционирования каждого бренда — платформа дает такую возможность. 

CDP позволила идентифицировать клиентов во всех точках контакта, включая сайты, лендинги, платформы для опросов, офлайн-бутики. Это критически важно для персонализации общения: нельзя каждый раз создавать нового пользователя, заставляя клиента заново делиться своими данными и интересами.

В результате создается единый профиль клиента, который постоянно обогащается новыми данными. Благодаря дедупликации данных L’Oréal Luxe понимает, что клиент — один человек, а не, условно, два разных. Рассылки отправляются корректно: клиентка не получит предложение купить тушь на следующий день после оформления заказа в интернет-магазине. Вместо этого ей отправится полезная рассылка: список продуктов, которые дополнят образ. 

Полная информация о клиентах позволяет быстро сегментировать базу — с помощью фильтров Mindbox это делается в несколько кликов. L’Oréal использует два типа сегментации: playbook и операционную. 

Playbook-сегментация одинакова на всех рынках присутствия L’Oréal и дает возможность запускать единые промокампании. Учитываются следующие критерии: 

  • RFM-анализ. Recency (давность) — дата последнего заказа, Frequency (частота) — количество заказов клиента за все время и Monetary (деньги) — сумма всех заказов.
  • Интересы. Ароматы, уход, макияж — одна или сразу несколько категорий.
  • Предпочитаемый канал. Онлайн, офлайн или омниканальный клиент.

Операционная сегментация разрабатывается под конкретную задачу и учитывает в том числе дату добавления в базу, интерес к рассылкам и возраст. 

Всего у L’Oréal Luxe более двух тысяч клиентских сегментов. Они используются: 

  • в массовых рассылках, чтобы отправлять письма только тем клиентам, которым они могут быть интересны;
  • в сотнях автоматических рассылок, чтобы, например, стимулировать клиентов на совершение повторных покупок и снять часть рутинных задач с колл-центра.

Данные о предпочтениях и покупках клиентов используются не только в коммуникациях, но и при разработке маркетинговых акций: платформа хранит бьюти-данные, например тип кожи и волос.

Результаты персонализации маркетинга L’Oréal Luxe: 

Какие преимущества даст выход Mindbox на украинский рынок 

Первым официальным партнером Mindbox в Украине стала компания Up Level. 

Теперь местные компании и представительства международных брендов смогут: 

  • заключать контракт напрямую с украинским юридическим лицом, 
  • получать поддержку от персонального менеджера на территории Украины — на этапе внедрения и в процессе работы с платформой,
  • платить в национальной валюте и экономить на конвертации.

Персональные данные клиентов хранятся на территории ЕС и обрабатываются в соответствии с европейскими стандартами (GDPR). Сервис Mindbox полностью соответствует украинскому законодательству о защите персональных данных.