User Friendly 3.0: новая норма для создания IT-продукта

1773

Мирослав Хмарский, партнер юридической компании AVITAR, в колонке для AIN.UA рассказывает о сути концепции User Friendly 3.0 и приводит ряд аргументов о том, почему она должна лежать в основе процесса создания современных IT-решений.

Мирослав Хмарский
Фото — автора

Если задать себе вопрос: «Что управляет нашей современной жизнью в интернете?», то одним из множества ответов будет предположение о том, что «машина» должна предвидеть то, что мне нужно. И, если начать серьезно разбираться с вопросом «что нужно», то здесь мы выходим далеко за рамки потребительских нюансов.

  • Разве нам не нужно ощущение безопасности при скачивании очередного приложения?
  • Разве у нас нет потребности в том, чтобы продукт был «честным и понятным» для нас, чтобы мы не ждали подвоха или обмана?
  • Разве у нас нет необходимости в доступе к продукту в ситуации, когда наши возможности ограничены или когда у нас есть особые потребности?

Сегодня пользовательский опыт («что нужно пользователю») превратился из второстепенной, побочной темы в тему, которую не может игнорировать ни один дизайнер или разработчик. Наше взаимодействие с технологиями происходит практически сиюминутно, следовательно, любой продукт, которым мы пользуемся, должен соответствовать нашим явным и скрытым потребностям, ожиданиям, особенностям и даже вкусам.

Так каким же должен быть продукт, чтобы всему этому соответствовать?

Немного истории. User Friendly

Сочетание слов User Friendly активно вошло в жизнь веб-дизайнеров с легкой руки  Клиффа Куанга (Cliff Kuang) и Роберта Фабриканта (Robert Fabricant) после публикации их книги «Удобство для пользователя: как скрытые правила дизайна меняют наш образ жизни, работы и развлечений».

Несколько лет книга считалась обязательной к прочтению всем, кто любит хорошо спроектированные продукты, следит за инновациями и хочет разобраться со скрытыми правилами, определяющими, как дизайн интерфейса формирует наше поведение и настроение в целом или конкретную реакцию на тот или иной продукт.

Скрывая большую сложность за соблазнительно простыми кнопками, мы теряем способность контролировать то, как все работает, — писали авторы в своей книге. Современный пользовательский интерфейс становится черным ящиком. Это железный закон удобства для пользователя: чем более цельным становится опыт, тем более непрозрачным он становится… Хотя сегодня легче и легче потреблять вещи, становится все труднее и труднее выразить то, что нам действительно нужно…

Что нужно заложить в продукт, чтобы пользователю было хорошо?

Поскольку User Friendly — это, сравнительно, молодая история, можно однозначно сказать, что в самом начале создатели интерфейсов были сфокусированы на красоте, руководствуясь эстетическими вкусами пользователей с учетом минимальных требований.

С юридической точки зрения, например, User Friendly — это обязательное наличие на сайте или в приложении на видном месте юридических документов, которые дают понять пользователю что происходит с его персональными данными на этом ресурсе: Privacy Notice, Cookie Policy, Terms of Use.

В концепции User Friendly важен мотив, которым руководствуется создатель продукта. Не «сделать красивую кнопку и повесить документы, чтобы не попасть на штраф», а «сделать так, чтобы пользователь получил то, что он хочет в нужном ему виде и был хотя бы минимально проинформирован о внутренних процессах ресурса.

Очень быстро, дизайнеры пришли к тому, что одной эстетики недостаточно. Самый красивый сайт должен быть удобным для пользователя, не нарушать логику, выстроенную в голове пользователя, не заставлять производить лишних действий, предпринимать минимум шагов для достижения желаемого результата.

Для создателей продукта следующая версия подхода (User Friendly 2.0) — это удовлетворение потребностей пользователя с точки зрение красоты и удобства и соблюдение юридических требований к продукту с точки зрения дизайна, маркетинга, защиты персональных данных и пр.

User Friendly 3.0 — новая норма для создания и потребления IT-продукта

В отличие от своих предшественников User Friendly 3.0 – это подход, который имеет отношение не только к дизайну продукта, но и к разработке, а также, юридическим и человеческим законам в интернете и к поведенческим особенностям пользователя. Другими словами, когда мы нажимаем красивую и удобную «кнопку», мы все — от создателей продукта до самого неискушенного юзера — должны помнить о том, что кроме «красиво и удобно» должно быть еще «доступно, безопасно и честно».

Сегодня мы понимаем, что продукт должен быть красивым и удобным по определению. Вместе с тем, этого совершенно недостаточно для того, чтобы пользователь чувствовал себя в безопасности. А, как мы знаем, опасности подстерегают пользователя в интернете на каждом шагу. Особенно, если речь идет о персональных данных.

Именно об этом и должны позаботиться создатели продукта. Обладая навыками и умениями в области разработки и дизайна, что может обеспечить удобство и эстетику продукта, создатели нового решения должны подумать о соблюдении не только юридических, но и человеческих правил. И сегодня это уже не просто «пожелание», а насущная норма, при несоблюдении которой, продукт не будет иметь успеха.

User Friendly 3.0 стоит на трех «китах»:

  • Accessible
  • Safe
  • Honest

Для того, чтобы продукт был конкурентоспособным на современном рынке, он должен быть:

  • Доступным для всех (включая людей с инвалидностью, которые имеют такое же право на доступ к информации, как и все остальные).
  • Безопасным во всех отношениях, особенно, с точки зрения защиты персональных данных.
  • Честным и прозрачным — то есть, вызывающим оправданное доверие и понятным для пользователя.

User Friendly 3.0 — это комплаенс + эргономика.

Комплаенс в этом случае — это соответствие юридическим, техническим и маркетинговым требованиям, а эргономика в данном случае — приспособление IT продукта для  наиболее безопасного и эффективного использования, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма).

Сегодня User Friendly 3.0 — это не будущее, а настоящее. Это норма, которая должна быть внедрена в каждый продукт и сделает его конкурентоспособным, привлекательным для инвесторов и любимым для пользователя.

Автор: Мирослав Хмарский, партнер юридической компании AVITAR

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск