«Вы, наверное, и Java забыли»: как я искала работу в IT после трех лет декрета

5727
1

Java Developer Алиса Попова работала в Киеве на позициях от джуна до техлида в продуктовых компаниях и аутсорсе. В 2018 году у нее появился ребенок, и специалист на несколько лет ушла в отпуск по уходу за ним. В серии публикаций на Facebook она рассказывает, как искала работу после выхода из декрета. С разрешения автора AIN.UA публикует ее рассказ.


В октябре 2020 года, в уже ковидные времена, я решила, что могу тряхнуть стариной и походить по собеседованиям. Тем более, все удаленно и ходить в прямом смысле никуда не нужно. Взяла наконец няню и создала аккаунт на «Джинн».

Фото предоставлено автором

Я честно написала, что последние 3 года была на maternity leave. Муж говорил «Астанавись, напиши, что фрилансила в последний год». Но когда я сама собеседовала кандидатов, больше всего терпеть не могла вранья в резюме и сама приукрашивать ничего не собиралась.

Я, конечно, понимала, что большая часть моих тех-скиллов безнадежно утеряна, и я в принципе не пройду собеседование на синьора (а лидовые позиции мне стали неинтересны совершенно), поэтому апплаилась только на java middle. Ну и, конечно, на меньшие деньги.

Я отправила свою кандидатуру в 30 контор. Очень многие мои знакомые считали, что я быстренько получу свой оффер, ведь у меня ж есть опыт. Как оказалось, сложно было не пройти техническое интервью, а попасть на техническое интервью.

Отправляла резюме через «Джинн», анонимный поиск работы. Из 30 контор в 29 ответили одинаково: «А что вы делали последние три года? У вас в опыте пропущен этот временной слот?». Я отвечала: «Как указано в профиле, с начала 2018 по сейчас (октябрь 2020) я была на maternity leave». Мне: «Но вы же, наверное, фрилансили? Или парт-тайм работали? Или писали что-то для себя?». Я: «Нет, я не открывала ноут все эти три года. И вместе с тем я готова проходить техническое интервью».

Дальше из 29 контор 26 ответили вариациями на тему: извините, у нас есть кандидаты с более релевантным опытом в последние три года/извините, но без опыта в последний год мы никого не рассматриваем и т.д. Т.е. мое резюме вообще не попало к техническим специалистам, как в анекдоте, в котором синьор-рекрутер выбрасывает в мусорный бак половину стопки резюме со словами «Нам не нужны неудачники!».

Итого.

26 контор сразу написали по тексту выше (мол, до свиданья), три конторы (пусть это будет A, B, C) отписали «у вас мало шансов и, все же давайте поговорим на рекрутерском интервью, и там решим». И в одной конторе (пусть это будет F) ничего не написали про maternity leave, а просто назначили рекрутерское интервью. И впоследствии это был единственный кейс общения с адекватным рекрутером из всех этих случаев.

Компания А. Или мой worst-case scenario.

Рекрутерское интервью. Ректурер спрашивает:

— Почему вы не работала эти 3 года? Вы понимаете, что теперь никому не нужны?

— Почему? Ведь я не работала всего три года, я что-то помню, не вижу ничего странного в том, что я сидела со своим ребенком столько, сколько посчитала нужным. Все-таки я иду на более низкую позицию и меньшие деньги.

Потом все прояснилось.

Рекрутер:

— Извините, Алиса, но я тоже мать, моему ребенку не 2.5 года, как вашему, а всего 9 месяцев, я вышла на работу, когда ему и месяца не было, он все время с бабушкой. Я не просто так вышла на работу, в нашей профессии выпадаешь на год и уже никому не нужен.

Стоп. Стоп. Стоп! В этот момент я подумала, что это не интервью, а какая-то попытка навязать мне свою картину мира, и как мне надо было жить мою жизнь. Я на полном серьезе считаю верхом непрофессионализма проводить такую аналогию между собой и кандидатом, и еще озвучивать её вслух!

Я спросила:

— У вас есть ко мне профессионального плана вопросы?

— Вы наверное забыли английский. Давайте проверим.

Проверили. Похоже, я ее удивила. Рекрутер:

— Готовы ли вы проходить техническое собеседование? Вы же и джаву забыли…

— Готова.

Каким-то магическим образом она таки отправила мое резюме техническим специалистам и я попала на техническое интервью. После такого рекрутерского интервью я уже была нацелена никогда не работать в этой конторе, но поскольку это была первая возможность пройти техническое интервью за три года, я не отказалась.

На техническом интервью меня собеседовал приятный парень-тимлид. По воркфлоу в этой компании — два техинтервью: первое с лидом и второе — с командой со стороны заказчика. Я ответила на технические вопросы, к моему удивлению, интервью было простым и без написания кода.

В конце интервью неожиданно тимлид спросил:

— А почему вы собираетесь выходить на работу? У вас же маленький ребенок.

— Да, я посвятила ему 100% своего времени за последние 2,5 года, сейчас я хочу вернуться к своему любимому делу — писать код и я уверена, что смогу совместить это с материнством.

— Я спрашиваю не просто так. У меня тоже маленький ребенок, ему 3 года и с ним сидит жена.

— И?

— И женщина должна сидеть дома с детьми.

Занавес. Это — одна компания, где рекрутером я уперлась в убеждение «женщина в нашей профессии не должна долго сидеть в декрете, так как потом никому не будет нужна», а с техническим специалистом — в совершенно противоположное убеждение, что женщина должна сидеть с детьми (сколько именно лет, я не в курсе).

Мне назначили дату второго техинтервью, но я отказалась, так как работать с лидом, у которого уже есть предубеждение на мой счет, не собиралась. К счастью, больше ни с одним, ни со вторым убеждениями я не встретилась в последующих интервью.

Компания В

В этой компании я очень хотела работать. Много лет назад я уже получала в ней оффер и отказалась из-за того, что офис далеко от дома. Но в 2020 эта компания предлагала ремоут, поэтому в нее попасть мне хотелось вдвойне сильней.

На рекрутерском интервью тему матернити лива пропустили, потом отдельно было собеседование на английском с их преподавателем. А вот потом оказалось, что перед техническим интервью в компании есть часовое интервью с тремя HR-ами. Ну ок. Никогда до этого у меня не было такого HR-интервью (и в этой компании в прошлый мой заход его не было).

Весь час интервью мне задавали вопросы по теме того, как будет выглядеть мой день с работой и ребенком, как я буду справляться, кто мне будет помогать, а как я поеду в командировку и оставлю ребенка, а если долгосрочно, а если он заболеет, а я в командировке, а какой инпут (да-да, именно инпут, так и сказали) делает мой муж в родительство, а какой инпут делают бабушки.

Мне кажется, мне прям провели какую-то сессию терапии, я столько кейсов узнала и сценариев своей будущей жизни. Но все очень тактично, максимально вежливо спрашивали и, вероятно, составляли мой психологический портрет (но это неточно). Должна отдать должное, не было после разговора с ними ощущения вынесенного мозга/подавленности/безысходности моей ситуации/ощущения, что я никто и ничего не стою/тд.

В этой конторе мне тоже назначили техническое интервью. Оно было в прямом смысле слова интересным. Интервьювер (мужчина за 30, не техлид, а именно специально выделенный человек, занимающийся собеседованиями в компанию, а не на конкретный проект) сразу создал впечатление очень толкового и разбирающегося во всех на свете технологиях.

Меня погоняли по вопросам от миддла до синьора, я даже повозмущалась, почему вопросы на синьор-левел, если я ищу миддл-позицию, на что мне ответили, что задача в том, чтобы определить мой текущий уровень. Собеседование я прошла. Мне назначили дату следующего уровня (их было 7, 7 уровней, Карл!).

Ну а я переключилась на компанию С.

Компания С

Интервью с рекрутером напоминал стиль рекрутера из компании А, разве что она не перешла на личности: А вы, наверное, забыли английский (мне прям понравилось, что формулировка вопроса точь-в-точь)? А вы, наверное, забыли джаву? А вы готовы проходить техническое интервью? А вы сможете решить алгоритмическую задачу и писать код, и шэрить экран? (это стрессово даже для кандидатов с опытом).

Воркфлоу найма в компании С был больше заточен на техническую часть и вместо всяких непонятных ПМ-интервью у меня было несколько технических собеседований: одно по теории Java, второй по теории, но с заказчиком, и потом еще третий уровень — кодинг. Тебе дают задачу на алгоритмы (мое любимое), ты ее решаешь в IDE с шэрингом экрана и еще комментируешь свои действия. Мне прям понравилось.

Ребята веселые попались и задачу я на ура решила. Ребята шутили, что в сравнении со мной это другие кандидаты были на maternity leave. И выдали мне оффер.

Это была первая победа, т.к. на технических интервью собеседующих интересовал только мой технический скилл, а не вот это все.

Только по факту оказалось, что изначально до собеседований компания обещала ремоут, а по факту нужно было работать в офисе, он расположен далеко, что мне не подходило (думаю, большинство мам поймут, лучше 2 часа провести с ребенком, чем в дороге) и я отказалась.

Компания F

Рекрутерское интервью. Рекрутер (говорит на идеальном украинском, я привожу русский аналог):

— Я вижу, что вы были в декретном отпуске, подскажите, пожалуйста, сколько лет вашему малышу?

— 2,5.

— А вы разговариваете с ним на английском?

— Да, он уже знает 20 слов на английском и любит песни на английском языке.

— Со мной мама тоже с 2 лет говорила на английском. Я уверен, что он у вас прекрасный, давайте проверим.

Проверили. Рекрутер:

— Давайте назначим дату технического интервью. Я очень внимательно изучил ваше резюме, уверен, что вы нам отлично подойдете, и я прекрасно понимаю, что вы получали до декрета гораздо больше, чем просите сейчас.

Я честно офигела в положительном смысле этого слова, что попался классный рекрутер, после всех предыдущих рекрутерских интервью я вообще не рассчитывала на такой сценарий. В моей картине мира рекрутер представляет компанию, это — первый человек, с которым ты знакомишься в компании, если он ведет себя максимально профессионально, то с такой компанией хочется продолжить общение, если нет — то нет.

Имхо, предыдущие рекрутерские интервью были про попытку обесценивания меня (но это сугубо мое личное мнение)

Техническое интервью с техлидом было легким, как в компании А, даже скучноватым. Напоследок он тоже задавал, в том числе, нетехнические вопросы про ребенка, про няню, а что будет, если вот эта новая няня и ребенок не найдут общий язык и тд.

Вообще по нему было видно, что он максимально неконфликтный, не строгий, справедливый, ответственный (что идеально мне подходит). Единственное, что мне не понравилось, это какая-то его фраза, которую я не помню дословно, но смысл был в том, что он ещё не видел толковых девочек-программистов (таких коллег в моем опыте было валом, поэтому меня это не смущало).

Мне сделали оффер в этой конторе F. Более того, мне предложили чуть больше денег, чем я просила и я согласилась.

PS: У лида действительно было предубеждение, что не бывает толковых девушек-программистов. Он пересмотрел свои убеждения после появления меня в его команде (по его словам). Лид сделал мне рейз по деньгам через 4 месяца моей работы в команде, чтобы я от него не убежала. Няня и малыш отлично поладили.

PPS: Изначально у меня была возможность попасть на работу по знакомству в двух местах. Но я очень хотела найти работу своими силами без кумовста и нетворкинга и проверить, насколько это вообще возможно после декрета.

В то же время, как я потом узнала, лид компании F нашел на меня рекомендации через общих знакомых, прежде, чем делать оффер, что, вероятнее всего, сыграло немалую роль в ходе событий. А значит, сработал тот самый нетворкинг, которого я хотела избежать.

Автор: Алиса Попова, Java Developer

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Цікава історія. В місцевих компаній явно немає кадрової стратегії, просто бери те що є і продавай раб силу. А для старших девів, жінок після декрету і інших групп це реальний фактор і причина релокейту в країни де така стратегія є.

Поиск