Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
Работу в гемблинге окутывает множество мифов. Кому-то кажется, что это «ставки и азарт», в то время, как индустрия далеко ушла от того, что было несколько лет назад. Авторы AIN.UA поговорили с тремя специалистами компании FAVBET. Они рассказали, почему гемблинг — это про технологии, решение непростых задач, синергию с клиентами и возможность стремительного карьерного роста.
Работу в гемблинге окутывает множество мифов. Кому-то кажется, что это «ставки и азарт», в то время, как индустрия далеко ушла от того, что было несколько лет назад. Авторы AIN.UA поговорили с тремя специалистами компании FAVBET. Они рассказали, почему гемблинг — это про технологии, решение непростых задач, синергию с клиентами и возможность стремительного карьерного роста.
Я работал в сфере гемблинга более 6 лет. Однако после этого занимался управлением проектами разработки устройств. Есть мнение, что гемблинг и беттинг отстает от IT-индустрии на несколько лет. Но тогда, 9 лет назад, большим открытием для меня стала прогрессивная организация технических решений и взаимодействие с регуляторами. Давление рынка заставляет эти системы быстро эволюционировать для работы с высокими нагрузками и новыми маркетинговыми потребностями. Команды адаптируются к новым требованиям и стараются работать на опережение. Индустрия в 2021 году и несколько лет назад — это две разные отрасли.
Самый частый кейс в разработке: сделать всё быстро либо правильно во всех вариациях. И конечно же, бизнесу хочется быстро, а разработчикам — правильно. Реальное решение между двумя полюсами, но проблема в поиске баланса в каждом конкретном случае. Случалось, мы закапывали техдолг для того, чтобы успеть к турнирам и выставкам, а потом тушили связанные проблемы и работали сверхурочно. Вопрос в том, стоило ли это того. Но это зависит от того, что получили на выходе. Обратная ситуация: разрабатываем логичное решение для клиентов. Тестируем, выкатываем, радуемся. А клиенты продолжают пользоваться старым вариантом решения, ведь они к нему привыкли. Итерационный подход (выполнение работы одновременно с анализом получаемых результатов) отчасти решает подобную проблему, но есть пропасти, которые итерациями не преодолеть.
Естественный механизм роста не зависит от команды, да и в принципе не зависит от отрасли. Специалист растет, когда инвестирует в свое развитие: деньги, время, дополнительные усилия. В IT, как правило, менеджеры и другие специалисты рано выходят за пределы своей зоны ответственности, определяемой текущей позицией. Задача менеджмента — определять людей с потенциалом и доверять им поручения «на вырост». А потом смотреть, кто перерос текущую позицию и перемещать их выше по карьерной лестнице. Внутри департамента действуют технические пути развития, а также путь управленцев. У нас в штате есть сотрудники, прошедшие путь от службы поддержки до управляющего программой, как по мне — здоровый показатель.
В ближайшей перспективе — запуск нового проекта в украинском правовом поле. Наконец-то появляется законодательная база для онлайн-оперирования в Украине. С технологической точки зрения интересен переход от внутренней отчетности, основанной на ETL-процедурах, к отчетности на базе трансформации потоков событий «на лету». Это позволит быстрее обрабатывать финансовую и операционную отчетность, а также избавится от нескольких десятков устаревших процессов.
В прошлом была ситуация с падением операционной базы вместе с резервными копиями. Данные восстанавливали из разных источников. Даже не хочу представлять себе количество ручной педантичной работы, которую выполняла команда в круглосуточном режиме. Тем не менее, данные восстановили, систему завели с минимальными потерями пользовательской информации. Из насущного — большинство кропотливой работы так или иначе связано с репортингом, там все время нужны доработки, исправления и расследования.
Скажу по личному опыту: для решения рабочих разногласий помогает на время разойтись и трезво осмыслить мнение оппонента. Через время команда собирается и продолжает обсуждение уже в конструктивном русле. Естественно, в каждой области должен быть тот самый человек, который отвечает за финальное решение: техлид, менеджер, архитектор или аналитик. Если не договорились, проблема выходит на уровень выше, обычно уже с несколькими вариантами решения.

Из примеров: аналитик обнаружил логическую нестыковку в новой функциональности администратора и хочет ее исправить. Это требует остановить текущую разработку до прояснения доменной модели. В то же время команда настроена продолжить работу по текущему видению, так как работа запланирована в спринт и ее ждут к определенному сроку. После перерыва изначальная эмоциональная дискуссия свелась к взвешенному анализу «за» и «против», сошлись на продолжении работы с созданием задачи в техдолг с высоким приоритетом.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КОМАНДЕ
До гемблинга мой опыт строился в продуктовых IT-компаниях. Сферами гемблинга и беттинга я, на самом деле, мало интересовалась. Наверное поэтому у меня не было устойчивых стереотипов, которые помешали бы сюда перейти — с рынком я уже знакомилась как специалист. При поиске работы я руководствовалась двумя главными для себя факторами: проект и то, насколько команда «моя». На первом же собеседовании в FAVBET мне открыто рассказали, с какими барьерами на рынке мне придется столкнуться, какое множество законодательных ограничений нужно будет учитывать, какая у компании философия и как ответственно они подходят к своему делу и аудитории. Для меня это прозвучало так: «Настя, будет сложно, но интересно».

Наверное как и любой маркетолог, я понимаю, что работать с тем, что всегда само по себе хорошо продается и воспринимается — это немного о скуке и торможении в развитии. Поэтому вызовы этой индустрии — это как раз то, что драйвит меня больше всего. Также свою роль сыграли руководитель и команда — подкупила открытость и ответственное отношение к своей работе. Я поняла, что мои оба критерия к выбору работодателя совпали.
Мало в каких компаниях можно встретить настолько большой отдел маркетинга. Многие вопросы, которые обычно закрываются аутсорсом, здесь решаются своим полноценным внутренним агентством. Соответственно, с таким количеством параллельных проектов я тоже столкнулась впервые. Понадобилось достаточно времени, чтобы разложить для себя всё по полочкам, но для этого мне предоставили все материалы, ссылки, презентации, исследования, которые максимально помогли.

По своим наблюдениям и опыту знаю, что отдел маркетинга — это самые ярые адвокаты бренда. Они его создают, взращивают, лелеют и очень за него переживают. А когда окружает большое количество таких людей — это очень заряжает и помогает быстрее проникнуться идеей каждого проекта и быть «в игре».

Также откликнулись ценности, которые я прочувствовала быстрее, чем ознакомилась на бумаге. Спортивный дух здесь присутствует не только в мышлении и желании побеждать, но и в буквальном смысле — в период «Евро-2020» мы смотрели все матчи и каждый болел за свою команду. Мне кажется, именно такую атмосферу соискатель хочет видеть в любом работодателе. Период адаптации только показал правильность моего выбора и насколько серьезно и профессионально ребята подходят к своей работе.
В апреле этого года мы провели ребрендинг и запустили рекламную кампанию 360°. В новое позиционирование была заложена философия ответственной игры. При работе над проектом команда вдохновлялась британскими букмекерами, которые относятся к своим клиентам уважительно и интеллигентно. Это было знаковым событием для индустрии в Украине — впервые аудитории рассказали об эмоциях от игры, а не обещали моментальное богатство. Тенденцию подхватили и некоторые другие компании, потому мы рады, что у рынка появился правильный вектор и здоровая конкуренция.

Очень активно провели период «Евро-2020», который сопровождался максимальной концентрацией команды и наших активностей — это была полноценная рекламная кампания с роликом, различными AR-масками, акциями, бонусами и даже контрактом с новым амбассадором — корги по кличке Лойд. В этом проекте мы побили рекорды и по бизнес-метрикам, и по количеству своих суперсил. Один из любимых кейсов — ребята за вечер и $100 смогли здорово завируситься и попасть в топовые СМИ, включая The Guardian. Это был просто флаг напротив посольства Швеции с благодарностью за 1/8 финала Евро.

Также в этом году запустилась геймифицированная акция в стиле GTA, главными призами которой является 21 машина: Ford и Jaguar. Сейчас как раз проходит третий и последний этап акции. Еще мы возобновили проект, который был заморожен с началом пандемии — FAVBET Experience. В рамках него наши клиенты имеют возможность полететь в путешествие за границу на матч мечты.
Индустрия гемблинга и беттинга в Украине — это про мировые практики, ответственную игру и интеллигентность. В наших коммуникациях вы не найдете кричащих маскулинных образов, обещающих озолотиться. Все проекты мы пропускаем через призму responsible gaming (ответственная игра) и один из основных принципов, которого мы и дальше будем придерживаться — это отношение к игре, как к способу развлечься и усилить свои эмоции, а не способ разбогатеть. Это не только про более здравый подход, но и про обязательное информирование, образование игрока. Наш потенциальный клиент с удовольствием платит Netflix или донатит на Twitch, и делает он это для того, чтобы провести приятный вечер за просмотром интересного кино, или чтобы увидеть реакцию стримера. Точно так же с помощью нашего продукта человек может сделать просмотр своего матча более волнительным и будет болеть за свою любимую команду, как никогда. Это не про выигрыш, а про полное погружение в любимый спорт, потому мы и дальше будем развивать наше ключевое сообщение «Будь внутри игры».
Сначала стоит спросить себя: «Что именно вызывает у меня сомнения?». Когда я задала себе этот вопрос на собеседовании, все мои аргументы были размытыми и основывались на когда-то услышанных мнениях. При этом я отметила, что сижу в классном стильном офисе, а собеседующий меня руководитель говорит про лицензированный легальный бизнес, пример британских букмекеров и команду мечты. Рынок меняется, возможности растут — дайте себе шанс попробовать новое и участвовать в становлении целой индустрии в стране.

Сфера гемблинга и беттинга в Украине переживает большие изменения, связанные с легализацией бизнеса, повышенной конкуренцией и высокими темпами развития. С другой стороны, у украинской аудитории есть настолько устоявшийся образ этого бизнеса из 90х, что идей и работы хватит на всех. Это говорит о больших вызовах, интересных кейсах, сложных решениях и умении балансировать между строгими законодательными рамками и современными мировыми трендами. Как по мне, такие условия отлично подходят для профессионалов-дисрапторов — тех, кто работает не по шаблону и постоянно ищет новые пути. У таких специалистов действительно будет большое поле для развития.

Одними из ключевых факторов при выборе работодателя являются зарплата, возможности роста, страховка и гибкий график. Определите лично свои требования к компании и открыто задавайте интересующие вас вопросы. Работодатель в этом заинтересован не меньше. Также стоит браться за тестовое задание, если оно является одним из этапов собеседования. Оно поможет не только в ходе выполнения больше вникнуть в сферу и проникнуться идеологией компании, но и понять, насколько ожидания работодателя к кандидату соответствуют вашим собственным.
Моя должность совмещает и цифры, и креатив — почему-то это сочетание у меня вызывает особенные чувства еще с первого курса обучения маркетингу в университете. Я сторонник того, что любая картинка или ролик, даже если они кажутся простыми и незамысловатыми, должны быть результатами исследований и стратегий. Только так коммуникации будут консистентны, а работа команды и показатели будут продолжать двигаться по вектору, намеченному компанией. Это также дает большой диапазон для деятельности, возможности переключаться с более творческих задач к более точным и дотошным. Мне нравится, что приходится разбираться и с законодательством, и поведенческими паттернами, и веб-разработкой, и брендом работодателя, и так далее. Чем шире знания, тем больше понимаешь свою аудиторию и увеличиваешь свои шансы ее завоевать.

Также важна среда — бренд-дивизион FAVBET состоит из разных команд, которые тесно взаимодействуют: Creative, Production, SMM и Brand. Каждый профессионал своего дела и любую проблему мы можем оперативно комплексно решить, рассмотреть с разных сторон. Работа с такими специалистами само по себе большое удовольствие.
Сейчас фокус работы направлен на brand awareness building — это проекты «в долгую», которые станут фундаментом для увеличения прибыли за счет не только привлечения, но и лояльности, CRR. Мы активно развиваем инициативы responsible gaming, образовываем аудиторию, геймифицируем проекты и поддерживаем эмоциональную составляющую во всех коммуникациях. Мы также продолжаем работать над восприятием индустрии в целом — уводим ее от стереотипов мошенничества и моментального обогащения в сторону получения эмоций и культуры ответственной игры.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КОМАНДЕ
Построение системы стриминга ивентов — для меня стало одним из самых интересных проектов. Я — большой поклонник event-driven-дизайна и асинхронных вычислений. Но такой подход требует более тщательной проработки, в том числе аварийных ситуаций, по сравнению с традиционным подходом «запрос-ответ». Но получаемые в результате преимущества в виде повышенной масштабируемости и гибкости с лихвой окупают затраченные усилия. Кроме того, когда ты регулярно применяешь такой подход, меняется твой способ восприятия потоков данных и ты начинаешь с легкостью подмечать даже тонкие нюансы.
На одной из предыдущих работ использовалась так называемая «админка». Это был UI для администрирования всей системы. Построен он был по модульному принципу, чтобы отдельные команды могли разрабатывать свои части UI независимо от других. Использовался для ее разработки самописный фреймворк. И этот фреймворк был основным источником «страданий» разработчиков. Разработка админского UI отнимала 80% времени разработчиков. Понимая это, я начал разбираться во фреймворках, которые использовались для разработки UI. Оценил возможность их применения для решения наших задач и остановил выбор на React.

Дальше я разработал подход, который позволил построить законченное решение и интегрировать его в «админку», обучил команду разработчиков новому походу, и мы вместе его откатали на рабочем проекте. Примечательно то, что мне удалось изменить взгляд на разработку UI у разработчиков, которые до этого и слышать ничего не хотели об этом. Новый подход настолько всем «зашел», что в той компании до сих пор его применяют и внедряют в других командах.
Не могу сказать, что у меня были какие-то мифы, когда я пришел в гемблинг. Вообще, я с детства мечтал разрабатывать игры. Правда я мечтал о том, что называется ААА-игры — это блокбастеры в игровом мире с многомиллионными бюджетами, актерами первой величины и армиями поклонников. И мне даже удалось поработать над парой таких игр. Что я для себя отметил после этого, так это то, что гемблинг не так уж сильно отличается от традиционного геймдева — та же нацеленность на развлечение игрока, те же способы выстраивания отношений с игроком и создания у него игрового опыта. Разве что бюджеты здесь поскромнее и регуляции побольше. Для меня вообще стал сюрпризом подход responsible gaming, который практикуют гемблинговые компании. Компании действительно заботятся о том, чтобы игра оставалась развлечением, и игроки в азарте не проигрывали свои сбережения.
Момент, когда находишь красивое решение проблемы, над которой работаешь. В работе Solution Architect много рутины, но есть место и творчеству. Сейчас любой разработчик знает из каких компонентов строится система, для каких задач подходит реляционная база данных, а когда следует применять NoSQL-решение, или какие проблемы решает асинхронная обработка сообщений. Но задача архитектора — проанализировать бизнес-требования, в том числе не всегда очевидные, заложить возможность роста системы и построить оптимальное решение, которое будет реализовывать потребности бизнеса не за все деньги мира. Иногда «правильное» решение находится быстро, а иногда «приходит» в самый неожиданный момент после дней безуспешных поисков. Вот это осознание того, что ты решил задачу, и дает самое большое удовлетворение от работы.
Главное, на чем будет сосредоточена работа в ближайшее время – это создание стратегии развития архитектуры продукта. Особенность гемблинга в том, что у бизнеса всегда много идей по поводу того, какую функциональность еще добавить. В результате система растет быстро и не всегда организованно. Постоянно растущая нагрузка на систему тоже добавляет проблем. В погоне за функциями и постоянно решая текущие проблемы легко забыть о стратегических целях. Моя задача сейчас — разработать стратегию развития архитектуры, донести ее до бизнеса и разработчиков, а также выстроить процесс архитектурного анализа и дизайна.
Меня движет вперёд возможность непрерывно развиваться. Я с детства люблю решать сложные задачи и в архитектуре программного обеспечения я имею возможность воплотить свою страсть. Каждая система уникальна с точки зрения архитектуры и это позволяет находить новые применения старым знаниям. Кроме того, отрасль все время двигается вперед. Это видно в том числе и по молодым специалистам — с каждым годом они все лучше подготовлены, больше знают, чем их предшественники, все более открыты для новых идей. Все это не дает расслабиться — приходится постоянно учиться.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КОМАНДЕ
ПАРТНЕР
Материал подготовлен при поддержке FAVBET
Что это значит?
ВЕРСТКА
Дария Корнеева
МЕНЕДЖЕР
Ирина Насильнева
ПРОДЮСЕР
Александра Герт
ФОТО

Дмитрий Ларин

Ксения Тюрикова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ FAVBET
Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний», PR, «Спецпроект», «Промо» и «Блоги» публикуются на правах рекламы.
© 1999-2021 AIN.UA