Дмитрий Дубилет — о запуске бизнеса в Украине и за рубежом

5285

Предприниматель и сооснователь Checkbox Дмитрий Дубилет в своей колонке для AIN.UA рассказывает об особенностях создания продуктовых компаний в Украине и за ее пределами.


С каждым годом в Украине появляется все больше продуктовых IT-компаний. Часть из них ориентирована на иностранные рынки, часть — чисто на внутренний. Последнее время я занимаюсь бизнесами обоих типов и хотел бы поделиться с читателями AIN.UA некоторыми наблюдениями, чем они отличаются друг от друга.

Само собой, независимо от того, на какой регион ориентирован ваш продукт, перед вами всегда будет стоять примерно одни и те же вызовы: поиск талантов, управление разработкой, стабильность продуктов и многое другое. Но есть и отличия.

Начнем с очевидного. Бизнес, нацеленный наружу, имеет гораздо больше шансов на венчурные инвестиции. К нему применимы волшебные термины вроде «капитализация» и «мультипликаторы», а вопрос сиюминутной прибыли стоит менее остро.

С другой стороны, в чисто украинскую историю привлечь инвестиции гораздо сложней, практически невозможно. Успех компании определяется ее маржой, сроком возврата инвестиций и прочими старомодными мерками 🙂

Для примера приведу Checkbox — наш очень локальный бизнес, который предлагает предпринимателям так называемые ПРРО (программные кассовые аппараты). Судя по статистике от налоговой, мы занимаем в нашем сегменте крепкое первое место, компания приносит прибыль и стремительно растет, но что-то отбоя от инвесторов у нас не наблюдается. За все время нам пришло одно предложение, но, после общения с потенциальным инвестором в итоге ни он, ни мы не придумали, зачем нам могут быть нужны эти инвестиции.

Второе важное отличие является прямым следствием первого: возможность раздавать сотрудникам опционы. Опционы — это великая вещь. Например, когда мы начали предлагать опционы в Fintech Farm, это сильно облегчило нам поиск новых сотрудников. С одной стороны, опцион — это то, что скрепляет команду и дает возможность каждому чувствовать себя собственником бизнеса. С другой стороны, это — реальный шанс стать миллионером даже для разработчиков уровня джун.

Но, к сожалению, опционы возможны лишь там, где есть та самая пресловутая капитализация. В чисто украинских компаниях, конечно, можно мотивировать сотрудников через годовые бонусы или участие в прибыли, но это все не то.

Другой проблемой в IT-бизнесе на украинском рынке являются валютные риски. Цены — в гривнах, а зарплата разработчиков, спасибо глобализации, привязана к доллару. Последние пару лет, пока гривна стабильна, вопрос не такой острый, но все мы помним, как это было еще недавно.

Но есть, конечно, и обратная сторона — все как в песне «Если у вас нету тети». Если вы не привлекаете инвестиции, то можете себе позволить роскошь концентрации чисто на бизнесе. Подъем раундов — очень ресурсоемкая и энергозатратная штука. Куча времени уходит на общение с фондами, юристами, финансистами… И это, условно, в ущерб вылизыванию интерфейсов! К тому же, как только у тебя появляются инвесторы, тебе приходится тратить целые состояния на юридические счета, а в компании появляется, страшно сказать, борд директоров.

Но ключевым преимуществом украинского бизнеса является то, что ты играешь, так сказать, на своем поле. Ты каждый день общаешься со своими клиентами, гораздо лучше чувствуешь их чаяния и быстрей получаешь фидбек. Кстати, для сотрудников это тоже важно — каждый день сталкиваться со своим же продуктом.

Также, конечно, намного легче даются b2b-продажи. Наши кассы Checkbox с недавних пор начали появляться практически во всех крупных торговых сетях Украины. Конечно, это — следствие в первую очередь того, что у нас вышел крутой продукт. Но, с другой стороны, все-таки у меня была возможность написать SMS собственникам, а не искать сложные выходы на «ЛПРов» (лица, принимающие решения — ред.).

Ну и, наконец, одним из главных отличий является то, как компания развивает свой продукт. Работая на одну страну, ты ограничен ее размером. А это значит, что тебе приходится все время расти вширь — выходить на смежные рынки, предлагать клиентам новые услуги. Но если ты строишь бизнес в мировом масштабе, то можно оставаться продуктовым монолайнером гораздо дольше.

Как видите, оба типа бизнесов имеют свои плюсы и минусы. К какому типу бизнеса стоит стремиться? Не буду оригинальным, пожалуй, лучший вариант — запуск бизнеса в Украине, как пилота, а затем выход на мировые масштабы. Благо, ниш вокруг немеряно, и украинские айтишники (в широком смысле слова) сейчас имеют прекрасную базу для их завоевания.

Автор: Дмитрий Дубилет, сооснователь Checkbox

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск