Блиц-опрос: Выгодно ли создавать мобильные приложения для Уанета?
Появление в Украине всё большего числа новых смартфонов на базе iOS, Android, WM и Symbian наряду с развитием планшетных ПК и других гаджетов, оснащенных доступом к мобильному Интернету, подталкивает рынок издателей и интернет-проектов к развитию мобильных версий собственных сайтов или отдельных сервисов для мобильных устройств. Есть ли перспектива у отечественного рынка мобильных приложений? Какими успехами / проблемами могут поделиться компании, лидирующие на рынке новостного и информационного онлайн-контента? Чтобы выяснить это, редакция AIN.UA пригласила к обсуждению представителей таких компаний, как УМХ, KP Media (Bigmir.net), Hotline.ua, Digital Ventures (Tochka.net) и “Яндекс.Украина”.
- Выпускала ли Ваша компания приложения для мобильных устройств за прошлый год? Какими целями и задачами руководствовались при подготовке и запуске мобильных приложений?
- Довольны ли Вы результатами запуска? Что дало Вашим основным проектам и бизнесу создание собственного моб. приложения для украинских пользователей?
- На каких приложениях сегодня удается (и удается ли) заработать издателям и разработчикам? Можно ли сегодня заработать на приложениях, ориентированных на украинский рынок?
- Каков Ваш прогноз относительно рынка мобильных приложений в Украине? Какие ниши предстоит заполнить?
В УМХ от комментариев на тему мобильных приложений отказались, об этом AIN.UA сообщил директор по связям с общественностью Даниил Ваховский. Что касается KP Media, то менеджер по коммуникациям Виктория Бондарь отметила, что Bigmir.net сейчас готовит свои мобильные приложения к запуску, а результатами от внедрения компания будет готова поделиться, как только таковые появятся.
Слава Баранский, менеджер по маркетингу мобильных карт компании «Яндекс.Украина»:
— У ряда сервисов Яндекса есть приложения для мобильных устройств. Среди тех, что появились за последний год, например: Яндекс.Маркет для Android и iPhone, “Электрички” для iPhone. В апреле вышло мобильное приложение Яндекс.Деньги для Android, совсем недавно — Яндекс.Почта для iPhone. А самое популярное среди наших пользователей — мобильное приложение Яндекс.Карты (по данным на май 2011, его аудитория в Украине составила более 170 тыс. человек). Оно доступно для всех популярных мобильных платформ: iOS, Android, Symbian, Windows Mobile, Java и даже сравнительно экзотических, таких как Bada, Windows CE и Maemo.
Наша задача — отвечать на вопросы пользователей всегда и везде, поэтому вполне естественно, что сервисы Яндекса должны быть доступны не только на вебе, но и для как можно большего числа мобильных платформ и устройств.
Кроме того, в мобильном приложении можно реализовать дополнительные функции, удобные при использовании сервиса “на ходу”, с телефона или планшета: так, с помощью Яндекс.Маркета можно в магазине считать штрих-код товара и поискать его предложения в интернет-магазинах и других торговых точках города.
Аудитория наших мобильных приложений активно растет (например, за год число украинских пользователей мобильного приложения Яндекс.Карты выросло в 2,5 раза). Многие пользователи, особенно молодые, начинают свое знакомство с Яндексом и его сервисами как раз с мобильных приложений. Отмечу, что у нас сейчас нет отдельных версий мобильных приложений для украинских пользователей. Приложение автоматически определяет, в каком регионе находится пользователь, и показывает ему локальный контент (например, карты соответствующего населенного пункта).
Что касается монетизации, то пока что из приложений монетизируются Мобильный Яндекс и Яндекс.Маркет — как и веб-версии этих сервисов — за счет рекламы в Директе и оплаты переходов на сайты магазинов. Для пользователей все наши приложения бесплатны. Более того, мы стараемся договориться с операторами, чтобы пользователи наших приложений не платили им за потраченный интернет-трафик (пример: объявленная месяц назад акция совместно с компанией “Киевстар”).
Вообще, зарабатывать на приложениях можно по-разному — нужно только правильно найти нишу, вовремя ее занять и не прогадать с бизнес-моделью. Кроме того, если речь идет о продаже приложений, стоит учитывать специфику платформ. Например, в iOS и Android распространение приложений происходит через “маркеты”: их пользователи постепенно свыкаются с мыслью, что приложения нужно покупать (в то же время, iOS еще нет в Украине, что мешает разработчикам легально с ним взаимодействовать). У пользователей устройств на Java, WM и Symbian такой привычки пока нет, как нет и единого места для покупки приложений.
Относительно будущего рынка мобильных приложений в Украине, могу сказать, что прогнозы мы давать не любим, но совершенно очевидно, что расцвет мобильных приложений еще впереди.
Владимир Возняк, руководитель проекта hotline.ua
— Мы выпустили мобильное приложение hotline.ua в феврале 2011 года. Были выбраны две самых перспективных платформы — Apple iOS и Android; а для всех остальных платформ — создана мобильная версия сайта. Мобильное приложение hotline.ua позволяет сравнивать цены на товары и читать отзывы, что дает возможность покупателям проверить цену и принимать решение о покупке по пути в магазин или находясь непосредственно в нем. В мобильном приложении есть несколько уникальных функций, которые возможно реализовать только на мобильной платформе, в частности определение ближайшего к покупателю магазина, возможность сканирования QR-кодов для пополнения истории посещенных товаров с последующим быстрым доступом к ним со смартфона. Еще одна интересная функция — возможность помимо традиционного учета переходов на вебсайты, вести учет сделанных из приложения телефонных звонков в магазины.
Безусловно, мы довольны запуском мобильных приложений. Пусть речь пока не идет об их быстрой окупаемости, но темпы роста количества пользователей приложения дают основания для оптимизма. С другой стороны, мы получили платформу для изучения предпочтений нашей мобильной аудитории, на основании которых будем планировать дальнейшее развитие.
Появление большого количества мобильных приложений в Украине сдерживается в силу нескольких причин, главная из которых — стоимость разработки версии приложения для отдельной платформы достаточно высока (порядок — десятки тыс. гривен), и не каждый интернет-проект может себе позволить такие расходы. С другой стороны, все еще низки темпы проникновения передовых смартфонных платформ в массы — пока еще такие устройства находятся в среднем и верхнем ценовых сегментах.
Мы надеемся, что в ближайшие год-два, технологии HTML5 полноценно придут в том числе и на мобильные платформы и планшеты, что позволит снизить стоимость и увеличить скорость разработки путем создания динамических мобильных версий сайтов, по функциональности не отличающихся от мобильных приложений, при этом работающих на всех мобильных платформах.
Сергей Пинигин, Deputy project development director – mobile, Digital Ventures
— Digital Ventures за последний год создала приложения tochka.net для iPhone и iPad. Кроме того, была запущена мобильная версия m.tochka.net, которую можно рассматривать как прототип нашего веб-приложения.
Мы уверены в том, что топовый интернет-ресурс не может сегодня (и, тем более, завтра) эффективно работать без мобильного представления. Поэтому нашей целью было создание некого мобильного «плацдарма», на основе которого в дальнейшем мы сможем определить оптимальную конфигурацию мобильного представления для tochka.net.
Прежде всего, мы довольны тем, что начали активно разрабатывать мобильную тему. Мобайл — достаточно непростая вещь, и нужно вовремя начать накапливать опыт и анализировать существующие наработки, чтобы не отстать от авангарда. Что касается наших пользователей, то они получили возможность доступа к контенту портала tochka.net в любой момент и в любом месте, где есть покрытие мобильного оператора или wi-fi.
Конечно, сегодня украинским издателям и разработчикам проще заработать, создавая приложения для внешнего рынка (что часть из них успешно и делает). Местного рынка, в традиционном понимании, пока не существует. Поэтому, с одной стороны, Украина нуждается в появлении соответствующей инфраструктуры — признанном всеми игроками способе измерения аудитории, стандартах мобильных рекламы, локальных мобильных рекламных сетей, популярного магазина приложений и т.д. С другой стороны, всегда есть место для уникальных решений, которые закрывают вопрос монетизации для отдельно взятого проекта.
Если не забывать про веб-приложения, то этот рынок очень перспективен. Он уже достаточно большой, если проводить измерение «в пользователях» (по разным оценкам, 3,5-7 млн), и продолжает активно развиваться (50-70% в год). Как только на этом рынке появится нужная инфраструктура, то он станет больше и «в деньгах», а это даст еще один мощный толчок в развитии. Поэтому именно создание такой инфраструктуры является самым перспективным для всех направлением. Ниши после этого заполнятся очень быстро.
Комментарии | 21
«“Электрички” для iPhone.» — это цирк жизни. Каким же мозгом надо обладать, чтобы купить айфон и ездить на электричке.
Это не к Яндексу, а о наших людях.
В Киеве — наверное да. В Москве — аэроэкспресс ведь тоже электричка:)
Это только у нас такое отношение к общественному транспорту.
В Норвегии и Дании, например, не зазорно ездить на работу в Парламент (Риксдаг) на велосипеде, электричке или автобусе.
Понятно, что собственный автомобиль это удобно, но современные города не очень приспособлены для такого количества машин, отсюда и пробки.
Справедливости ради скажу, что езжу на работу на машине.
А на чем надо ездить? На такси дорого (электричками ж обычно из пригорода ездят), автобусы итд от электричек недалеко ушли, часто менее удобны из-за расписания. А машина стоит все-же минимум на порядок дороже iphone и ее надо обслуживать. Студент с ЗП баксов 500 на iphone за пару месяцев накопит, а позволить себе машину не может.
Смешно когда человек ездит на машине и достает iphone чтобы им похвастать. А в электричке iphone это нормально и оправдано. Книжки почитать, в игрушки поиграть, пока едешь, возможно в инете посидеть (не конкретно iPhone, но любой современный смарт).
студент з ЗП $500 (а часто і менше) з iPhone — це дивно. Як і «копить несколько месяцев» на телефон, яким би він не був.
Електрички у багатьох містах Європи — дуже зручний і швидкий транспорт, часто значно зручніший за власний автомобіль.
PS: сам, маючи власний автомобіль на роботу їзджу на метрополітені — це швидше аніж автомобілем
при ЗП 500$ купить за 600 телефон это нормально. Для студента. Для того, чтобы позволись себе такие вещи, студенты часто и работают. Для человека постарше уже странно и глупо — да.
А еще ЗП может быть не 500, а 1500, в данном случае, отложить по 300 в месяц вполе реально. А вот машину купить не всегда получается с такой ЗП, да и не всем оно надо. А другим часто ничем и не доберешься.
Плохо, когда с зарплатой 500 покупают телефон за 600 для понта. Студенты или нет, неважно. А так, студенты и ноутбуки покупают и компьютеры — те тоже как правило в таком районе и стоят. Купить что-то, кинув даже 3-4 зарплаты, для студентов нормально. Многие на лето в штаты или куда-то там еще ездили, чтобы купить что-то (девайс или шмотку, неважно).
«Плохо, когда с зарплатой 500 покупают телефон за 600 для понта. Студенты или нет, неважно»
Думаю для велткого відсотка покупців саме такий варіант. Але в основному мій коментар був трохи не про це — а про те, що нічого дивного у людях з iPhone і у костюмах у електричці і метрополітені немає
Вы, наверное, давно в СНГ в электричках не ездили. В толпе бухих цыган, действительно, нет ничего удивительного. А вот в костюме я бы там ехать не стал. Экспресс, метро, трамвай — ок, но не электричка. Но будучи студентом начальных курсов ездил. И тоже с дорогим на тот момент sx1, чтобы удобнее было книжки читать и музыку слушать.
Друг, кстати, недавно ехал из Италии в Словению на электричке местной. Говорит от наших мало чем отличается. Представить там приличного человека сложно. Он думал, что там все электрички, это как у нас экспрессы. Оказалось, что и там есть электрички отдельно и экспрессы отдельно.
да Вы, батенька, сноб.
Это всего лишь телефон, смарт. У меня есть друзья, ездящие с водителем на машинах >$150к и телефоном нокия 1280 с фонариком и чо?
это все мелочи жизни.
Так что думаю, что с мозгами у ребят все ок)
Это только у нас такое отношение к общественному транспорту.
В Норвегии и Дании, например, не зазорно ездить на работу в Парламент (Риксдаг) на велосипеде, электричке или автобусе.
Понятно, что собственный автомобиль это удобно, но современные города не очень приспособлены для такого количества машин, отсюда и пробки.
Справедливости ради скажу, что езжу на работу на машине.
Простите, а когда Вы последний раз ездили на украинской электричке?
Давненько… Даже на поезде ездил в ноябре последний раз. Вот отсюда и отношение к общественному транспорту.
О да! Создавать выгодно. Но пока скорее только для Компаний разработчиков у которых эти приложения заказывают.
Вы как представитель компании заказчика или компании исполнителя утверждаете?
Ваш опыт говорит об обратном? Расскажите!
Затих 🙂
http://iphone.ekipazh-service.com.ua/ — Сделали ребята — очень крутое приложение. И именно для УА-интернета и сугубо для УА-аудитории. Наверное бабок потратили немерено и усилий…)
Приколько блин, статья о мобильных приложениях, а Дискас об электричках :))) По логике прошлых периодов, через неделю в электричках должен появиться аутдор Точки!
Приколько блин, статья о мобильных приложениях, а Дискас об электричках :))) По логике прошлых периодов, через неделю в электричках должен появиться аутдор Точки!
Лето:))
Логично было бы спросить и у разработчиков, продающих мобильный софт, а не только владельцев онлайн-контента 🙂 Хотя учитывая, что основные деньги от мобильных продаж идут по iOS, а там Украина даже не показывается отдельно в продажах, то вопрос почти риторический.