Дебютная идея для стартапа
— …Плодотворная дебютная идея…Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея?
Ильф и Петров, “12 стульев”
Чтобы определить, что такое “идея”, нам пришлось бы начать с Платона (не того, что в Яндексе, а постарше). Поэтому сделаем акцент на слове “дебютная”. Шахматисты знают, что если равные по силе соперники разыгрывают стандартную дебютную партию, то игра, скорей всего, завершится ничьей. В то же время, качественная дебютная новинка почти всегда приводит к победе. Стартапы по определению не устраивает ничья, чтобы захватить достаточный кусочек рынка или создать новый нужен только выигрыш, в стиле “пан или пропал”. То есть стартапу для успеха обязательно необходима новая, инновационная идея, то ли это касается технологии, продукта, сервиса, то ли бизнес-модели.
Как проверить новизну?
Много идей верных и новых. К сожалению, верные идеи не новы, а новые — неверны.
Немецкий критик 19 в.
Уместна параллель со сказанным первым русским чемпионом мира по шахматам, Алехиным о том, что гроссмейстеру тяжело доказать новизну дебютной идеи, так как тут же найдутся любители, сообщившие о более раннем применении в первенстве какого-нибудь городка. Кстати, до Александра Алехина считалось, что русские (вспомним, что в то время так называли всех жителей Российской империи) могут выдавать красивые и даже гениальные партии, но в силу национальных особенностей характера и культуры не способны подняться на самую вершину — не правда ли, возникает ощущение “дежавю” в контексте стартапов? Таким образом, даже в эпоху поисковиков, трудно быть уверенным в новизне идеи, но, по крайней мере, нужно быть уверенным в ее новизне для предполагаемого рынка. Необходимо тщательно подобрать ключевые слова, характеризующие идею и целевой рынок, провести по ним поиск и на базе полученного релевантного контента — глубокий бенчмаркинг конкурентноспособности идеи. Если вы сможете найти в Google дословный источник высказывания Алехина, то, безусловно, отлично справитесь и с такой задачей.
Иная инновационность
— Идите к чертовой матери со своим «шумпетером»! — заорал Остап. — Кто такой Шумпетер? Это ваш родственник…? Папа ваш …? …Русским языком ему говорят! …Знатоки! Убивать надо таких знатоков!
По мотивам Ильфа и Петрова, “Золотой теленок”
Какое-то время мне довелось возглавлять отдел инновационных проектов довольно крупной компании. Плюсом было то, что появилось время ознакомиться с достижениями “передовой научной мысли” по теме инноваций, минусом — такого количества «разрухи в головах» ни до, ни после мне уже не доводилось читать. Государственные, да и не только, мужи сейчас называют инновацией все что угодно, от бездумной “оптимизации” пенсий, обучения, медицины, налогов, закупки лавочек для городского парка ценой этак под десяток тысяч у.е. за штуку до бестолковой трескотни в рекламных буклетах. Делается это как по малограмотности, так и по хитрости, для маскировки эффекта “покращення життя”. В мутной воде легче рыбку отловить, в тумане проще “спионэрить”. В то же время исконный смысл иностранного слова “инновация”, для чего оно и было заимствовано в противовес слову “новинка”, очень прост — общественно значимое, радикальное улучшение чего-либо, которое доступно любому человеку. Воистину трижды прав был знаменитый земляк, стоящий на Подоле, но так и не пойманный миром, говоря о нужности простого и ненужности сложного. И именно общественно значимое, так как когда говорят о необходимости пользы инновации для компании, для повышении ее конкурентноспособности, то забывают, что в первую очередь польза должна быть для клиентов компании, клиентов их клиентов и т.д. Важно понимать разницу между инновационной идеей, инновационным бизнесом, процессом и ее реальным внедрением, от которого получена ощутимая польза. От инновационной идеи, бизнеса или процесса еще не требуется ощутимой обществом отдачи, но инновация уже ее предполагает, иначе это не инновация по определению. В этом смысле даже давно и глубоко уважаемый мной автор не избежал некоторой подмены понятий, назвав новаторскую разработку инновационной. Если вы понимаете, что когда некий украинский олигарх за два года кризиса в три раза увеличил свою прибыль — это, конечно, новое и радикальное улучшение для него, но никак не инновация. Что когда Стив Джобс заработал миллиарды за счет применения нового взгляда на дизайн, сервисы, бизнес-модель продвижения — это инновация даже по “гамбургскому счету”. И почему Джобс — инноватор, а его тезка Возняк — новатор, то мы понимаем термин “инновация” одинаково. И вполне оценим пользу от еще одного общественно значимого и реально работающего внедрения технологии GPS для общественного же транспорта, к примеру, в Новосибирске. Кстати вопрос, а где же обещанный «госинноваторами» такой же сервис к их любимому Евро-2012 хотя бы городах проведения матчей?
Pronto, pronto…
Если в предыдущей статье мы сошлись во мнении, что “стартап — это временная организация для нового, преимущественно хайтек, проекта, основанного на инновационных идеях, технологиях, способах продвижения или доставки товаров и услуг, ставящего своей целью создание повторяемой и масштабируемой бизнес-модели”, то в этой медленно добрались до смысла “инновация”. Осталось “дожевать” важные понятия проекта и бизнес-модели, а дальше можно будет перейти к более интересным и практичным вещам.
Комментарии | 17
идея — вопрос важный, но больше акцент, все же нужно давать на команду и реализацию.
ваша пунктуация ломает мозг))
Кадры, конечно, решают все. Но их КПД все же сильно зависит от качества системного подхода
А системный подход, это — правильное управление и правильный управленец в команде.
Кадры решают все ;)А при чем тут идея?П.С. Чтобы узнать что такое рекурсия, нужно узнать, что такое рекурсия…
Есть старая программистская поговорка, хоть и грубая, но 100% верная — «из дерьма серебряной пули не вылепишь» (ау, мифический Брукс :). Из плохой идеи никакая команда хороший проект не вылепит.
Интересно написано. Жду продолжения…
грандиозных идей вокруг полно и без реалистичного «know how» они стоят очень дешево…
да, их примерно 21 миллион
http://www.google.com.ua/search?sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0
Тем не менее, Вы свою нашли и реализовали 🙂
я к тому что «идея ничего не стоит»
Почти не стоит, не зря ведь национальная американская поговорка: «Кто придумал — получает доллар, сделал — 10, продал — 100».
С другой стороны — в начале было слово (т.е. аналог идеи 🙂
Продам идеи оптом, пачками по сто штук, за 100 баксов пачка 🙂
Годится, но расчет только после того, как продам за 100 🙂
скоро дойдет до того, что будут преподносить весь курс инновационного менеджмента с понятиями новация нововведение и инновация как что-то авторское и новое. не интересно.
К сожалению, лично я не нашел ни в одном курсе простых и непротиворечивых определений (а судя по разношерстности нагугленных высказываний — так и вообще сплошной разнобой). А без этого, на мой взгляд, начинать что-либо, как минимум, рискованно.
Цитаты Ильфа и Петрова порадовали 🙂
я вообще не понял про шо стаття.