Харьковские крыши в городе с антигравитацией: украинец победил в международном конкурсе архитекторов

15662
4

С 2013 года портал Blank Space проводит ежегодный международный архитектурный конкурс Fairy Tales. Как и предполагает название, архитекторы должны создать фантастическую историю и снабдить ее иллюстрациями. Такие «сказки» обычно описывают выдуманные миры, которые не смогут реализовать инженеры. Темой конкурса в 2017 года стали «экологические басни». Fairy Tales 2017 получила рассказы и иллюстрации около 1 200 участников из 60 стран. Жюри из более чем 20 ведущих архитекторов, дизайнеров и писателей, назвало победителем харьковчанина Михаила Пономаренко, который в 2014 году переехал вo Флориду, США. Редакция AIN.UA решила привести полный перевод научно-фантастической рассказа украинца и поговорила с ним о пути от харьковского университета до победы в мировом конкурсе.

Последний день

Они были на краю, перед захватывающим видом гор и магическим кольцом Сатурна 6, парящим вокруг одной из вершин. Сатурн 6 была огромной искусственной платформой, которая использовала антигравитационные двигатели, чтобы обойти законы природы и доказать творцу вселенной, что правила игры в наших руках. В местностях, где было трудно прожить из-за недостатка плоских поверхностей и живописных мест, технология Сатурна привнесла новый спектр эмоций и ощущений своим гражданам. Сатурн 6 была сельскохозяйственной платформой. Люди были фантастически счастливы работать на своих «полях возможностей» и, в то же время, лицезреть захватывающие виды вокруг.

Мартина и Сефора проведывали дедушку Мартины, у которого было картофельное поле в третьем секторе. Жизнь на ферме была неплохой, но иногда связь со спутником пропадала, прерывая доступ людей к интернету и мобильным сетям в некоторых случаях на целые недели.

Поскольку Сатурн 6 была сельскохозяйственной, никто не спешил исправлять поломку, как это происходило, к примеру, с курортными платформами.

В любом случае, это была одна из «потерянных» недель и девушки направились к стационарному телефону на горе напротив. Сефора хотела позвонить «мамочке» и паре друзей, чтобы поделиться впечатлениями от Сатурна 6 и пожаловаться на дармоедов из бригады ремонтников. Пока она говорила, Марти пыталась поймать сеть. Кто знает, может она сможет проверить отсюда Facebook. Но судьба предпочла, чтобы они на этой неделе оставались на связи лишь с реальностью.

После того, как города возвели над землей и океанами, единственным местом, куда мог лежать наш путь, оставалось небо — и мы его покорили. Теперь мы процветаем и живем в гармонии с природой. Мы открыли себя ее красоте и приняли ее — мы живем над ней и с ней. Сатурны теперь были разбросаны по всему миру. Полностью безопасны и чисты, они открывали нам фантастические виды, которые позволяли познавать окружающий мир. Они изменили наше коллективное мышление и дали переосмыслить наше место в мире и влияние на него. Любой человек, привыкший работать на земле, фермер, к примеру, теперь мог продолжить работу, но внезапно лучше ощутить масштаб неба и глубину пространства. Вдобавок, люди привыкли к большим высотам, что развивало их выносливость и обогащало воображение для будущих поколений. Большинство из нас обходилось уж слишком узким взглядом на мир. С Сатурнами мы вдруг начали видеть картину шире. Это помогло более осознанно относится к своему влиянию на земные ландшафты и экологию.

Технологию Сатурнов явили миру во Внутригорске. Впервые она появилась в СССР в 1976 году и была открыта по чистой случайности. Никодим, пастух в горах Алтайского края, заметил пропажу в своем стаде. Марты, одной из его самых любимых овец, не было нигде. После непродолжительного поиска, Никодим нашел Марту в трещине на поверхности горы. Пытаясь помочь своей овце , Никодим вошел в расщелину за ней. После некоторых поисков внутри горы, Никодим, наконец нашел Марту внутри огромной пещеры на противоположной стороне поверхности горы. . Законы физики здесь не работали, но он не заметил этого из-за страха и покрова темноты. Позже, он сообщил о загадочной пещере в сельсовет, который отправил туда для исследований отряд геологов. Так была открыта Большая гравитационная аномалия — БГА.

После открытия БГА, в это место хлынули различные люди: интеллектуалы и тунеядцы, ученые, рабочие и военные. Аномалия была настолько сверхъестественной , что они приняли решение построить исследовательский центр и новый город, чтобы разместить всех людей. Так был основан Внутригорск.

Исследование, проведенные в нем над БГА, помогли ученым разработать антигравитационные двигатели. Это открытие привело к строительству первого Сатурна. Назвали их так из-за колец — платформ, парящих вокруг гор, напоминающих о кольцах планеты.

До моего отца дошли слухи о «странных городах в горах» и строительстве первого Сатурна. Так, летом 1978, он и его друг отправились увидеть все воочию. Дневной переход по горам Алтайского края привел их во Внутригорск. Когда они прибыли в этот район, на пути через горы увидели очень живописную дорогу. На расстоянии она походила на цепочку ДНК, проходящую через горы и над ними. Эта спираль сопровождала путешественников 15 километров и в конце концов привела вниз к долине. Папа решил, что это некий символический вход в Внутригорск — затем, они увидели город. Он был невероятен. Огромное цилиндрическое отверстие пронизывало гору, а город был обернут по ее внутренней стороне. По-видимому, в центре гравитация равнялась нулю, потому что на полюсах находились два крупных научно-исследовательских учреждения. По бокам располагались типичные советские жилые районы. Они отправились все исследовать.

Это был небольшой советский городок с ровными рядами пятиэтажных домов, называемых «хрущевками», и полными зелени дворами между ними. Я вырос в таком же доме и дворе на другом конце страны, поэтому «городскую планировку» ощутил сразу. Рядом находились школа и детский сад. Все остальное, что необходимо советскому горожанину, можно было найти в исследовательском центре.

Когда ты стоишь там, в одном из дворов, можно поднять голову и увидеть людей на противоположной стороне! Это было ошеломляюще! У местных мальчишек были очень любопытные игры, в которых нужно было бросать что-то с одного двора на другой на противоположной стороне, над тобой, не задев исследовательские антенны. Кто-то для этого использовал рогатки.

На входе в каждый дом сидели и беседовали пожилые люди, в основном старушки. Отец заметил, что обсуждают его компанию, вероятно, потому что они выглядели как туристы. Один мальчик подошел и спросил откуда они. Папа рассказал кто они и что собираются делать. Мальчик казался взволнованным и после того, как получил плитку шоколада и карандаш, провел их на крышу одного из домов. Вид был абсолютно сюрреалистичным. Горы и долина были развернуты на 90 градусов.

Вокруг одной из вершин они увидели Сатурн — самый первый! Масштаб был огромен, но в то же время он гармонировал с окружающим ландшафтом: целый город был завернут в кольцо. Его горизонтальные линии контрастировали с с вертикалью горы. На высоте он был безмятежен и абсолютно недоступен с земли.

Отец и его друг заметили множество объектов, парящих вокруг. Вероятно, так транспортировали людей и товары. Пока они смотрели на Сатурн и Внутригорск с крыши, мальчик предложил им бросить кусок кирпича на противоположную сторону, где жили несколько хулиганов. Папа рассмеявшись отказался.

В конце дня они отправились в обратное путешествие. Горы, Внутригорск, Сатурн и трасса БГА остались далеко позади. Завернув за последний угол они увидели еще два кольца, парящих над плоскостью полей. Отец никогда не видел Сатурн так близко. На нем все так же располагались хрущевки, буйная зелень между ними, большие здания госучреждений и фонарные столбы. Все это окутывал теплый свет заходящего солнца. Они остановились под центром одного из колец. Казалось, что они видели будущее. Это было так, как если бы целый город мог уместиться на ладони, и он мог. Для отца это был конец прежней эры, но он знал, что завтра начнется новая, несущая невиданные возможности. Кольца тихо парили в небесах, ожидая.

Как харьковские хрущевки и виды Перу попали в иллюстрации истории

Михаил Пономаренко (по центру слева) на церемонии награждения Fairy Tales 2017

Я закончил Харьковский Национальный Университет Городского Хозяйства им. О.М.Бекетова в 2013 году и получил диплом магистра архитектуры. Я очень люблю свою профессию и всегда хотел работать за границей над проектами мирового класса. Пока учился, я ездил в Европу на профильные конференции и воркшопы. Для этого в 2011 году я начал учить английский язык.

В институте я заметил, что мне больше всего нравится работать с ландшафтным дизайном. Все проекты по учебе были зданиями и генпланами. В то время я уже работал в Харькове в фирме, которая делала дизайны интерьеров. Свое портфолио я отправил раз 200 или 300. Куда я только его не слал. Тогда я обратил внимание, что самые положительные отклики дают компании, которые занимаются ландшафтной архитектурой и градостроительством. Я решил, что это именно то направление, куда мне и нужно двигаться. Две компании в Германии были готовы взять меня на стажировку, но мне отказали в визе.

Тогда я попробовал отправить портфолио в Америку, рассматривая компании, которые занимаются ландшафтной архитектурой в США. Я так и набрал в Google: «Landscape architecture internship in the United States». Так я нашел своего текущего работодателя. У них была программа стажировок. Я прочитал требования к портфолио и переделал свое, чтобы соответствовать им. Отправив, я про него забыл. Через два месяца пришло уведомление, что мою работу высоко оценили и хотят провести Skype-интервью. После прохождения всего процесса меня приняли, все оформили и я получил визу без проблем. В сентябре 2014 года я переехал во Флориду для стажировки. Сперва она должна была длиться три месяца, затем ее продлили еще на шесть месяц, а потом еще на три. В процессе мне предложили остаться и сделать рабочую визу. Теперь я работаю фултайм в городе Форт Лодердейл возле Майами.

Я космополит, очень люблю другие культуры, иностранные языки, очень легко перехожу с места на место. Поэтому переехать было не сложно.

Конкурс Fairy Tales я заметил давно и мне сразу понравилась идея. Я подумал, что однажды обязательно в нем поучаствую, но не думал, что смогу выиграть первое место. Еще когда я был в Украине в 2013 я начал учиться рисовать на компьютере. Приехав в Штаты купил планшет и продолжил это дело. Со временем начал добавлять элементы научной фантастики, писать истории.

Здесь и далее фото Михаила Пономаренко

За основу своей работы я взял рисунок, который у меня уже был — где девушка стоит у телефонной будки, а на заднем фоне гора с кольцом. Его я нарисовал еще летом, когда мы ездили в Перу. Тогда я фотографировал и на основе снимков нарисовал эту иллюстрацию. Всего для конкурса надо пять рисунков. Остальные очень медленно развивались и история постепенно вырастала в ту, которая попала на конкурс.

Сперва я не знал, что в горе будет дырка, а вокруг нее будет завернут город. Сначала рисуешь ландшафт, а уже потом думаешь «чтобы сюда засунуть интересного?» Первой придумалась дырка. Потом я думал, что с ней можно сделать, и после серии мучительных эскизов вдруг пришла мысль: «Что если здания завернуть вдоль поверхности?» Это же натолкнуло и на описание того, как в истории были изобретены антигравитационные двигатели. Так по кускам собирался весь рассказ.

На первой иллюстрации изображены две мои подруги Сефора и Мартинa, когда мы ездили в Перу. Телефонная будка с картины находится в городе Куско. Мы шли по улице и увидели будку, которая стоит на склоне горы, а за ней панорама города. Я ей тогда сказал: «Ой, Сефора, ну-ка встань возле будки и представь, что ты звонишь маме». Она начала позировать, а я фотографировал ее в разных ракурсах. Фото Мартины с телефоном сделано на Мачу-Пикчу. Там же с террасы открывался вид на гору с первой иллюстрации. На фото с дырой в горе и возле волги изображен мой коллега Паркер, которого я попросил сходить со мной на парковку, чтобы я его пофотографировал. Затем я попросил еще другого коллегу, Тайлера, попозировать вместе с Паркером для иллюстрации, где двое стоят на крыше.

Я часто смотрю на фотографии, которые делал в Украине. Этой зимой я приезжал и мы с друзьями ездили за город. И там такой ландшафт красивый: холмы, гряда деревьев, поля, маленькое озеро, где-то туман вдалеке, водонапорная башня — все так красиво и поэтично. Я на все это смотрю и оно такое родное и свое. На рисунке для конкурса, где ребята стоят на крыше, изображена крыша, на которой я был сам. Это хрущевка в Харькове. Где-то в 2010 году я на ней лазил и сделал фотографии. Потом, когда я рисовал крышу для конкурса, я вспомнил, что у меня была такая фотография и использовал ее. Поэтому все детали вроде антенн, вентиляционных каналов и потрескавшейся битумной гидроизоляции — с реальной харьковской крыши. И дом напротив нее из классического советского микрорайона. Я когда ходил по нему, кажется, что идешь в лесу, а посреди него хрущевки. В работе я хотел это показать. Правда у меня дом напротив достаточно чистый — нет разноцветных рам и наваленных на балконе лыж и досок.

Крыша харьковской хрущевки, изображенной на иллюстрации для конкурса

Каких-то конкретных произведений, которые натолкнули меня на итоговую идею нет. Я очень люблю научную фантастику, я на ней рос. Но, для всего, что я нарисовал, я больше пользовался архитектурными принципами Бьярке Ингельсa. Они очень простые и узнаваемы. Дырка в горе — это цилиндрическое отверстие, простая геометрическая форма, вдоль которой я чисто и аккуратно, вписал здания. Вообще, ты заглядываешь внутрь себя и думаешь, чтобы невероятного хотелось бы сделать. Как сделать какую-то интервенцию, чтобы было совершенно непрактично и нереально, но соразмерно масштабу существующего ландшафта и интересно смотрелось бы и наталкивало на определенные мысли. В частности о влиянии человека на земной ландшафт и экологию.

Когда я рисовал работу для конкурса я заслушивался аудиокнигой «Завтрак для чемпионов» Курта Воннегута. Она очень и очень необычна и натолкнула меня на многие мысли о человеческом обществе и культуре. Оттуда есть цитата, которую я использовал для себя: «The planet is going to be turned into pavement, so the cars could go anywhere». Еще очень сильно меня вдохновляют ландшафтные живописные работы одного шведского художника. Он делает нечто подобное. Его зовут Симон Сталенхаг.

Михаил Пономаренко (справа) дает интервью журналистке Лорен Обер из NPR

После победы в конкурсе о работе написали большинство крупных мировых архитектурных порталов. На работе теперь все подшучивают, говоря: «Ты теперь знаменитый! Подпиши свой эскиз для меня». В первую очередь конкурс дает узнаваемость. Я ездил на церемонию награждения в Вашингтон и встретил там архитекторов, которые выиграли в прошлом году. Это очень известная архитектурная фирма, Olson Kundig Architects. Я говорил с одним из директоров и он сказал: «У тебя будет очень интересный год. Мы когда выиграли, к нам постоянно кто-то обращался, чтобы это напечатать».

У меня уже большой список новых историй, которые я хотел бы проиллюстрировать. Для конкурса я впервые сделал пять работ с более менее крупной историей на два листа, а не на один абзац. Есть идеи, которые я таким же образом хотел бы подать. Теперь ко всему, что я рисую, я пишу историю. Так интереснее.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск