Чем Техас лучше Кремниевой Долины? Как украинский travel-стартап попал в один из топовых акселераторов США

7896
8

Основатели сервиса для круизных путешествий CruiseBe Алексей и Марина Шумаевы в 2016 году попали в Tech Wildcatters, один из лидирующих акселераторов в Техасе. Он входит в топ-10 лучших инкубаторов по версии Forbes. В статье Алексей рассказывает о том, как стартап попал в акселератор и как пара решилась на переезд в Штаты, чтобы развивать там бизнес.

Идея проекта, который бы помогал туристам планировать круиз, возникла несколько лет назад, когда мы с моей женой Мариной (которая по совместительству еще и СТО проекта), были в круизе во время нашего свадебного путешествия.

Это был далеко не первый наш отдых и мы давно знали проблемы, с которыми сталкиваются туристы перед круизом и непосредственно на борту. Во-первых, тратится огромное количество времени на поиск и выбор маршрута, корабля, достопримечательностей в портах и тому подобное. А единого ресурса, который может закрыть всю эту потребность, не существует: приходиться серфить на 3-4 разных сайтах и собирать всю эту информацию самостоятельно. Во-вторых, если ты нормально не подготовился до круиза, то спланировать что-то по ходу крайне тяжело. Интернет на кораблях очень дорогой, связи как таковой нет, офлайн-ресурсы крайне скудны.

Во время одного из вечеров на корабле, когда мы пытались спланировать следующий день, у нас и родились наброски будущего стартапа. Но в то время мы были заняты другим совместным проектом в Украине, поэтому идея с круизами «ушла на полку». Наш бизнес в то время был связан с ритейлом и торговыми центрами, мы развивались, но наступил процесс стагнации на рынке, поэтому идея с круизами была реанимирована.

На самом деле это было сложное решение. Сложнее любого пивота, наверное. Тебе 25-26 лет, у тебя вроде бы есть неплохой проект, несколько десятков тысяч уников в месяц, хорошие контакты и договоренности с лидерами ритейла в стране, неплохие перспективы. И ты понимаешь, что нужно либо биться, как рыба об лед, с минимумом прибыли и ждать пока рынок оживет (к слову, это сейчас и происходит), либо менять рынок или идею. Мы решили развивать туристическое направление параллельно (а к нему можно будет рано или поздно подвязать и ритейл). Так появился CruiseBe.

Основной круизный рынок — это, конечно же, США и мы не испытывали иллюзий о выходе на рынок самим, поэтому где-то с октября-ноября 2015 года мы начали искать возможности и контакты для этого.

Выбор акселератора

Самым «простым» и безболезненным вариантом были акселераторы. Мы сделали себе выборку из нескольких инкубаторов и начали подавать заявки. Мы разделили акселераторы на несколько групп: Западное побережье (Сан Франциско, Долина, Лос-Анджелес), Восточное побережье (Нью-Йорк и Бостон) и несколько других крупных хабов. Честно говоря, заявки подавали везде, но внимание обращали на акселераторы с хорошим рейтингом, в местах, где адекватные цены на проживание, ведь для ведения бизнеса нам нужно было бы некоторое время пожить в США.

Поэтому, например, мы подались в один-два инкубатора из Долины, но понимали, что жизнь в Сан-Франциско на этом этапе мы не потянем, и на жизнь «в вагончиках» уже не готовы. Бостон и Нью-Йорк нам импонировали, но нельзя назвать эти хабы слишком уж популярными среди туристических стартапов. Оставались Лос-Анджелес, Флорида и Техас.

Еще одним из важных критериев для нас было наличие крупного круизного порта в штате. Всего мы подали около 10 заявок, несколько не подошли (в основном из-за тематики тревела, сейчас всем подавай виртуальную реальность, искусственный интеллект, SaaS и IoT). Почти сразу мы получили позитивный ответ от акселератора из небольшого города, но нужно было ждать несколько месяцев до начала программы. Пока мы размышляли – получили еще один ответ из Далласа.

Забавно, что этот ответ мы получили в застрявшем по пути из Днепра в Киев «Интерсити+». Был январь, на улице в районе -15, в вагоне +10. Несколько часов в поле, посреди снега, без туалетов, еды, воды и интернета. И тут нам пробивается одно письмо (слава 3G), в котором нас приглашают в акселератор: «We’re excited to personally notify you that your company has been selected to participate in the final stage. It means we want you here in Dallas».

Даллас как аналог Долины

Изначально про Даллас мы знали только то, что тут убили Кеннеди, и что это родной дом для American Airlines, Travelocity и Sabre. Ассоциативный ряд также был достаточно печальным – мы ждали ковбоев, кактусы и коров. Но реальность оказалась куда прозаичнее.

Во-первых, Даллас — очень молодой город. Он был основан в 1841 году, а статус города получил в 1871 году. То есть городу еще нет даже 150 лет. Во-вторых, Даллас, как оказалось, далеко не маленький город.

Сам Даллас имеет площадь почти 1000 кв. км, что на 20% больше Киева, и население 1,2 млн. Но это не самое интересное. Оказывается, Даллас и соседний город Форт-Уэрт образовывают в США агломерацию, площадью более 24 000 кв. км (это, на секундочку, 28 Киевов). Эта агломерация имеет ВВП, которое было бы в топ-25 мира, будь «Большой Даллас» отдельной страной. Где-то между Саудовской Аравией и Швецией, на 40 позиций выше Украины.

ВВП Большого Далласа около $504 млрд. Еще здесь расположены хедофисы около 100 компаний из Fortune 500, более того, в последние годы – это один из самых быстроразвивающихся городов в США. В 1958 году тут изобретают первую в мире микросхему, а в конце 90-х Даллас становится колыбелью банков, страховых компаний и техасской Кремниевой Долиной. Такая Долина подходила нашим желаниям.

В общем, не сомневаясь, мы полетели на финалы отбора в акселератор. Настоятельно рекомендую всем иметь открытую визу в США на такой случай.

Участие в финальном отборе

Он состоял из двух частей и в него отобрали около 40-50 стартапов. Первая часть — двухминутный питч перед инвесторами, менторами и партнерами акселератора. Вторая – личное, шестиминутное собеседование с двумя инвесторами. После этого небольшая вечеринка. Уже на обратном пути домой нам сообщили, что мы прошли в акселератор, и через 3 недели нас опять ждут в Далласе.

Алексей и Марина перед питчем во время финального отбора

Мы попали в Tech Wildcatters. Это — один из лидирующих акселераторов в Техасе, который оказался в топ-10 по версии Forbes и стал лидирующим b2b-акселератором в США по версии Inc Magazine.

Отдельно можно пройтись по программе, которая нам очень подошла и которая абсолютно отличается от известных нам акселераторов. Здесь она называется The Gauntlet и наш класс был первым, который испытал ее на себе.

Суть проста – акселератор помогает компаниям на всех этапах развития, а не первые три месяца. По достижению каждого уровня компания получает определенную часть инвестиций. Последний уровень открывает seed.

Требования к каждому уровню разные, но все они направлены на выход компании на рынок. Нам нравилось, что до третьего уровня необязательно было находится в Далласе, так у нас появлялась возможность закончить свои дела в Украине и более осмысленно подойти к переезду. 2-3 раза в год происходят достаточно крупные питч-деки. Мы успели побывать на осеннем. Теперь готовимся к весеннему.

Марина представляет CruiseBe на Tech Wildcatters Fall Pitch Day в Далласе

Немного о стартап-микроклимате

Даллас пока еще не совсем «стартаперский» город, многие говорят, что в том же Остине микроклимат более настроен на стартапы. Кроме того, тут не последнее место оставляют за прибылью компании. То есть, время инвестирования в идеи здесь или закончилось, или его не было. В любом случае, это не распространено.

Что касается обстановки в целом, то есть ощущение, что в Далласе пока что идет становление этой культуры и есть все перспективы лет через пять получить здесь мощный стартап-хаб. Развитие идет семимильными шагами. Тут планируется постройка нового Мидтауна на сумму $20 млрд, строится новый парк, размерами в 12 раз превышающий Центральный парк Нью-Йорка.

И самое главное для стартапера – тут совершаются неплохие сделки: за третью четверть 2016 года компании на ранних этапах привлекли здесь более $274 млн венчурного капитала. И эта тенденция растет. Самое удивительное, что несмотря на интерес к fintech, VR, и другим горячим темам, тут есть место и тревел-проектам. А партнерство с такими компаниями, как Sabre, American Airlines, Traxo, дает неплохие перспективы.

И напоследок, что касается жизни в Далласе, она намного дешевле, чем в любых других мегаполисах США. Здесь вполне реально найти однокомнатную квартиру до $1000 в месяц (это не комната в Нью-Йорке или Сан-Франциско за $4000).

Как решиться на такой шаг?

Некоторые люди спрашивают, сложно ли уехать, сложно ли стартовать в другой стране, в другом социуме. Этот вопрос имеет много граней.

Во-первых, мы — далеко не первый проект, который попал в США. Хотя в Далласе мы, судя по всему, первый стартап не только из Украины, но и из Восточной Европы.

Украина обозначена на карте в акселераторе Tech Wildcatters, как одна из стран, откуда родом ее «подопечные стартапы»

Возможно, мы попали на одной из самых ранних стадий, но это особо ничего не меняет. В любом случае, спасибо командам, которые попали в США раньше. Они помогали нам советами.

Во-вторых, было, наверное, немного сложно, так как в нашем проекте мы и фаундеры, и семейная пара. Тяжело всегда перестраиваться с работы на личную жизнь, а при переезде в другую страну и подавно. Наверное, самое сложное, это параллельно заниматься созданием компании и обустраиваться на новом месте.

В-третьих, все зависит от духа авантюризма и готовности много и напряженно работать. Если эти качества есть, то все сложности, как бы это банально не звучало, легко преодолимы.

Самое главное — это иметь решительность, готовность постоянно меняться. Также нужно понимать, что это — не университет или школа. Всем на вас наплевать. Конечно, все очень дружелюбные, все готовы помогать и инвестируют в вас, но нужно осознавать – что это ваша компания, ваш продукт, ваша идея и только вы ответственны за то, что происходит. Условный «ангел» или ментор будет давать советы, но не более. Все решения должны приниматься вами. И есть большая разница: принимать их в коворкинге, на диване дома в Киеве или здесь, имея обязательства перед инвесторами.

Ну и само собой, нужно смотреть на сам продукт. Существует миллион идей, для которых намного лучше остаться в Украине. Есть идеи, для которых нужно ехать в Израиль или в Азию. Единой формулы успеха не существует. Если человек в душе предприниматель, то вопрос «Как решиться?» не будет стоять. А когда человек поймет, что нужно для его идеи – решение придет само собой. Это какая-то стартаперская магия, когда ты просыпаешься и понимаешь: я готов.

И напоследок — совет, который очень помог нам: «Слушайте только тех людей, у которых есть реальный опыт, к другим просто прислушивайтесь».

Автор: Алексей Шумаев, сооснователь сервиса для круизных путешествий CruiseBe

Оставить комментарий

Комментарии | 8

  • Я так и не увидел главного, что у вас было на руках по этому проекту когда вы подавались?

    Сложилось впечатление, что голая идея и питч?

    • На момент подачи у нас был рабочий прототип, была собрана большая база данных, так же мы удаленно стали членами CLIA (аналог IATA для круизного рынка) и это позволило нам попасть в аффилиационные программы нескольких компаний-лидеров рынка (Royal Caribbean, Carnival, Disney, NCL, MSC).
      Первые контакты менеджеров этих компаний находили через Линкедин, Фейсбук. Но, если говорить откровенно, то на момент подачи, кроме прототипа, контент-плана, анализа рынка, product plan, питча и идеи — ничего не было.

  • Не понятно из статьи — вы уже получили инвестиции от акселератора? Много нужно сделать, чтобы их получить?

  • Идея прекрасная, реализация нулевая.
    Захожу в cruise-planner, открываю MSC Cruises, хочу добавить свой круиз на MSC Meraviglia, результата ноль.
    Или вы наймете менеджеров, которые будут фанами круизного движения или через пару лет будем наблюдать этот проект в утиле. Хотя бы сначала своруйте базу с cruisetimetables.com 🙂

    • Спасибо за отзывы и советы.
      Обожаю комменты из серии реализация нулевая, когда вы не нашли один корабль, который еще не начал работать (круизы на нем начнутся только с мая), в любом случае это проблема набора контента, которую мы стараемся закрыть. На данный момент в пленнере доступно 144 корабля (новые корабли скоро появятся) и 490 портов.
      Так как мы стартап и имели ограниченные ресурсы, то брали самые популярные компании и порты. Сейчас работаем над контентом и скоро новые корабли появятся. Мне очень жаль, что MSC Meraviglia пока не залита. Скоро мы это исправим.
      Что касается воровства базы, к сожалению или счастью,
      мы не воруем контент и информацию. Мы ее берем у партнеров, сейчас бд по круизам рассчитана на год вперед, но мы думаем, что это мало, поэтому ищем выходы. Вам же не построило маршрут только по причине того, что данный корабль мы еще не залили. Приношу свои извинения.
      Спасибо Вам за совет.

Поиск