Итоги-2010: Ашманов и Партнеры, AdLabs, NetPeak и SEO-Studio о рынке поисковой оптимизации

1482
17

В этом блиц-опросе, посвященном итогам 2010 года, ключевые участники украинского SEO-рынка (по определенным причинам в блиц-опросе не смогла принять участие Promodo), оценили его объем, подвели итоги года для своих компаний и рассказали о количестве своих клиентов и новых услугах. Кроме того, участники описали наиболее заметные проблемы и тенденции и поделились ожиданиями от 2011 года.

Артем Бородатюк, художественный руководитель студии интернет-маркетинга Netpeak

Относительно объема рынка SEO, я не проводил никаких исследований, но на такой вопрос ответил бы, что объем рынка составляет приблизительно $12 млн в год. Публичных аргументов у меня не найдется.

В этом году мы наладили многие внутренние бизнес-процессы, создали отдел аналитики и исследований, открыли новые офисы, разработали множество внутреннего программного обеспечения для более качественной работы, а количество наших сотрудников перевалило за 60. Когда-то основной услугой было комплексное SEO. Теперь мы стали предлагать SMM, юзабилити, а также более индивидуально ориентированные услуги, которых не хватало нашим клиентов «из одних рук».

Если математически посчитать «средний чек», то это — 300 у.е. в месяц. Но гораздо более правильно было бы вести анализ отдельно, а не измерять среднюю температуру по больнице. Итак, средние чеки в месяц таковы: для регионального украинского проекта: 200-400 у.е.; для проекта «на всю Украину»: 400-600 у.е.; консалтинговые проекты на западный сегмент – 1500 у.е. в месяц; консалтинговые российские проекты – 1000 у.е. в месяц.

Среди наиболее заметных тенденций и проблем 2010 года могу отметить: персонализацию поисковой выдачи, конкуренцию поисковых систем и социальных сетей, рост спроса на комплексный интернет-маркетинг. Также отмечу активность Яндекса в Украине и то, что интернет-реклама постепенно перестаёт быть «в диковинку» для привыкшего к офлайну бизнесмена.

От 2011 года ожидаю: повышения уровня образованности заказчиков услуг у студий интернет-маркетинга, продолжения движения поисковых систем в сторону учета социальных и поведенческих факторов, постепенного отмирания схемы «работы на позиции» в SEO, формирования рынка интернет-маркетинга. Всё тоже, что я указал в тенденциях года уходящего.

Александр Ольшанский, президент СП «Ашманов и Партнеры-Украина»

На мой взгляд, давать точные оценки в этой сфере пока довольно затруднительно. Поскольку этот рынок еще сильно размыт и не сформирован. И тем более тяжело говорить о рынке поисковой оптимизации, потому что оптимизация как отдельно взятая услуга у нас встречается все реже и реже. Так, в сфере интернет-маркетинга наблюдается все больше и больше комплексных проектов, когда задействованы и поисковая оптимизация, и контекстная реклама, и другие каналы продвижения. Поэтому рынок поисковой оптимизации сложно отдельно «вычленить» в виде денег. Мне кажется, что правильнее говорить вообще о рынке рекламных цифровых услуг, рынке цифровых агентств.

Сейчас у СП «Ашманов и Партнеры-Украина» 14 клиентов. Они разные. Так, мы выиграли несколько тендеров крупных компаний. Однако есть и несколько довольно простых клиентов, с не очень большими бюджетами.

Учитывая то, что компания была образована в августе, а свидетельство плательщика НДС мы получили менее месяца назад, об итогах года говорить рано. Набран коллектив, компания работает, мы провели одну большую конференцию и сейчас ежемесячно проводим семинары. Кстати, они людям очень нравятся — записываются на несколько месяцев вперед. Мне кажется, что как единица компания уже состоялась. Теперь основная задача – «нарастить мышцы» в следующем году, стать больше, обслуживать больше клиентов и т. д.

При обозначении основных тенденций и проблем SEO-рынка сложно быть оригинальным. Первая проблема для всех цифровых агентств — это то, что услуга продвижения в Сети стала очень быстро усложняться. Причем настолько быстро, что иногда сложно просто донести клиенту все разнообразие методик, которые необходимы для получения реального результата. А клиент, конечно, хочет реального результата. Это такая тенденция, она же — проблема. Вторая важная тенденция — это то, что люди стали оценивать Интернет как реальный канал продвижения совершенно обычных оффлайновых бизнесов. Именно в 2010 году произошел такой большой сдвиг в сознании.

Полагаю, что в 2011 году появится больше игроков этом сегменте — агентств по комплексному продвижению, и увеличится конкуренция. Мы ожидаем быстрого роста рынка цифровых услуг. Значимой тенденцией 2010 г. стало более пристальное внимание к социальным медиа у бизнеса, но пока этот инструмент в Украине еще слаб. Думаю, что в 2011 г. цифровые агентства попробуют нарастить эффективность именно работы в соцмедиа – я имею в виду эффективность с точки зрения конечного клиента, потому что конечного клиента интересует увеличение продаж, а не какие- либо другие показатели. И, конечно, рост аудитории социальных медиа и рост уровня доверия к ним будет способствовать этому.

Роман Рыбальченко, руководитель отдела интернет-маркетинга SEO-Studio

Объем рынка поисковой оптимизации в Украине в 2010 году тяжело оценить, так как большая часть рынка в тени. Тем не менее, если говорить об итогах, то они самые позитивные. Как лидеры рынка поискового маркетинга в Украине мы: увеличили команду на 15 профессионалов, до 65 человек (это без учёта удаленных сотрудников), получили статус сертифицированной компании Google AdWords, много выступали и делились опытом, преодолели рубеж в 650 клиентов на ежемесячном обслуживании, занимались новыми услугами (SERM, SMM, интернет-PR, веб-аналитикой) и улучшили качество существующих, открыли уникальный отдел исследований поисковых систем.

Неприятная тенденция – попытка многих компаний уменьшить ответственность и не гарантировать ничего. Мы считаем, что этот подход негативно отразится на качестве оказываемых услуг, и приведет только к разочарованию и «метаниям» клиента. Приятная тенденция – рынок становится взрослее, от чего выигрывают все хорошие подрядчики.

В следующем году от рынка ожидаем роста на 50%, как минимум, а также улучшения качества услуг и увеличения эффективности для клиента.

Дмитрий Яресько, генеральный директор интернет-агентства AD|LABS-Украина

Если говорить только о рынке SEO, то его объем нам представляется не очень большим. Скорее, он будет очень мал даже по сравнению с рынком контекстной рекламы (разница в 2-3 раза). Т.е., мы можем приблизительно оценить рынок SEO в не более чем 5 млн. у.е. Хотя и эта наша оценка может быть завышенной. Хочу уточнить, что в нашей оценке мы учитываем только украинских клиентов.

По уже сложившейся традиции, мы не разглашаем итоговые показатели нашей компании. Тем более, что мы не стремимся заполучить всех клиентов любой ценой. Наверное, поэтому средний чек у нас довольно большой по сравнению с другими игроками рынка. И мы, опять же, говорим не о чеке за комплексную услугу, а о чеке только за SEO.

Наиболее важная проблема на рынке — это тяжелые последствия кризиса для клиентов и, как следствие, их боязнь вкладывать деньги в Интернет. Тенденции на рынке в 2010 году — большая избирательность клиентов при выборе подрядчиков, более осознанный их подход к выбору и заказу услуги.

В 2011 году мы ожидаем рост рынка SEO, связанный как с увеличением бюджетов, так и с предоставлением услуги в комплексе с другими сопутствующими услугами.

Оставить комментарий

Комментарии | 17

  • Колба в студию — что за такие «определенные причины» ?

  • Рыбальченко +1
    «Неприятная тенденция – попытка многих компаний уменьшить ответственность и не гарантировать ничего.»

    комплексный консалтинг без каких-то гарантий и ответственности — это маккинзи для айбиэм. уровень другой. цели другие

    • Гарантировать 100% зачатие при сексе может только настоящий мачо. Мы хоть и не новички на рынке, но нужно правде смотреть в глаза, правильно оценивать услугу и свои возможности. Обещать гарантии в том, что во многом зависит от потусторонних сил Александра Садовского и команды Google равносильно стучанию себя по затылку. Это искажает суть услуги, развивает свинной гриб и убивает его. Достаточно просто посмотреть на опыт наших сограждан. Мне кажется, глупо это не понимать, ну да ладно.

      • Саша, я понимаю, что брать на себя черезмерные внешние риски нецелесообразно для бизнеса. Но гарантии и ответственность могут эволюционировать.

        Мне как заказчику (SMB) непонятно, что такое комплексный маркетинг. В чем был boost seo, adwords, вообще бизнеса в интернет? В том, что владелец четко +/- может отслеживать результаты/затраты.

        Тиньков перед открытием своего банка заказал маркетинг в Бостон Консалтинг Груп. Зачем? Чтобы с этой бумажкой легче было брать фандинг. Да, БКГ не дало гарантии, что выстрелит его бизнес. Но это дало существенный козырь при старте. Совершенно другой уровень и деньги.

        Президенту HP легче привлечь каких-нить консультантов из McKinsey и потом в случае неудачи сказать что-то вроде: «Это ж McKinsey рекомендовало!» Или получить одобрение на совете дир-ов какого-то проекта.

        Но когда стоит у руля владелец и считает каждую копейку. То за какие-то деньги, он хочет услышать, что он получит. Например, столько-то посетителей по таким-то параметрам, если о позициях не говорим.

        В итоге нужно развивать само понятие «что вы получите» вместо размытого термина «комплексный маркетинг».

    • >уменьшить ответственность и не гарантировать ничего
      что может быть лучше? 🙂
      тот кто хочет гарантий должен будет переплачивать в разы
      уменьшение ответственности приведет к увеличению образованности заказчика… он должен научиться считать иначе всегда будет в проигрыше…

  • Относительно объема рынка SEO, я не проводил никаких исследований, но на такой вопрос ответил бы, что объем рынка составляет приблизительно $12 млн в год.
    ……..
    Т.е., мы можем приблизительно оценить рынок SEO в не более чем 5 млн. у.е. Хотя и эта наша оценка может быть завышенной.

    Різниця в оцінці ринку більш ніж просто солідна. Лишній раз свідчить, що ринку пока нема.
    Хвалебними одами хлопці тоже переборщили, але нічого, з ким не буває.

    • Ну я ведь специально указал в ответе на этот вопрос: «Хочу уточнить, что в нашей оценке мы учитываем только украинских клиентов». Насколько же я понял Артема, он дал свою оценку с учетом западных или российских клиентов.

      • Именно так. Хотя в любом случае моя оценка не является показателем того, что итак известно — рынок действительно только формируется. И «личное мнение» (а именно так был поставлен вопрос) не претендует на истину в последней инстанции.

        Но замечание Dmitry Rusyn полезно в любом случае — буду знать, что надо уходить от ответа, как у нас принято, а не давать ответ на то, что спросили.

        • Артем, та ладно, я нікого не облічаю, просто констатую, що реальний об’єм ринку визначити не реально.

          • Ну да, еще бы понять, что под этим реальным объемом понимается: итоговая выручка SEO-компаний или же тот объем денег, на которые компании заказывают продвижение своих сайтов на Украину. А если еще вспомнить за НДС и прочее, то вообще запутаться можно.

          • Так «объем рынка» — это всегда оборот, то есть «объем денег», а не итоговая выручка.

          • Я не за то. Если ты, к примеру, производишь нечто на миллион, но продать реально можешь здесь для здешнего потребителя всего на 100 тысяч, а на остальные 900 тысяч ты продаешь где-то там, на других рынках и для других потребителей, то объем здешнего рынка не миллион, а 100 тысяч.

    • Полагаю, если взять SEO+PPC+консалтинг рынок больше в несколько раз. Могу ошибаться, но моя оценка такова

Поиск