Kinorg: из киевского гаража — на съемочные площадки мира

5200
3

Перспективный «железный» стартап из Киева готовится покорить Европу, а затем и США, своим будущим бестселлером в сегменте оборудования для видео- и кинопроизводства. Реально ли технологичному проекту из Украины взлететь, когда конкуренты вкладывают в разработку и продвижение миллионы долларов? Команда КБ Kinorg рассказывает читателям AIN.UA о собственном пути решения этой непростой задачи.

Для Егора Петрика, бывшего профессионального оператора-постановщика, за плечами которого не один десяток работ в индустрии кино, рекламы и музыкальных видеоклипов, проект по созданию собственного оборудования для кино- и видеосъемки стал личным вызовом: «А смогу ли я?». Родившаяся семь лет назад мечта заставила его круто изменить свою жизнь и освоить с нуля многие незнакомые инженерные дисциплины. И вот сегодня, в недрах одного из крупных киевских заводов, превратившегося в конгломерат арендных площадей на все случаи жизни, трудится небольшая, но сплоченная команда конструкторского бюро Kinorg. Она собрана из по-настоящему увлеченных своим делом людей. Отбывать номер здесь некому и некогда. Либо заканчиваешь каждый рабочий день, продвинув проект вперед, либо вам не по пути.

Команда, производство

Команда, производство

От мотоциклов – к кинооборудованию

Как и у основателей легендарной Apple, собственный проект Егора стартовал в гараже. С тем отличием, что вместо крепко сбитой калифорнийской команды его начал украинский энтузиаст-одиночка, которого неотстанно преследовала мысль оставить, наконец, операторскую деятельность и заняться серьезным производством. Причем сделать это без посторонней помощи и инвестиций. В своем гараже Егор, заядлый мотоциклист, занимался тюнингом двухколесных машин и делал для своих коллег по индустрии различные приспособления для съемки. И вот, однажды проснувшись, он звонит знакомому с идеей – начинаю делать станок. На создание первого станка с ЧПУ, освоение проектирования и принципов обработки металлов ушло полтора года. После этого стартовал первый этап проектирования собственного продукта с нуля.

Что создавалось?

Самым первым продуктом, сошедшим с самодельного станка, был аксессуар в виде крепления для накамерного обвеса. А основной разработкой и ядром будущей компании стала полноценная система follow focus для беспроводного управления оптикой.

Система дистанционного управления кинооптикой

Система дистанционного управления кинооптикой

В видеопроизводстве – при съемке кино, клипов – основными параметрами оптики камеры в виде ФОКУСа, диафрагмы, zoom, расписанными для каждой сцены, управляет специальный работник, ассистент оператора. Долгие десятилетия эта процедура проделывалась вручную, пока на рынке, начиная с 90-х годов прошлого века, не появились первые беспроводные системы. Они позволяют расположить специалиста, управляющего фокусом, за 10 и более метров от места съемки, рядом с плейбеком и режиссером, удаленно управлять камерой, размещенной на кране и т. п. Продвинутая электронная начинка в таком устройстве дает отличную возможность для автоматизации многих рутинных задач в кинопроизводстве. Технологически система состоит из электропривода, работающего в связке с камерой, и управляющего модуля, между которыми налажен канал радиосвязи.

Именно такое устройство и принялся создавать Егор, ориентируясь, в первую очередь, на рынок частных операторов, небольшие производственные и прокатные компании вплоть до среднего сегмента.

Егор Петрик, основатель, CEO/CTO Kinorg

Все основные сложности на первом этапе проекта были вызваны отсутствием стабильного финансирования. Часто приходилось искать возможность продолжать проект в ситуации, когда банально не за что купить еды. Нестабильность продаж, продиктованная, в том числе, малыми объемами производства и тем, что проект «тянул» на себе один человек, вызывала долгие тяжелые паузы, не говоря уже о постоянных долгах. Через три года работы стало проще, я привык к трудностям, перестал видеть в них конец света и начал в целом спокойнее и взвешеннее относиться к проблемам.

В процессе возникали и организационные сложности — например отсутствие мотивированных подрядчиков, когда люди даже за деньги, не имеют ни малейшего интереса к тому,что ты делаешь. К примеру, для производства нужно было сразу два станка, а второй на тот момент я позволить себе не мог. Соответственно одна часть деталей производилась качественно, а вторая попадала под риски. Поэтому приходилось находить такие методы производства, которые подразумевают страховку, проектировать с учетом возможностей своих подрядчиков.

Ну и, конечно, стояла главная задача и была мечта – собрать со временем мотивированную команду. Особенно это сложно в технологичном стартапе, поскольку все толковые специалисты уже, как правило, заняты в своих проектах и не могут принять твою идеологию. Особенно когда видят, что до полноценного выхода на рынок еще далеко. Поэтому я долгое время работал один, часто без денег. Были моменты, когда казалось, что нет смысла продолжать. Но я все равно шел и делал.

Через годы проб и ошибок

Совершенствуя будущий продукт, Егору приходилось подолгу продумывать дизайн и эргономику. Первая версия контроллера оказалась излишне «навороченной», имела дисплей и множество настраиваемых режимов. Как показала практика, специалист на съемочной площадке ими не пользуется – нужна максимальная простота, компактность и удобство. В итоге разработка пережила целых шесть модификаций, в каждой из которых устройство приходилось практически создавать заново. Корпус каждой новой версии сначала формировался вручную в виде модели из пластилина, а затем проектировался в CAD-системе и воссоздавался на станке уже из алюминия.

Эволюция

Эволюция

Итоговый дизайн лаконичен – контроллер удобно лежит в руке, убраны все лишние шкалы и индикаторы, которые «перегружали» внешний вид. Несмотря на кажущуюся простоту, технически устройство напаковано достаточно серьезно: позволяет производить ручную, автоматическую разметку, самостоятельно перекалибровывается в случае нахождения ошибок. Внешний интерфейс дает возможность присоединить к контроллеру дополнительные модули на любой вкус – систему автоматического слежения за фокусом, батарею большой емкости, организовать сочленение со вторым устройством и т. п. Знание нюансов процесса видеопроизводства позволило внести в проект новшества, которые зачастую можно встретить только в топовых устройствах западных конкурентов (например, виброиндикация для меток), а также добавить оригинальные «фишки» в дизайне и функциональности: быстросъемную батарею на магнитах и механизм контроля положения оптики.

Батарея

Батарея

Опыт, полученный в процессе разработки первых версий follow focus, заложил технологический фундамент для будущей компании. Использование качественных материалов и компонентов (датчиков угла поворота, горизонта, силовой части, мощных радиопередатчиков) качественная порошковая окраска и полимерное покрытие корпуса и деталей, отказ от пластиковых частей в пользу цельного алюминия (корпус, элементы управления), соблюдение стандартов пыле- и влагозащиты — благодаря этому удалось создать устройство, готовое соперничать за место под солнцем с лучшими мировыми образцами.

Финальная версия устройства

Финальная версия устройства

Kinorg – украинско-польский вариант

Качественный продукт – лишь половина дела. Наладив полный цикл производства в Украине, Егор долгое время самостоятельно боролся с преградами, которые возникали перед проектом и мешали продвижению к мечте. Это и стагнация отечественного рынка кинооборудования, и скептицизм коллег по цеху из ближнего зарубежья. Одним из стратегически важных вопросов стало обеспечение своевременного качественного сервиса для продукции и создание складских запасов. Существующие ресурсы не позволяли в одиночку поддерживать задел более чем на пять устройств.

Поворотной в проекте стала встреча в 2014 году в Варшаве, куда Егор приехал, путешествуя по Европе на мотоцикле, с Леонидом Бандривчаком, будущим COO Kinorg. Работая на европейском рынке уже много лет, на момент встречи Леонид занимался созданием третьего на своем счету филиала международной телекоммуникационной компании. Постепенно проникнувшись идеей «железного» стартапа, оценив энтузиазм и наработки Егора, он предложил целенаправленно развивать проект в сторону рынка Европы и США, задействовав свой опыт и связи.

Совместно был проработан детальный бизнес-план перезапуска проекта, который начал реализовываться с создания представительства в Варшаве для продвижения продукции на просторах ЕС. А в начале 2016 года команда Kinorg приступила к разворачиванию новой конструкторской и производственной площадки в Киеве и начала активно готовиться к выходу на широкий международный рынок. Как говорит Егор Петрик, сегодня, спустя 7 лет после рождения мечты, собранная, наконец, полноценная команда строит компанию с нуля, проделывая за 3 месяца ту работу, на которую в одиночку у него ушло 3 года.

Леонид Бандривчак, сооснователь, COO Kinorg

После встречи с Егором и многократного обсуждения бизнес-перспектив проекта, стало очевидно, что основную аудиторию потребителей следует искать за рубежом. К сожалению, отечественный рынок на сегодня не сможет обеспечить работу даже небольшого коллектива в 2-3 человека, производящего конкурентопособные устройства. Сегмент кинооборудования оккупирован реселлерами, подавляющее большинство которых завозит устройства в единичном экземпляре либо не завозит вовсе, обладая при этом статусом официального дистрибьютора.

При этом уровень технической подготовки продавцов зачастую оставляет желать лучшего. Взлететь на таком рынке со своей разработкой попросту невозможно. Поэтому для Kinorg наиболее действенной оказалась модель с европейским фронт-офисом и организацией полного цикла производства и КБ в Украине, где гораздо легче найти подрядчиков на небольшие партии запчастей и где можно относительно легко и быстро решать точечные задачи, связанные с промышленным дизайном и созданием прототипов. В отличие от нас, в Польше малый и средний бизнес заточен под серийное производство. С ними довольно нелегко наладить контакт в плане единичных изделий. На сегодняшний день основная роль польской части Kinorg — организация канала продаж и рекламной поддержки в Европе. Возможно, в ближайшее время мы откроем там и сборочный цех.

Пазл сложился

Кроме Леонида, разработавшего стратегию развития и финансирования будущего стартапа, к ядру команды Kinorg в 2016 году присоединились технические специалисты Алексей Федорец и Денис Саенко, вышедшие из стен КПИ и получившие значительный опыт в отрасли технического обеспечения кино и телевидения, разработки механических и электронных систем. На их плечи легла задача по усовершенствованию аппаратной и программной начинки устройства, разработке новых версий прошивки и плат.

Алексей Федорец, Chief Electrical ENGINEer Kinorg

Основные задачи при создании новой версии подобного «интеллектуального» устройства лежат на уровне гармонизации работы всех компонентов. Даже в такой, казалось бы, простой контроллер для видеооператора заложено множество разноплановых модулей, которые хорошо стыкуются «на бумаге», а когда дело доходит до реального прототипа, ведут себя совсем по-другому. На данный момент я занимаюсь созданием нового, более компактного дизайна печатной платы, которая станет основой для серийного экземпляра.

Поскольку все схемы мы разрабатываем сами, на стадии проектирования необходимо предусмотреть все возможные нюансы в дальнейшем использовании – и температурный режим, и риск залития водой, пыле- и ударозащиту, невозможность поломать устройство неопытному пользователю. В этом ключе важен опыт проектирования похожих решений, который позволяет реализовать схему так, чтобы впоследствии не вмешиваться в электронику, а заниматься лишь обновлением софта. В целом, для разработки с нуля платы для устройства такого класса уходит до двух месяцев.

Специалисты Kinorg проектируют и создают прототип платы, осуществляют финальную сборку устройства, а само изготовление PCB отдается на аутсорс небольшим коллективам в Украине.

Всего, по состоянию на начало лета 2016 года, в киевской команде Kinorg задействовано 8 специалистов, не считая внешних подрядчиков. В планах расширить штат до 40 сотрудников в ближайшие 3 года.

КБ вместо продаж

Промежуточные результаты проекта свидетельствуют – украинской команде удалось на ограниченных ресурсах реализовать продукт, в разработку которого крупные западные компании вкладывают огромные суммы. По заявлениям одного из будущих прямых конкурентов, в создание аналогичной системы управления оптикой было вложено $1,5 млн. Отечественному же проекту удалось обойтись на порядок меньшими суммами. Основное «бутылочное горлышко» в виде финансов частично было устранено за счет бутстрэппинга. Вторую часть средств предоставили друзья, которые поверили в успешность строящейся компании.

Хотя продукт на данном этапе является ядром бизнеса, в Kinorg предпочитают позиционировать себя как конструкторское бюро в области кинематографической техники. За время развития проекта в портфолио, кроме систем follow focus, было добавлено достаточно разработок в сегменте оборудования и аксессуаров для видеосъемки, систем стабилизации для камер. Уникальным стал опыт участия в не имеющем аналогов на постсоветском пространстве проекте по созданию робота для высокоскоростной съемки slow motion. Туда была интегрирована специальная проводная версия follow focus с возможностью прописывать фокус как отдельную траекторию, а также спроектирован и изготовлен весь хардвер для крепления камер топ-уровня.

Проектирование, производство и обкатка оригинальных решений, создание прототипов, интеграция собственного нишевого продукта в системы коллег по рынку разрабатывающих операторские краны и системы стабилизации, для команды Kinorg выглядит более привлекательно, нежели перспективы создания глобального бизнеса под производство и маркетинг продукта с тиражами в сотни тысяч экземпляров. Поэтому сегодня и далее Kinorg – это Cinemachinery design bureau.

Денис Саенко, Chief Embedded Engineer Kinorg

Kinorg для меня – возможность заниматься любимым делом, разработкой новых электронных устройств в команде настоящих профессионалов и энтузиастов. Поскольку разработка ведется с нуля, часто приходится овертаймить, но когда работа интересна и дело спорится, этого практически не замечаешь. Особенность разработки для нашего устройства – не разветвленная логика. Важнее всего, чтобы система работала стабильно, была простой и прогнозируемой для конечного пользователя, имела защиту от дурака. Поэтому при внедрении новых функций большое внимание уделяется процессу тестирования на стенде и в реальных условиях. Немало нюансов и на техническом уровне, связанных с особенностями микроконтроллеров, силовой части.

Заложенный нами высокий класс устройства и приличная стоимость техники, с которой ему приходится взаимодействовать в процессе съемок, заставляет тщательно продумывать алгоритм работы. Так мы внедрили контроль положения ротора двигателя, чтобы предупредить ситуацию, когда после отключения или обрыва питания привода кто-то подходит и вручную проворачивает объектив камеры. Если наше устройство при включении будет вместо контроля положения производить инициализацию, есть риск повредить кинооптику стоимостью $10000 и выше. Подобные принципы, заложенные в управление, выглядят достаточно простыми, но на деле позволяют сохранить съемочной команде множество времени и нервов.

2016 – ключ на старт

Перезапуская проект и выходя на международный рынок в 2016 году, команда Kinorg своей целевой аудиторией по-прежнему видит начальный и средний сегмент операторов, занимающихся съемкой кино, клипов и рекламных роликов. Планируемая нагрузка – производство и продажа до 20 устройств follow focus в месяц. Основной целевой рынок на сегодня – это рынок стран Евросоюза, следующий по перспективности этап – продажи в США.

За первый год работы Kinorg рассчитывает выйти на самоокупаемость, а за 3 года захватить 15-20% глобального рынка устройств дистанционного управления кинооптикой и выйти в топ-сегмент. Подталкивает к этому сам продукт, который получился конкурентоспособным, стоит в 2-3 раза ниже топовых аналогов, не уступая им в качестве исполнения.

Одним из ключевых факторов для начального продвижения устройства является участие в выставке IBC, которая пройдет в сентябре 2016 года в Амстердаме. Крупнейший отраслевой форум ежегодно собирает более 55 тыс. профессионалов медиаиндустрии из 170 стран мира и традиционно служит отправной точкой для демонстрации новых разработок и заключения контрактов. На IBC команда Kinorg готовит к показу свой основной продукт follow focus и еще одну разработку, которую ребята пока держат в секрете. К выставке компания подходит с заделом готовых устройств, запасом комплектующих, запчастей и обкатанным решением, готовым предстать перед широкой публикой и удовлетворить первую волну спроса. Международный рынок выдвигает повышенные требования к качеству, поэтому особое внимание в Kinorg намерены уделять сервисной поддержке, создавая тем самым весомое конкурентное преимущество. В перспективе сервисное направление может быть выделено и в отдельный бизнес, не конфликтующий с деятельностью КБ.


КБ Kinorg на Facebook

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • 25 років пройшло а ви все мислите «постсовковим простором»…..

    Совки….

  • В статье все написано красиво. Если со стороны смотреть — вообще зачитаться можно. На практике все выглядит куда более уныло. Я знаю как минимум 2 заказчиков которые при полной предоплате получили некий не работающий прибор. Или вообще ничего не получили. Никакого сервиса и службы поддержки нет. Описания нет.
    Компания постоянно говорит что вот почти все уже доделали и вот уже совсем скоро все отправит.
    Выглядит сейчас компания Кинорг в роли того самого ими же описанного нерадивого подрядчика. С большим интересом буду наблюдать за развитием событий. Как ребята будут исполнять собранные заказы и по 20 штук устройств в месяц выпускать, если они и одного рабочего сделать не могут. Невнимание к заказчику — это конец деловой репутации. И заботиться нужно не о том как неудобный коментарий подтереть в ленте, а о том чтобы таких ситуаций недопускать. Не написать это не могу ибо мне жаль времени и сил потенциальных клиентов данной компании.

  • Ситуации не всегда бывают однозначными.

    В истории почти всех компаний были ошибки. Главное как к их решению подойдет руководство.

    Кто проходит или проходил этот сложный путь, — всегда поймет как это.

    Я рекоммендую обратиться к производителю для решения любых проблем с ним и найти точки соприкосновения.

    Уверен, все получится и решится.

    В моей истории было не так много ошибок связанных с работой с клиентами. За 7 лет может быть 2 или 3 неприятных ситуаций, но как правило все решались.

    В свою очередь как руководитель, всегда открыт для поиска решений.

    Рекомендую вам вести диалоги и заранее расставлять все точки в построении партнерских отношений. Чтобы не было недопониманий.

    Ведь никто не знает, что у клиента проблема, если он не сообщает об этом.

Поиск