Как быстро оценить привлекательность SaaS-компании

8298
1

Джефф Эпштейн — управляющий партнер в Bessemer Venture Partners — написал для TechCrunch колонку о том, какие критерии позволяют быстро понять реальную стоимость и инвестиционную привлекательность компании. Редакция AIN.UA подготовила адаптированный перевод статьи.

За последние несколько месяцев на рынке произошел ряд крупных сделок. В результате были куплены или поглощены компании NetSuite, Marketo, LinkedIn, Fleetmatics и LogMeIn. Общая сумма сделок составила более $50 млрд. Чем же эти компании отличаются от остальных и в чем секрет их привлекательности?

Существует так называемое «правило 40%» — популярный среди венчурных капиталистов и менеджмента способ отделить перспективную SaaS-компанию от ее собратьев. Суть его проста — сложите текущий рост компании с ее маржей прибыльности. Этот нехитрый арифметический прием позволяет сравнить компанию с 100% роста и маржинальностью -60% с компанией, которая растет на 40%, но выходит в ноль. Или с компанией, которая растет на 10%, но при этом имеет маржу 30%.

В Bessemer Venture Partners используется адаптированная версия «правила 40» — efficiency score (оценка эффективности). Эта метрика использует для оценки сумму процентов роста компании и FCF (free cash flow) маржу. На разных этапах развития компании метрика изменяется. Для среднестатистической публичной компании efficiency score выше 40% через несколько лет после выхода на IPO считается отличным результатом.

Например, усредненная оценка эффективности публичных SaaS компаний на 2016 год — 28% годового роста + 3% маржи. Всего — 31%. Чуть меньше половины существующих SaaS-компаний демонстрируют показатель 40% или выше.

В процессе работы в Bessemer установили, что корреляция между efficiency score и показателем EV / Revenue для публичных SaaS-компаний составляет 70%. EV / Revenue — стандартная метрика, которую инвесторы используют для оценки акций и которая равна оценке компании поделенной на ее выручку. Верхний квартиль публичных SaaS-компаний по данному коэффициенту обладает оценкой эффективности в 44%. Нижний — только 9%.

tc1

Корреляция между «Efficiency Score» и показателем EV / Revenue

За последние 4 года efficiency score для SaaS-компаний изменялся незначительно и варьировался в диапазоне 28-31%. Одновременно с этим динамика слагаемых претерпела заметные изменения. Так, если в 2012 среднестатистическая SaaS-компания росла на 55% и имела маржу -28%, то в 2016 рост снизился до 28%, а маржинальность составила +3%. Это довольно предсказуемо — когда такие компании как Salesforce и Workday становятся больше, динамика их роста замедляется, а прибыльность увеличивается.

tc2

Средний рост и FCF-маржа компаний в 2012-2016

SaaS-компании демонстрируют наилучший efficiency score за несколько лет до IPO. В среднем, около 73% за 3 года до выхода на биржу. В период после выхода показатель падает до 30-40%.

tc3

«Efficiency Score» компаний на IPO

Таблица ниже содержит список публичных SaaS-компаний, упорядоченных по оценке эффективности в 2016 году. Три из них — Marketo, LinkedIn, Fleetmatics были приобретены, LogMeIn — поглощена. Три из четырех были в ТОП-11 компаний по efficiency score на момент сделки. Все они из разных сфер — логистика, социальная сеть, удаленное управление, но их рост и относительная прибыльность вывели их в число лучших.

Самое важное: все эти компании продавались достаточно дешево если учесть их efficiency score. Топ-10 компаний торговались на медиане 8х, но у Fleetmatics она была 4,8х, у LinkedIn и LogMeIn — 6,9х. Неудивительно, что эти сделки были привлекательны в глазах стратегических инвесторов.

chart-4

 

Так какая же публичная SaaS-компания будет куплена следующей?

Вероятнее всего, это Qualys — компания, специализирующаяся на сетевой безопасности. Сейчас она находится в Топ-10 по оценке эффективности с 23% FCF-маржей и 21% роста, но при этом торгуется всего лишь с коэффициентом 5,5х. Так что этот товар идет со существенной скидкой.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск