Закон об усилении контроля над производством CD-продукции, принятый недавно украинским парламентом и утвержденный Кучмой, вступил в силу. Проведены новые облавы по изъятию нелицензионных дисков на рынках Киева. Однако американская Ассоциация звукозаписывающих компаний недовольна: закон обошел вниманием производство болванок для дисков, и это лазейка для пиратов. И не она одна, утверждают американцы.

Таким образом, вполне вероятно, что CD-давление со стороны США будет продолжаться. Будет, поскольку, скорее всего, в качестве цели санкций выступает не столько борьба с пиратством, сколько защита от конкурентов кризисной американской сталелитейной промышленности.

Нам, украинским потребителям, изнутри ситуации очевидно, что борьба с нелицензионным копированием у нас не может вестись на сколь-нибудь серьезной основе, а только напоказ. На сегодняшний день она бесперспективна. 99% программ на украинских компьютерах нелицензионные, ломанные. Что случится, если потребуют их лицензирования? Ответ простой: компьютеры на Украине в подавляющем большинстве просто переведутся, и страна будет отброшена в доинформационную эпоху. И это касается любой развивающейся страны, ведь ПК-глобализация развивается благодаря хакеру, открывшему бедному миру доступ к практически бесплатному софту.

Война с пиратством в контексте глобализационных процессов – плохая реклама для Америки. Она рискует тем самым еще больше подогреть антиамериканские настроения в развивающемся мире, и без того достаточно горячие.

Ведь по большому счету, США с лихвой компенсируют потери от нелицензионного копирования за счет выкачки интеллектуального капитала из третьих стран, бесплатной самоподготовки IT-специалистов, сотни тысяч которых за полцены работают в американских компаниях.

Поэтому мировому сообществу было бы разумно придать особый информационный статус развивающимся странам. Нужен своего рода цифровой план Маршалла для этой части мира. От этого выиграют все. Если ты хочешь быть великой, Америка, будь еще и щедра! А вернее, будь справедлива!

Но надо войти и в положение разработчиков информационной продукции. Их доходы в связи с ростом нелицензионного копирования непрерывно падают (в первой половине 2001 года компании, вошедшие в Ассоциацию звукозаписи, не добрали $300 млн.). Давление, оказываемое ими на конгресс и правительство США, понятно: под угрозой существование целой индустрии. Однако незаангажированному наблюдателю очевидно, что корни проблемы гораздо глубже, чем банальное пиратство. Суть в том, что информация – это вообще уже нечто большее чем просто товар, и полноценно торговать ею по обычным канонам невозможно.

Информация обладает свойствами скорее не товара, а общественного блага

Общественное благо – это некоторое условие среды человеческого обитания, которое трудно организовать для отдельных индивидов, но гораздо проще – сразу для всех. Например, коммуникации, железные дороги, или даже, скажем, солнечный свет или чистый воздух.

Так вот, доступность информации обладает теми же свойствами общественного блага. Чем больше людей имеют доступ к информации, тем выше ее социальный КПД, тем быстрее она вплетается в социальную практику и приносит результаты.

Самое главное – цифровую информацию трудно разбить на лимитированные порции! Благодаря современным технологиям, получившим массовое распространение, она тиражируется, размножается с себестоимостью, стремящейся к нулю. Никакими ухищрениями нельзя надежно «замкнуть» отпускаемую на рынке порцию информационного товара, пристегнуть ее к конкретному покупателю так, чтобы он не мог ее запросто перекинуть на винчестер своему приятелю или соседу. Все трюки производителей в этом отношении либо делают использование продуктов противоестественно неудобным, либо легко нейтрализуются хакерами-любителями.

Мы наблюдаем плачевную тенденцию: издержки на защиту авторского права начинают превышать расходы на непосредственное производство информационного продукта. Авторское право начинает приобретать черты реакционной силы, тормозящей прогресс.

Что делать? Отказаться от рыночной торговли информацией

Информация – общественное благо, финансирование ее производства нужно организовывать на иных началах, чем обычное товаропроизводство.

Схема возможной рецептуры, на наш взгляд, проста: в составе общественных фондов потребления выделяется особая статья на финансирование информационной индустрии, но распределяются эти деньги на конкурсной основе сообразно рейтингу успеха у потребителей конкретных информационных продуктов. Объективно высчитать такой рейтинг в эпоху интернета не представляет особых трудностей. Таким образом, разработку информации будет оплачивать налогоплатильщик, но оплачивать – как и на рынке – на конкурентной основе, поощряя способных разработчиков и наказывая бездарей. Обойдется эта разработка обществу гораздо дешевле, поскольку несообразные издержки на защиту авторства упразднятся. Общество же получит возможность организовать массовое, всем слоям доступное дистанционное высшее и специальное образование, внешне бесплатный рынок развлечений и информационных услуг, бесплатный доступ к исчерпывающим базам данных о рынке товаров и услуг. Пользоваться информацией станет гораздо удобнее, поскольку все унижающие человеческое достоинство и отнимающие массу времени и нервов заборы и заборчики в информационном космосе одним махом будут снесены. Социальный КПД использования информации за счет лавинообразного расширения спроса на нее резко возрастет. И мы почувствуем, что свободное общество еще на один шаг стало ближе.

Друзья, при рассмотрении таких важных вопросов нам надо смотреть в будущее, а не тормозить развитие, руководствуясь правилами и принципами, которые уже не отвечают запросам дня, которые ветшают на глазах.

Иван Голота, сектор СМИ, ФППР