В первом квартале этого года на рынке Центральной и Восточной Европы произошел сильный спад продаж компьютеров. Украина не стала исключением. Продажи ПК в нашей стране сократились почти вдвое по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. За год сегмент может сократиться в 2,5 раза. Тем не менее к осени продавцы ожидают оживления. Об этом сообщает издание «Экономические известия».

“Продажи стационарных ПК снизились более чем в два раза. Значительно уменьшился сектор корпоративных закупок, на рынке практически отсутствует потребительское кредитование”, — отмечает руководитель отдела внешней аналитики холдинга Unitrade Group Николай Коломиец.

“Продажи в первом квартале 2009 года по сравнению с четвертым кварталом 2008 года в количественном выражении упали на 47%, а в денежном — на 49%”, — сообщил вице-президент компании «Инком» Николай Довженко. Интересно отметить, что есть компании, которые в начале этого года на фоне негативной тенденции фиксируют рост некоторых показателей. “Наша сеть активно развивается, поэтому в общем объеме продажи растут по сравнению с прошлым годом: ПК на 6%, ноутбуков — на 37%”,—подчеркивает директор компьютерной сети «Клик» Ирина Аблицова.

Падение продаж ноутбуков оказалось не столь значительным, как стационарных ПК.

“Объемы снизились на 40% (в количественном выражении) в сравнении с более 50% у ПК. По нашей предварительной оценке, реализация ноутбуков в стране в первом квартале текущего года составила 110-115 000 устройств. Для сравнения, за аналогичный период 2008 года конечным потребителям было реализовано 185 тыс. ноутбуков, а последний квартал 2008 г. закончился с результатом в 175 000 устройств”, — говорит господин Коломиец. Немного поменялись и доли рынка компьютеров — десктопов и лептопов. “Персональные компьютеры снизили свою долю с 23% до 19%, а ноутбуки, наоборот, повысили долю в ассортименте с 23% до 25%”, — говорит Аблицова. Многие связывают это с тем, что основная часть продаваемых сейчас лептопов — это залежавшийся с прошлого года импорт, поэтому он идет со скидкой. Дополнительным позитивным фактором для рынка ноутбуков стали активные продажи так называемых нетбуков. Доля их продаж среди мобильных ПК, по данным Unitrade Group, достигает 15%. Они стали пользоваться хорошим спросом, ведь их средняя себестоимость колеблется в пределах $300-600.

Говоря о ценовых сегментах, следует отметить, что в начале этого года, по данным «Инкома», наиболее популярными были дешевые настольные ПК (до $300), в отличие от прошлого года, когда пользовались спросом ПК в дорогом ценовом сегменте (от $500). Средняя цена ноутбука, по данным «Клика» и K-Trade, сейчас составляет $500-700.

Делая прогнозы на этот год, операторы рынка настроены довольно реалистично. Многие ожидают уменьшения рынка примерно на 50% по сравнению с прошлым годом. “Наиболее сложные первый и второй кварталы текущего года, начиная с третьего продажи медленно, но уверенно должны расти”, — считает господин Коломиец.

В IDC считают, что оживление на рынке наступит не ранее осени и общий объем рынка ПК к концу 2009 года вряд ли превысит 1,3 млн устройств. Впрочем, некоторые участники рынка говорят о меньших цифрах на следующие три квартала. “По предварительным данным, пессимистический прогноз — 500 тыс. ПК, оптимистический — 700 тыс. Фактически это падение рынка ПК в 2-2,5 раза в количественном выражении”,— отмечает директор по маркетингу компании K-Trade Ольга Кравцова.

Дмитрий Костюк