gotovtsev1

Чем вызвано Ваше активное участие в нынешнем мероприятии (конференция “Интернет-маркетинг в Украине 2009”)? Интерес к украинскому рынку, что-то другое или просто дружеские отношения с организаторами?

Ну, наверно, все-таки дружеские отношения. Мы периодически смотрим, что происходит на украинском рынке, у нас есть в некоторых средне-дальних планах чего-нибудь здесь открыть и сделать, но пока никакой особой активности мы здесь не видим и не ведем. Каждый раз, когда я приезжаю на эту конференцию, в среднем 10 человек мне говорят: «Ой, а давайте мы с Вами что-нибудь сделаем» или «Мы хотим у Вас заказать первое, второе, третье…». Очень много людей приходили и говорили: «Нам нужен креатив», но обычно все заканчивается разговорами.

А у нас тяжелая политика – мы никогда не продаем себя и никого «не пинаем». Люди пример представляют, что мы можем сделать, и они могут прийти и мы можем договориться.

Т.е. на самом деле рыночных интересов у Вас по-прежнему на украинском рынке нет?

Сам по себе рынок интересный. Мы пока смотрим. До практики пока ничего не доходит. У меня работает несколько человек из Киева, и мы имеем в планах вернуть их сюда и на их базе делать местное агентство, но пока все очень странно.

Вы уже не первый год приезжаете на конференцию «Интернет-маркетинг в Украине». Как Вы оцениваете нынешнее мероприятие?

Нормально все. В этом году меньше народу, но у меня есть такое ощущение, что в среднем поднялось качество этого народа. Толпы бешеных студентов, как в прошлом году, я пока не наблюдаю. А так все хорошо.

Сейчас актуальная тема – кризис. Россию он коснулся чуть меньше, чем Украину. Но каковы Ваши рыночные оценки в плане ИТ-рынка, интернет-маркетинга. Насколько кризис затронул эту отрасль и, может быть, когда выйдет из кризиса?

Не могу сказать, что я большой эксперт по тому, что происходит в Украине. Но с ИТ – большая жопа. Т.е. большая-большая-большая. Отрасль в целом в кризисе. В России сейчас принимаются решения на уровне правительственном, чтобы хоть как-то поддержать производителей. Государство в срочном порядке запустило несколько программ, чтобы поддержать коммуникационщиков.

Если говорить про рекламу и Интернет в этом контексте, то – если судить по России – ситуация довольно странная. С одной стороны – все упало, с другой стороны – Интернет упал гораздо меньше, чем остальное. В некотором соотношении можно сказать, что Интернет выиграл, но это достаточно спорное утверждение.

Если говорить про меня, то я всегда придерживался достаточно странной позиции по этому вопросу. Я всегда искренне считал, что ситуация ухудшения в целом для рынка – благотворна. Да, сейчас кризис. Да, сейчас всем тяжело. Поэтому сильные выживут. Будут «иметь» всех остальных, и генофонд улучшится. Шансов, что в такой ситуации вылезет что-либо более продуктивное, чем было раньше, – существенно больше, чем было при оптимистическом росте, когда каждый «бешеный студент» мог стать профессионалом и впаривать что-то кому-то за 2 копейки, существенно ухудшая рынок.

Возвращаясь к самому маркетингу, рекламе, продвижению. Сейчас есть оценки, что лидером в Интернете является баннерная реклама, потом – контекст, и вот сейчас подтягиваются социальные сети. Как Вы отметите перспективы возможных изменений тенденций? Опять-таки, вот возможности социальных сетей, о которых сейчас очень много говорят… Может быть, новые форматы на подходе, на Ваш взгляд?

Условно гвооря, каждые два года рынок запускает что-то новое. Не очень хорошо знаю, что происходит в Украине, но в России достаточно активно начала двигаться видеореклама. Медленно, со скрипом, странно, но, в общем-то, некоторые концы ее уже видны. Стал развиваться «нестандарт» более разумными темпами, чем это происходило раньше.

Это если говорить про медийку.

Про контекст. Об этом на конференции рассказывал мой партнер Дмитрий Завалишин. О том, чего происходит сейчас у нас с пониманием того, как устроен вообще контекст, что вообще можно делать с текстами, размещенными в Интернете, как можно анализировать и понимать.

Я подозреваю, что, если все будет хорошо, то в течение ближайших лет 3-5 мы увидим некоторое следуещее поколение интеллектуальных таргетингов, которые изрядно похоронят сложившуюся структуру контекстного размещения, если мы говорим о вещах типа AdWord’a или Бегуна.

Если говорить о поисковой контекстной рекламе, то она будет более-менее вечной. Это единственный способ, с помощью которого поисковики могут монетизировать свой огромный трафик, поскольку никакой другой привязки, кроме того, что у них спросили поискать, – у них физически нет. При этом надо четко понимать, что это – не реклама. Это – маркетинговые действия, и они направлены на сложившийся спрос.

А социальные сети, о возможностях которых в последнее время говорят очень много?

Было сейчас хорошее исследование Gemius. Оно говорит о том, что резко возросло количество людей, которые готовы заплатить за то, чтобы не видеть рекламу. Это можно протактовать в лоб, что реклама всех достала, а на самом деле, как мне кажется, просто возросло количество пользователей социальных сетей. Это люди, которые делают что-то в социальных сетях ,и они зачастую воспринимают свой аккаунт, свой интерфейс как что-то свое родное, личное. Это особенно относится к блогерам, а к каким-то «одноклассникам» – меньше. Они воспринимают это как свое, и, соответственно, они хотят обустраиваться и удалять в этом месте рекламу.

Что происходит с социальными сетями – не понятно. Есть люди, которые говорят, что реклама в социальных сетях не работает. Наша практика это не подтверждает, честно говоря. Площадка как площадка. Ну большая, ну народу много.

В Украине часто и много смотрят на опыт других стран. Если говорить об Интернете, то сейчас есть Россия и Польша, на опыт которых смотрят люди с украинского рынка и пытаются его перенимать. На Ваш взгляд, насколько опыт Рунета ценен и полезен для Украины?

Мы можем хотеть от рынка всего, чего угодно. Но в большинстве случаев рынок устроен так, что он сам сделает так, как ему нужно, и вряд ли что-то на него получится «привить». Попытки прививать искусственно на местный рынок какие-то даже успешные истории с американского, например, рынка пока что-то не очень получаются. Чтобы далеко не ходить, самый лучший пример – eBay. Громадное количество попыток воспроизвести историю успеха eBay в России не привели ровным счетом ни к чему. Худо-бедно как-то держится Молоток. Ру за счет не меренного дотирования и вливания в него сил, бабла и всего на свете. Он как-то еще выживает, но даже не приближаясь к долям процентов eBay.

Т.е. есть свои специфики рынков, ментальностей…

Да. И в нее хоть обвнедряйся. И в этом месте есть хороший пример – Одноклассники.ру.

Я хочу напомнить, что этот проект очень популярен последние 2 года, а существует 5 лет. И первые годы он влачил абсолютно нищенское существование, дышал еле-еле, лежал плашмя, пока не набрал некоторую критическую массу пользователей. В то время как «ластмэйд» стартовал в Штатах со скоростью ракеты.

Дальше простые вопросы: насколько вы готовы годами кормить убыточные проекты в надежде на то, что они потом выстрелят. При этом выстреливает только некоторое количество.

И бывает такое, что хорошие проекты, совершенно хорошие проекты, никогда не «выстреливают». Например, Яндекс-блоги. Система сделана просто «вау», но 2 года прошло – и ничего не взлетает. При этом речь идет о Яндексе. У него охрененный бренд, у него охрененное количество людей, которых он мог бы туда транслировать, и довольно сильная команда, которая хорошо разбирается блогах. И ничего. У них ничего не получается.

Это надо четко понимать, что если по бизнес-плану можно четко просчитать успех или неуспех проекта – то на самом деле это не так.

Есть такая дискуссия о научности интернет-маркетинга. Это все-таки наука или все же больше на интуиции?

Интернет физику не отменяет. Есть некоторые понимания об охвате, о частоте, как это работает. Огромное количество знаний о наружной рекламе один в один вообще переносятся на Интернет. И про то, как работает боковое зрение, и про то, как работает частота, и как работать с длительностью контакта. Ну то есть, огромное количество всего.

Есть довольно много всяких знаний, в частности достаточное количество знаний, связанных с семиотикой, с тем, как мы воспринимаем буквы, как мы воспринимаем слова, как устроено восприятие коротких текстов и т.д. Огромные пласты знаний, которые можно поднимать, использовать и т.п. Да, действительно, некоторое понимание того, как устроен Интернет, как структурно устроен Интернет – тут до науки, условно  говоря, еще не дошли и, наверно, в ближайший год-два не дойдут. В ближайшие 5 – может быть. Отрасль же совсем молоденькая, маленькая. Ей всего ничего.

Посмотрите на ту же семиотику. Семиотикой, нормальной цифровой семиотикой, начали заниматься через три века после Гуттенберга. До него семиотикой было заниматься вообще  бессмысленно, стандатртные тексты не имели такого распространения. Богословы чем-то там занимались, но они занимались этим не как текстами, а как знаниями. Прошло три века, когда мы только мы стали разбираться, как это устроено. Ну вот, прикиньте, сколько времени пройдет к тому моменту, как…. Куда торопиться? Еще никто не знает, выживет ли эта хрень через 20 лет.

Относительно России. Вопрос этот очень часто поднимается в контексте государственного регулирования. Насколько это рынку помогает, мешает, взаимодействует. Ходят жуткие истории, как в России всех щемят и т.д.

Я вас умоляю. Рынок это не волнует. По-моему, в 90% этих историй заинтересованы те, кто эти истории создает. Так вот, по ощущениям. Есть абсолютно нормальная жизнь, есть уголовный кодекс, есть право. Есть некоторые сложившиеся отступления от этого права, которые опять-таки есть везде, и никуда от этого не денешься. Ничего нового в Интернете не происходит. Ни-че-го. Вообще. Вот просто вообще ничего.

То есть где-то все нормально?

Ну я не знаю, нормально это или нет, это так, как происходит. Можно каким-то отдельным фактам и историям радоваться и возмущаться, бороться с чем-то и так далее. Представьте себе, что Интернет – это один такой поселок городского типа, и в нем что-то происходит. Берем такой вот средний городишко, и обязательно найдем там своего Савву Терентьева, который шел пьяный, наблевал на машину местного мэра, его быстренько посадили. В общем, за то, что наблевал, обычно не садят, но поскольку он наблевал при живом мэре, да еще послал его нецензурно… Как бы по закону, но в общем не очень. И че?  Все то же самое.

Ничего нового нет…

Да. Везде какие-то странные истории происходят, везде кого-то сажают не за дело. Ну и у нас сажают. В процентном соотношении по ощущениям в целом  у нас все неплохо. Правозащитники говорят, что тюрьмы просто битком забиты несправедливо осужденными, почти полпроцента населения России несправедливо обижено, а у нас каких-то там  вшивых 5-10 человек.

Автор – brams