Украинский рынок бытовой электроники продолжает свое затяжное падение. Экономический кризис отразился на всех видах данной техники – как крупной, так и малой.
Так, по данным Gfk Ukraine, в первом квартале 2009 г. рынок бытовой электроники и фототехники достиг наиболее низкого уровня продаж по сравнению с аналогичными периодами двух предыдущих лет. Экономический кризис послужил причиной существенного сокращения объемов продаж во всех продуктовых группах за исключением LCD-телевизоров и USB-памяти.
В первом квартале 2009 г. общий объем рынка потребительской электроники и фототоваров составил 1,44 млрд грн, что на 22,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г.
Наибольшее падение продаж наблюдается в сегменте автомобильных магнитол и домашних аудиосистем – больше чем 40%. На 30% сократились продажи кинескопических и плазмовых телевизоров, DVD, домашних кинотеатров и карт памяти.
Меньше всего пострадали продажи USB-памяти – 9% в денежном выражении. При этом единственной группой, в которой наблюдался рост в денежном эквиваленте, являются LCD-телевизоры, объем продаж которых в первом квартале 2009 г. вырос на 3,5%.
Неутешительная картина наблюдается на рынке малой бытовой техники – сокращение составило 37% в физическом выражении по сравнению с первым кварталом 2008 г. Традиционно в период праздников продажи растут, однако в марте объем продаж сократился на 46% по сравнению с мартом 2008 г. В денежном выражении за первый квартал рынок сократился на 13,5%.
“Повышение курса валют с началом кризиса вызвало значительный рост цен на все модели. Малая техника в меньшей мере склонна к технологическому старению, соответственно, цену можно повысить на любую модель, в отличие от секторов IT или потребительской электротехники, где старые модели всегда дешевеют”, – комментирует эксперт Gfk Ukraine Сабин Жаннет.
В основных продуктовых группах малой бытовой техники наибольшее падение в физическом выражении показали пылесосы (почти на 43%) и приборы для приготовления пищи (на 35%). При этом последняя категория очень активно росла на протяжении всего 2008 г.
Еще одна “хитовая” категория 2008 г. – приборы для укладки волос – также показали значительно сокращение продаж: на 38% в физическом выражении и 9% в денежном. Тем не менее, в таких сегментах, как приборы для стрижки и фены, наблюдаются положительные тенденции в денежном выражении – продажи возросли на 2,1% и 1,3% соответственно.
На рынке крупной бытовой техники в первом квартале 2009 г. объем продаж остановился на отметке в 1,7 млрд грн, что на 14% меньше аналогичного периода прошлого года. Падение продаж наблюдалось почти во всех продуктовых группах как следствие текущей неблагоприятной экономической ситуации и отрицательных ожиданий, говорят аналитики. Исключением стали морозильные камеры, варочные поверхности и сушильные машины. В физическом выражении рынок сократился на 44%.
“Падение в денежном выражении оказалось меньшим из-за значительного роста цен, обусловленных девальвацией национальной валюты и значительной частью импортной техники”, – комментирует ситуацию эксперт Gfk Ukraine Андрей Осадчий.
“Рост цен на большую бытовую технику стал возможным благодаря консервативности рынка – почти половину продаж в первом квартале 2009 г. составили модели, которые появились на рынке Украины до 2008 г., что значительно отличается от рынков IT-продуктов или мобильной связи. Таким образом, ритейлеры не ощущали страха из-за морального старения продуктов и имели больше возможностей перенести бремя цен на потребителей”.
Наибольшее падение объемов продаж показали микроволновые печи, холодильники, стиральные машины и плиты, т. е. техника со значительным проникновением, приборы, которые преимущественно появляются в домохозяйствах первыми.
Основной технологической тенденцией первого квартала 2009 г. был рост встроенной техники до 21% общего объема продаж крупной бытовой техники (в сравнении с 15% в первом квартале 2008 г.).
Автор – Дмитрий Костюк