www_smiПо мнению экспертов, процесс перехода бумажных СМИ в Интернет только начался, и пик его наступит во второй половине нынешнего года

Одной из последних тенденций мировых специализированных и общих изданий является переход в онлайн. Это обеспечивает более быстрый, оперативный и качественный диалог с читателями, что особенно необходимо для ниш, где потребитель имеет постоянный доступ к компьютеру и Интернету.

В свою очередь продвигаемая сегодня концепция Веб 2.0, которая предполагает максимальную интерактивность, еще более ускоряет эту тенденцию, поскольку теперь читатели получают легкую и удобную обратную связь с изданием. Читательская аудитория Интернета становится все более пишущей (комментарии к статьям, блоги, форумы – тому подтверждение), и это мотивирует все более активный уход от бумаги в сторону электронных СМИ.

Кризис ускорил переход в онлайн

Значительное подорожание бумаги и полиграфических услуг в Украине привело к определенному оттоку отечественных бумажных СМИ в Интернет. По мнению ряда экспертов, данный процесс только начался, и пик его наступит во второй половине нынешнего года.

Однако, выведя свои издания на просторы Всемирной сети, компании обнаружили здесь для себя как позитивные стороны, так и некоторые сложности. Позитив заключается  в том, что хостинг веб-сайта стоит значительно дешевле полиграфических услуг в случае выпуска бумажного издания. Вторая хорошая новость заключается в несомненной оперативности и гибкости онлайн-формата издания. Кроме того, именно в Интернете издание может получить быструю и насыщенную обратную связь со своими читателями.

Сложности же заключается в том, что методика раскрутки онлайн-изданий кардинально отличается от “запуска” бумажной периодики. Также возникают вопросы с выбором надежного хостинга, защиты от хакерских атак и другие технические нюансы.

Кроме того, подавляющее большинство онлайн-СМИ являются бесплатными, а значит получить деньги за подписку или продажу материалов в розницу вряд ли удастся.

За счет чего живут сетевые СМИ?

Согласно исследованию, проведенному Forrester Research в 2008 г., эффективность рекламы, размещенной внутри контекстной среды, увеличивается до 110 раз. Онлайн-медиа дают рекламодателю уникальную возможность достичь максимально точного попадания рекламы. Но самое главное, как доказал Forrester Research, что только реклама, размещенная в правильном контексте, не раздражает читателя, а, напротив, стимулирует его к покупке.

Таким образом, переход в онлайн-формат – это не только хороший способ экономить, но и отличная возможность зарабатывать. Вот только в отличие от бумажных тиражей, которые в большинстве своем являются “дутыми”, статистика онлайн-изданий прозрачна и легко проверяема.

“Лед тронулся…”

Если экономическая ситуация в стране стабилизируется, бумага подешевеет, а финансовое состояние ИД улучшится, вряд ли стоит ожидать массового оттока СМИ  из Сети. Скорее всего, определенная часть изданий снова начнет выходить как в бумажном, так и онлайн-форматах. Ведь читатель как потребитель информационных услуг все более ориентируется на оперативный и интерактивный веб-формат, а значит, ниша бумажных СМИ будет все более сужаться.

Мнение

Герман Богапов, директор ресурсов ITNews, Expert.com.ua
Рекламодатели судят об издании по посещаемости, а не по контенту

Тенденция перехода отечественных СМИ от бумаги в Сеть пока что достаточно вялая. Зачастую оффлайновые СМИ не обладают пониманием того, как им удачно стартовать в Интернете. Поэтому даже в случае закрытия бумажной версии издания они не в состоянии мощно запустить его в Сети.

Поэтому в целом я оцениваю шансы офлайн-изданий занять достойную нишу в онлайне как мизерные. Поскольку для успешного старта СМИ в онлайне необходимо знание всех технологий раскрутки в интернете.

Думаю, что массовая миграция бумажных изданий в Сеть существенно не повлияет на развитие качественных контент-проектов в Уанете. Хотя только хорошее издание в состоянии предложить качественный контент, однако рекламодатели судят об издании, к сожалению, не по контенту, а по посещаемости.

Бывшим бумажным изданиям я порекомендую использовать уже раскрученный среди читателей бренд (если он есть), а не стартовать под новым. Ведь многие читатели будут искать свое любимое издание в Сети, и они должны легко находить именно сайт этого издания, а не какой-либо другой.

Что касается хостинга, то лучше выбирать максимальный тарифный план, со всевозможными опциями, при котором сайт будет работать быстро и не зависать. Ведь при старте нового онлайн-проекта надо ориентироваться на большую посещаемость, иначе просто нет смысла  запускать проект.

Владимир Мостовый, главный редактор газеты “Дзеркало Тижня”
Залог успешного старта в Сети

Если доход в процессе функционирования сайта будет превышать расходы на его создание и запуск в Сети, то, конечно  офлайн-изданием стоит двигаться в Интернет. Если же мы запустим сайт, а он не будет иметь коммерческой отдачи, то, на мой взгляд, нужно хорошо подумать, прежде чем сделать такой шаг.

Залог успешного старта в Сети, помимо денег, — уровень профессионализма команды, четкая концепция и  ясные представления касательно потребностей читательской аудитории. Это основные условия, которые обуславливают остальные подзадачи при старте ресурса, в том числе и технические: доменное имя, хостинг и  администрирование сайта.

Впрочем, в каждом конкретном случае надо ориентироваться на особенности проекта. Тут не может быть универсальных рекомендаций. Я на 90% уверен, что наш новый проект в онлайне “запустится” только условно под брендом “Дзеркало Тижня”: таким образом, чтобы его можно было узнать, и в то же время — это будет несколько другой бренд.

Александр Брамс, шеф АИН
Залог успешного старта — качество и эксклюзивность информации

С одной стороны, тенденция перехода отечественных СМИ от бумаги в Сеть весьма заметна, а с другой — она мало чем отличается от всех остальных медиатенденций в контексте Интернета. Печатная пресса с большим трудом может конкурировать с онлайн-прессой: во-первых, по причине своей высокой затратности, во-вторых — в вопросах оперативности подачи информации.

С другой стороны, офлайновая пресса всегда подразумевала свою хорошую школу журналистики. Но в целом какого-то массового “перехода” я не вижу. Если печатное медиа до кризиса не было интегрировано в Сеть, оно “умирает” полностью, в противном случае, погибнув в бумажном формате, оно все-таки остается в Интернете.

Онлайн-проекты сейчас активно пополняются профессиональными специалистами из офлайна. Но здесь тоже нужно понимать, что “онлайн” имеет свои собственные особенности, и как бы ни был хорош специалист в традиционных медиа, чтобы достичь уровня качественной работы в онлайне, ему еще многому надо будет поучиться. Хотя и “онлайновых медийщиков” такой специалист тоже может научить многому.

Залогом успешного старта СМИ в онлайн является качество и эксклюзивность информации — собственно, те же характеристики, что и для любого другого СМИ.

Наличие уже существующего бренда, является, конечно же, хорошим бонусным ресурсом для старта.

Что касается хостинга, то у проекта всегда должен быть “запас” для роста. Ведь если проект быстро вырастет из рамок текущего хостинга и станет вопрос о его развитии “на ходу”, то это окажет негативное влияние на посещаемость сайта. Ведь, как говорится, “коней на переправе не меняют”.

Сергей Мишко, главный редактор PCWEEK.UA

Хостинг для онлайн-СМИ надо брать у хорошего провайдера и с солидным запасом для роста

Сегодня СМИ достаточно активно мигрируют в Интернет. Связано это в основном с подорожанием полиграфии, а также общемировыми тенденциями. Рано или поздно это бы все равно произошло, кризис лишь ускорил данную тенденцию.

С моей точки зрения, эта тенденция улучшит положение дел в отечественном онлайне с т. з. развития хороших контент-проектов в Уанете . Многие печатные журналисты обладают высокой квалификацией и хорошим опытом, что позволит им генерировать качественный и уникальный контент.

Стартовать онлайн-изданию не сложнее, чем традиционному бумажному. То есть, в обоих случаях это не просто. А залогом успешного старта СМИ в онлайн-формате является  в первую очередь наличие качественного и эксклюзивного контента, а также знания и опыт в области раскрутки веб-сайта.

И конечно, на мой взгляд, при переходе в онлайн эффективнее использовать бренд, уже раскрученный в офлайне.

Что же касается хостинга для онлайн СМИ, то, полагаю,  этим должен заниматься технический специалист, а не редактор. Но, в любом случае, хостинг надо брать у хорошего провайдера и с солидным запасом для роста.

Александр Ольшанский, президент компании Imena.UA/MiroHost.net
Как выбрать хостинг для СМИ?

При выборе типа хостинга надо исходить из масштаба и потребностей издания – если это большое сетевое СМИ, необходимо выбрать один вариант, если личный блог – то другой. Для первого случая рецепт очень прост – выделенный (dedicated) сервер в хорошем дата-центре – и никаких других альтернатив. Компаний, предоставляющих эту услугу на рынке Украины, всего три: Сolokol, Mirohost и “Воля”.

Стоимость такого хостинга – от 50 до 120 долларов в месяц, включая весь трафик. Хочу акцентировать, что выгодно именно взять в аренду сервер, который принадлежит хостинг-провайдеру. Покупать самостоятельно сервер (collocation) не стоит по нескольким причинам. Во-первых, они быстро устаревают, во-вторых, только при аренде сервера в случае поломки провайдер должен в течение 15-30 минут поменять используемый вами сервер на аналогичный и т. д. Кроме того, совокупная стоимость аренды будет намного ниже, чем при покупке этого сервера самостоятельно.

С точки зрения безопасности, производительности, управляемости и защиты от DoS-атак никакое решение не даст таких преимуществ, как выделенный сервер. Более того, некоторые провайдеры к этому выделенному серверу могут предоставлять дополнительные опции: резервное копирование на удаленный сервер, помощь в администрировании, инструменты для управления и контроля. На все эти тонкости также надо обращать внимание.

Такие особенности, как техническая поддержка, тоже могут быть важны. Ведь само “железо” не имеет никакой ценности, если вас не смогут качественно обслуживать в случае необходимости.

Автор – Николай Колосков