kmobile23Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) решила выдавать частоты для 3G-услуг не сразу, а постепенно, в связи с множеством неопределенностей. Вместе с тем, в комиссии надеются на участие в тендере зарубежных операторов.

Министерство обороны является главной причиной. Оно до сих пор не озвучило свою позицию, что мешает определить план конверсии. “От него никакой реакции не последовало, – говорит член НКРС Владимир Олийнык. – Мы не знаем, за какое время будет проведена конверсия”.

Освобождение одной части требуемого диапазона облегчит военным работу, считают в НКРС. “Проще для начала освободить одну полосу частот, которая используется Минобороны меньше всего, а затем – все остальные, – объясняет Олийнык. – В выбранном лоте занята одна радиорелейная волна, в то время как в других – по две”.

Исполняющий обязанности председателя НКРС Владимир Зверев его дополняет: “Нужно начать процесс. Средства, вырученные от конкурса, государство направит, в том числе, и на разгрузку занятых частот. Благодаря этому процесс будет наименее болезнен для Минобороны”.

Желание выручить больше денег является еще одной причиной. По словам Олийныка, после первого конкурса станет видно, какова реальная стоимость лицензии, а также состав реальных игроков. Сейчас у комиссии есть сомнения в том, что все операторы готовы платить за право использовать частоты.

“Бюджеты не у всех операторов позволят соревноваться в тендере. Неясно, насколько наши операторы готовы к нему”, – говорит он.

Помимо того, выдача одной лицензии простимулирует операторов соревноваться ценой, что должно повысить ее стоимость. Выставив на конкурс весь диапазон в 100 МГц, комиссия рискует получить сговор операторов, то есть – продажу по номинальной стоимости.

Участие зарубежных операторов значительно повысит стоимость следующих лицензий – прозрачное проведение первого конкурса станет для них позитивным сигналом, считают в НКРС. В комиссии часто указывают на проявляемый интерес к украинскому рынку 3G-услуг таких мировых компаний, как Vodafone и Orange.

Условия конкурса НКРС считает честными. По ее мнению, операторы могут в открытой борьбе добиваться права на один диапазон 25 МГц. Выдачу “Укртелекому” в свое время диапазона частот 35 МГц члены комиссии не считают применимым к сегодняшним условиям.

К тому же государственный оператор связи выходил на украинский мобильной рынок, не обладая каким-либо частотным ресурсом, говорят в НКРС: “35 МГц необходимо новому оператору, у которого нет других частот”.

По мнению членов комиссии, операторам, выразившим желание участвовать в конкурсе, для 3G помогут те частоты, которые уже есть в наличии. Например, для GSM-операторов – это 900 МГц и 1800 МГц.

“По большому счету “Укртелеком” – не конкурент тем операторам, которые присутствуют (на рынке. – АИН), включая, скажем так, не самых сильных”, – говорит Зверев. По его словам, 25 МГц вполне достаточно для того, чтоб начать процесс внедрения 3G.

Правда, отсутствие у компаний вроде Vodafone и Orange своего радиочастотного ресурса в Украине все равно не помеха выставлять лоты по 25 МГц, считает он. Тем более что в дальнейшем НКРС обещает найти операторам возможность увеличения диапазонов.

“За то время, пока мы выдадим лицензии, мы найдем дополнительные частоты для расширения диапазона 3G, – говорит Олийнык. – Мы проведем тендеры на дополнительные радиочастоты для этих участников рынка: на два дополнительных канала по 10 МГц”.

Времени у регулятора может быть достаточно много – два года, поскольку лицензии могут выдаваться через шесть месяцев. Хотя в НКРС уверяют, что сделают все возможное ради ускорения процесса.

“Шесть месяцев – это максимальный срок. Ясно, что надо стараться быстрее. Но за первым конкурсом сразу же можно объявить следующий. Как только проведем первый, сразу объявим второй”, – обещает Олийнык.

Стартовую цену украинской 3G-лицензии – 400 млн грн – в комиссии считают адекватной, несмотря на финансовый кризис. И НКРС ее уверенно сравнивает с ценами в других европейских странах.

“Они должны быть компенсацией за ресурс, который выделяет государство, – заявляет Зверев, уверяя, что украинские операторы зарабатывают достаточно. – Операторы показывают увеличение в доходах, даже в долларах. Тенденции у них позитивные”.

Возможные судебные иски недовольных операторов не пугают регулятора. “Мы проводим много судов, и больше половины из них мы выигрываем, – успокаивает Олийнык. – Если мы увидим, что кто-то ведет игру на срыв выдачи лицензий, потому что у него нет денег, мы можем принять меры”. Такие заявления операторов НКРС может расценить как давление на комиссию, уточняет Зверев.

Лицензионные условия для победителя конкурса пока остаются теми же, что и для остальных технологий мобильной связи: шесть месяцев на запуск услуг в первом регионе, и по два месяца – на каждый следующий. Однако покрывать такое же количество населения 3G-услугой гораздо дороже, чем мобильной связью второго поколения. Поэтому в комиссии обещают внести лицензионные условия изменения.

Пока же всех интересует позиция Минобороны. В НКРС его ответ ожидают 15 октября. И свое окончательное мнение мобильные операторы могут сформировать только после этой даты.

Автор – Виталий Жданов