Предлагаем вниманию читателей AIN интервью с исполнительным директором объединения предприятий “Украинский сетевой информационный центр” (УСИЦ) Юрием Гончаруком.
Напомним, что в середине сентября администратор домена .UA формализовал отношения с ICANN, что вызвало со стороны УСИЦ реакцию по возобновлению процедуры переделегирования административных функций домена .UA этому объединению.
Читайте первую часть интервью.
В первую очередь хотелось бы узнать, что сейчас представляет собой УСИЦ. Этот проект существует уже достаточно давно, с 2003 г. Тем не менее, проект не очень успешный. На том же круглом столе по домену звучало много критики, что за это время УСИЦ практически ничего не сделал. С другой стороны, некоторые госчиновники говорили, хорошо, что ничего не сделал – никому не мешает и хорошо. Что собой представляет УСИЦ, какую роль он играет на рынке, а точнее – в решении вопроса реорганизации домена .UA?
Сразу хотел бы не согласиться с определением “успешный” или “неуспешный”. Во-первых, УСИЦ существует как форма объединения предприятий, т.е. это фактически такая же правовая форма, как и ассоциация. Только в чистом виде определение по законодательству “ассоциация”, “консорциум” или “корпорация” не подходили к задачам, которые ставились при создании этой организации. Законодательство содержало норму “та за іншими галузевими та іншими ознаками”, поэтому фундаторы этой организации выбрали такую форму как объединение предприятий по отраслевому принципу – в сфере телекоммуникаций, информатизации и Интернет. Название его – Украинский сетевой информационный центр.
Я абсолютно уверен в том, что такой проект, как УСИЦ, является успешным. Во-первых, те задачи, которые он перед собой ставил на момент создания, в большинстве своем достигнуты. Я не говорю о процессе переделегирования – это еще впереди.
Основная задача, которая ставилась, – это формализация отношений различных заинтересованных сторон и создание организации, которая позволила бы объединить на добровольной договорной основе участие государства в виде представителей центральных органов исполнительной власти (или, как было принято, в поправках к уставу на последнем заседании Координационного Совета, “органов государственной власти”) и представителей не государственных организаций.
Когда мы принимали решение о создании такой организации, мы следовали различным рекомендациям международных организаций, и ICANN в том числе, которые говорят о том, что администрированием национальных доменов должна заниматься организация, которая бы выражала интересы различных сторон.
Другими принципами ICANN и других международных организаций говорилось о том, что должно быть достигнуто согласие между всеми заинтересованными сторонами в интернет-сообществе, где государство рассматривается одной из сторон. Поэтому я считаю, что форма, которая была выбрана, наилучшим образом отвечает этой формуле консенсуса и является формой партнерства – Multi-sector partnerships.
Украинское законодательство, к сожалению, не предлагает других организационно-правовых форм, кроме той, что была выбрана для УСИЦ (объединение предприятий). Это не может быть какое-то отдельно взятое юридическое лицо, унитарное, не содержащее в себе других юридических лиц. УСИЦ не является унитарной формой организации, не является приватной компанией, компанией государственного сектора или сугубо общественной – это организация, которая объединяет на законных основаниях в себе различные заинтересованные стороны государственного и негосударственного сектора. УСИЦ является реальной некоммерческой организацией.
Еще раз вернемся к задачам, которые УСИЦ ставил при своем создании. Это формализация понятий по администрированию адресного пространства. Когда в 2003 г. создавался УСИЦ, в законодательстве не было ни одного слова о домене или вообще о системе доменных имен как таковой, регистрациях и о том, что такое интернет-адреса. Фактически та же рабочая группа, которая поставила в свое время цель создать такую объединяющую организацию, тогда же работала и над проектом Закона Украины “О телекоммуникациях” в части интернет технологий и над проектом распоряжения Правительства и над положениями Концепции развития телекоммуникаций и другими документами. Теперь же в законодательном и нормативном поле есть и определения домену, адресу, администрированию и т.д.
Кроме того, в международных рекомендациях касательно администратора национального домена говорится, что такая организация, кроме того, что она должна выражать разные интересы и объединять различные стороны, должна иметь мандат государства, т.е. быть уполномоченной государством как организация, имеющая формальное право администрировать и принимать решения в этой сфере. И такой мандат был получен. Это известное распоряжение кабинета министров № 447-р от 22 июля 2003 г. “Об администрировании домена UA”, принятое перед регистрацией УСИЦ.
По сути, работала одна и та же рабочая группа, которая объединяла представителей всех существующих на тот момент профессиональных организаций. Старт этой работе был формально дан в октябре 2000 г. с известного меморандума, который был подписан между ДСТСЗИ (Департаментом специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы безопасности Украины) и интернет-провайдерами о согласованных действиях по реформировании системы администрирования домена UA. Это выразилось в том, после создания в декабре 2000 г. двух ассоциаций – ИнАУ (Интернет Ассоциация Украины) и АУРИУ (Ассоциация участников рынка Интернет Украины) – была создана совместная рабочая группа из представителей этих и уже существующих организаций*, включая представителей различных ведомств, в том числе ДСТСЗИ, Госкомсвязи и информатизации и Кабмина. Эта рабочая группа в результате дискуссий на протяжении 2-2,5 лет побила копья, но, тем не менее, смогла разработаться в основных принципах, написать проект правил, устав и создать УСИЦ, который управляется Координационным Советом. В том числе одна из главных задач УСИЦ – это обеспечение существования и деятельности Координационного Совета.
Что такое Координационный совет? Принцип создания Координационного совета – это паритет. Паритет интересов государственных и негосударственных организаций. Координационный совет – это форма публичного договора, где участники сторон, которые вошли в Координационный совет, приняли на себя обязательство не действовать в одностороннем порядке в отношении администрирования домена UA.
На сегодняшний момент в Координационный совет входят 14 представителей различных профессиональных организаций и органов государственного управления. Поскольку я сказал, что действует принцип паритета, то 7 из них представляют органы государственного управления, причем представлены минимум две ветки государственной власти – законодательная и исполнительная. И 7 человек – это представители различных профессиональных и общественных организаций.
Профессиональными организациями являются Интернет Ассоциация Украины, ТЕЛАС, АУРИУ, ВАКК (Всеукраинская организация компьютерных клубов), Украинская ассоциация IP-операторов. Украинский союз промышленников и предпринимателей является общественной организацией. Из представителей центральных органов исполнительной власти – это непосредственно Кабинет Министров Украины, Антимонопольный комитет, Национальная комиссия по вопросам регулирования связи, Госсвязи, Государственный комитет информатизации Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации, а из представителей законодательной власти – это профильный комитет Верховной Рады по вопросам транспорта и связи.
Я считаю, что большим успехом как раз является то, что Координационный совет и УСИЦ действуют вот уже на сегодняшний момент 6 лет. Заседания этого Координационного совета проводятся, люди имеют активную позицию. Например, недавно обсуждаемая на круглом столе Концепция развития домена .UA является документом Координационного Совета. Это означает, что Координационный совет, выражая мнение и государства, и негосударственных организаций, настаивает на переделегировании и будет стремиться к переделегированию, поскольку сам факт достижения переделигирования означает выполнение законодательных норм – это нормы закона на сегодня – ст. 56 Закона “О телекоммуникациях”. Хотя эта норма на сегодняшний момент быстрее декларативная, но в то же время это норма закона. И эта норма закона должна быть выполнена рано или поздно, и мы все для этого должны сделать. Другой вопрос, что есть какие-то возможные проблемы, например, взаимодействие с ICANN как с явно не интернациональной и бюрократической организацией, действующей по законам США, невыполнения ICANN своих же постулатов, принципов и правил, своего же устава. Это уже другой вопрос.
Тем не менее, мы говорим о ситуации внутри Украины, и внутри Украины есть Координационный совет, 14 организаций, которые действуют скоординировано. Ни одна организация, кроме, к сожалению, ИнАУ, не предпринимала односторонних шагов, но видимо такова их цель участия в УСИЦ.
Кроме того, мы договорились, что будем действовать эволюционным путем. Не революционным, а эволюционным. То есть поступательно, законными, публичными, а не подковерными методами. Если возникают споры, то решать эти споры мы пытаемся путем достижения консенсуса, либо внешние в судебном порядке. Хорошо известно, что УСИЦ за предыдущие несколько лет участвовал минимум в четырех судебных процессах, по трем из которых истцом был “Хостмастер”, опротестовывая и мандат государства в виде распоряжения Кабмина, опротестовывая использование наименования как “Украинский сетевой информационный центр” и UANIC, опротестовывая решения Антимонопольного комитета и т.д. “Хостмастер” все эти процессы проиграл, причем во всех инстанциях. Это является доказательством того, что мы выполнили свое обязательство – действовали полностью публичными и законными способами, действовали эволюционно.
Что происходит сейчас? Тема домена .UA опять вызывает “ломку копий”.
Не вызывает ничего, и уж тем более “ломку копий”. В данном случае Координационный совет собрался в начале лета на свое очередное заседание и принял решение по ряду шагов – что сделать на ближайшие полгода–год. В том числе подтвердил неизменность своей позиции в отношении основополагающих принципов развития домена .UА – это переделегирование, соблюдение законодательства, разделение ролей и т.д.
Одним из решений Координационного совета было до конца этого года разработать и принять новые правила домена .UA, которые бы имели регуляторный или нормативный характер. И такая работа на сегодняшний момент ведется. Она поступательна, и не все стороны в Координационном совете, возможно, согласны с какими-то тактическими шагами, но, тем не менее, такая работа идет.
Почему последнюю неделю снова заговорили о домене .UA. Во-первых, прошел круглый стол, инициаторами которого выступили две организации, обе входящие в состав Координационного совета. И по их инициативе начались обсуждения предложенных ими изменений в Концепцию домена .UA. Я не могу сейчас говорить, насколько эти изменения нужны или не нужны, но, тем не менее, это было право этих сторон. Круглый стол прошел, были какие-то дискуссии, достаточно жаркие, поэтому снова заговорили о домене.
В работе круглого стола принимал участие тот же Дмитрий Кохманюк, который, если посмотреть по датам этого круглого стола, имел все основания и обязанность в соответствии с известными RFC-1591 и ICP-1 (правила, которыми описываются обязательства менеджеров национальных доменов) явным образом объявить или информировать сообщество (а стороны были достаточно хорошо представлены на этом круглом столе) о том, что именно в этот момент он провел с ICANN переговоры. Он этого не сделал, провел все втайне, воспользовался ситуацией, при которой совсем недавно произошла смена управляющих органов в ICANN, наверняка воспользовался тем, что он является гражданином США, что дает ему возможность спокойно выезжать-приезжать, полторы-две недели провел заграницей**, и мы получили то, что имеем: 16 сентября на сайте ICANN появилась информация о формализации отношений между Дмитрием Кохманюком и ICANN..
Это плохо?
Мое мнение – что это плохо. Почему это плохо? Плох не сам факт формализации. Эта формализация отношений не имеет никаких юридических последствий для Украины. Плоха форма и плохи методы, которыми была произведена эта формализация. Принимая эту формализацию, я уже сказал, что ICANN нарушила ряд своих публичных принципов и правил, прежде всего, те же ICP-1, RFC-1591, положения “Белой Книги” (как публичного заявления Правительства США), Принципы ответственности и прозрачности – все нарушили.
Во-первых, ICANN, осуществляя какие-либо действия с доменом, пусть это будет формализация, признание, непризнание, переделегирование и т.д., будет действовать только в том случае, если она имеет подтверждение, что действия, которые она осуществляет, соответствуют интересам локального интернет-сообщества и с согласия локального правительства, не противоречит локальному законодательству и осуществляется публично и открыто. Эти принципы изложены в правилах, в соответствии с которыми должна была действовать ICANN, а также в ее уставе. Эти же принципы и правила доступны и открыты и должны были неукоснительно выполняться Кохманюком. Ни того, ни другого не было сделано.
Мало того, ICANN очень хорошо была проинформирована о процессах в Украине: фактически раз в полгода УСИЦ имеет возможность официально доводить до сведения ICANN неизменность своих позиций, состояние переговоров по достижению консенсуса, состояние дел и т.д., но, как я говорил, проинформировано было предыдущее руководство. И уже другой вопрос, почему с формальной точки зрения нынешний президент ICANN не был проинформирован предыдущим президентом или персоналом в части позиции и украинского правительства, и украинского законодательства, и процесса по поиску консенсуса и позиции украинского интернет-сообщества, которое выражено и в законодательстве Украины и в известной им Концепции развития домена .UA. ICANN всего этого не выполнила.
Все то, что произошло, ? это сговор и позорное явление в Интернете и доказательство того, что ICANN не выполняет свои публичные правила. То, что Дмитрий Кохманюк уже много лет шельмует с общественным ресурсом – доменом UA – это известно многим, а теперь станет известно и то, что ICANN также шельмует со своей позицией в Интернет. Однако в своей стране хозяева ситуации мы, а не ICANN, и я уверен, что порядок будет наведен и мы продемонстрируем ICANN, что умеем защищать свои интересы.
* К тому моменту существовала ТЕЛАС – Украинская Ассоциация операторов связи и вскоре образовалась ассоциация УНИА – Украинская Национальная Интернет-Ассоциация, которая объединяла наиболее крупных операторов этого рынка, таких как “Укртелеком”, “Инфоком”, UTEL, “Лаки Нет”, “Глобал Юкрейн”.
** Юрий Гончарук признает, что выделенная часть предложения является не совсем корректной.
продолжение интервью
Автор – brams