Предлагаем вашему вниманию интервью с организатором MediaCamp Kyiv 2009 Ярославом Ажнюком.
MediaCamp Kyiv – новая украинская конференция, посвященная традиционным и онлайновым медиа, которая сосредоточивает внимание на изменениях медиарынка за последние годы и увеличении веса интернет-медиа, а также переходе традиционных медиа в цифровой формат.
Ранее проходил Blogcamp, в этом году – Mediacamp. С чем связано такое перепозиционирование проекта? Или вы таким образом пробуете показать, что блоги выходят на медийную стезю?
На самом деле у нас было несколько вариантов, как продолжать развивать Blogcamp. Была идея сделать какую-то большую международную конференцию, посвященную новым медиа. Мы некоторое время работали над этим, но тогда решили, что в этом году конференцию провести не удастся. Мы начали искать новый формат. Решили, что формат Mediacamp – это именно то, что нужно. Нужно сделать событие только для украинской аудитории, собрать профессиональную тусовку людей, которые работают на медиарынке.
Насколько сейчас интерес к этому мероприятию проявляют медиа? Понятно, что со стороны интернет-проектов интерес есть. Насколько подтягиваются другие, офлайновые медиа к проекту?
Активно подтягиваются. Офлайновые медиа заинтересованы, они понимают, что им нельзя игнорировать Интернет дальше. И телевидение, и пресса будут очень сильно меняться в ближайшие годы. Самые большие проекты уже создают мощные представительства в Интернете, меньшие подтянутся.
С другой стороны, традиционные медиа все больше используют Интернет как источник информации, но не всегда умеют проверить ее достоверность. На сегодняшний момент много офлайновых медиа думают об активном использовании Интернета, но не хватает понимания того, как реализовывать эти проекты. Именно поэтому Mediacamp будет для них интересным событием – здесь можно будет услышать о примерах успешных проектов, задать вопросы профессионалам, обменяться идеями.
Ваше мероприятие будет проходить практически в разгар предвыборной политической кампании. Планируется ли политическая составляющая в проекте? В той или иной степени тема выборов наверняка будет поднята на вашем мероприятии…
Думаю, что тема, конечно, будет подниматься, потому что она актуальная и большая. Возможно, будут какие-то доклады, разговоры о медиа и политике, но использование Mediacamp какими-то политическими силами исключается.
Насколько есть ожидания, что тема политики может быть поднята в большем контексте, чем остальные? Хоть программа еще вырабатывается, но все равно наверняка уже есть какие-то тематические блоки? На чем будет делаться акцент?
Мы постараемся охватить наиболее широкие и интересные аудитории темы. Будут темы про переход других видов медиа в цифровой формат, про то, как телеканалы запускают успешные интернет-проекты, как пресса переходит в Интернет, какие есть модели бизнеса, успешные кейсы.
Безусловно, будет говориться о собственно медиабизнесе, монетизации медиаресурсов. Тема политики здесь присутствует, ведь медийные бюджеты предвыборной кампании соразмерны с годовыми бюджетами. Мне на данный момент трудно прогнозировать, какой будет процент политических тем, но думаю, что они будут.
На сайте есть тексты, что такое Mediacamp, история, программные тезисы. Но все-таки, что это такое? Какими тезисами, слоганами можно было бы заинтересовать новых людей?
Я убежден, что в настоящий момент для Украины Mediacamp – это основное событие года на медийном рынке. На этом событии будут обсуждаться основные медийные тренды. То, что будет обсуждаться на Mediacamp, будет происходить на протяжении следующего года, будет реализовано в жизнь. Участники вынесут оттуда новые идеи, новые проекты, новые виденья, новые подходы к тому, как должны развиваться как традиционные медиа, типа телевидения и прессы, так и новые медиа.
Докладчиками станут люди, у которых за плечами уже есть успешные проекты, которые знают рынок, которые могут грамотно объяснить, что и как развивается. Если человек работает на медиа-рынке, независимо от того, это человек, который делает медиаконтент, например журналист или редактор, или человек, который делает на этом бизнес, владелец медиаресурса, для него Mediacamp станет полезным событием.
Формат баркэмпа добавит событию интерактивности, общения, дискуссий и знакомств. Это будет интересный опыт для тех, кто раньше не бывал на событиях подобного формата.
Если говорить больше о каких-то трендах… Насколько тенденция усиления медийности украинских блогов имеет место быть, насколько она может быть реализована? В отличие от Америки, от России, пока я не помню ни одного прецендента, чтобы какого-то блогера приглашали на какие-то мероприятия в Администрацию Президента, потому что у него есть блог. Кто у нас самые популярные блогеры?
Ситуация с украинской блогосферой интересна и многогранна. Что касается того, почему украинских блогеров не приглашают на ужины или пресс-конференции Секретариата Президента – то этот вопрос частично к Секретариату Президента, потому что на самом деле если говорить о больших компаниях и брендах, то они работают с блогосферой, они приглашают блогеров на пресс-события, устраивают вечеринки специально для блогеров, они работают с блогерами онлайн, они стараются подавать свои материалы в такой форме, чтобы их удобно было размещать в блогах и т.д.
Но блогеров, которые бы писали исключительно для Украины, не так много, есть соблазн ориентироваться на Россию и русскоязычную Украину – так охватывается большая аудитория. Если бы наши блогеры так же владели английским, как русским, они бы писали на английском – там аудитория и бюджеты еще больше. Не хватает авторитетных рейтингов блогов, премий, конкурсов – только так можно сформировать полноценную украинскую блогосферу.
С другой стороны, в то время когда многие идут работать на русскоязычную аудиторию, появляется свободная ниша для украиноязычной аудитории. Она в настоящий момент растет благодаря тому, что происходит проникновение Интернета в меньшие города за Киевом, в частности в западные города. Поэтому в последний год появилось больше украиноязычных блогов, которые претендуют на высший уровень качества. Увеличивается количество «стэнд-элоун» блогов. Если раньше было достаточно мало блогов, которые позиционируются как отдельные сайты, больше на блог-платформах, например ЖЖ, то в настоящий момент увеличивается количество блогов, которые позиционируются как сайты, как медийные ресурсы.
В принципе 2,0 у нас находится в зачаточно-розвивающейся стадии…
Трудно сказать, что в такой стадии, потому что он просто у нас неравномерно развивается. Потому что более 5 млн украинцев «В Контакте» – это тоже какой-то Web 2.0. Вместе с тем, блогов не очень много. Конечно, он не так быстро развивается, как на Западе, но он развивается. На сегодняшний день интересная тенденция наметилась с Twitter.
Новый сервис, который во всем мире становится популярным, и вот тенденция в этом году, что Twitter в Украине тоже начинает резко расти. В июне было около 5 тыс. пользователей, а теперь, по моим оценкам, вдвое больше и до конца года он будет дальше расти очень стремительно. Его уже пробуют использовать политики, большей частью неудачно, и выглядит это комично. Но дело в том, что это медиаканал, у которого очень низкий порог входа – за 10 минут можно полностью освоиться.
Twitter отбирает мало времени, но дает хороший результат. И, конечно же, его ценность как инструмента растет с увеличением количества пользователей. Людям интересно им пользоваться, потому что из всех медийных инструментов, которые доступны в настоящий момент, Twitter самый быстрый по распространению информации. Он распространяет информацию так быстро, как SMS, но, в отличие от SMS, распространяет ее на многих людей и делает все даже быстрее, чем блог, потому что в Twitter механизм слежки за чужим аккаунтом возведен к максимально простому. А среднее количество читателей одного Twitter-аккаунта значительно больше, чем среднее количество читателей одного блога.
Ты говорил, что один из трендов мероприятия – это переход старых медиа в новую форму, в новый формат – интерактивный, цифровой, онлайновый. Насколько, скажем так, в наших условиях, в наших реалиях это является оправданно эффективным и насколько Mediacamp как мероприятие сможет помочь тем же старым медиа решить какие-то свои проблемы?
Большинство больших медиапроектов открывают свои медиапредставительства и занимаются ими достаточно серьезно; небольшие видят, что если большие открывают, то им тоже пора. То, что происходит в Украине, – это повторение процессов, которые происходят во всем мире, они, как правило, необратимые.
Буквально пару дней назад появилась информация, что в Великобритании затраты на интернет-рекламу впервые обогнали расходы на рекламу в телевидении – они там составили 23% от всего рекламного бюджета по всем медиа. То есть Интернет стал наибольшим медианосителем. Когда это произойдет в Украине, в 2012-2015, неизвестно, но это произойдет.
Если говорить о бюджетах, то когда был Киевский международный фестиваль рекламы, офлайновые рекламщики по-прежнему оценивали Интернет несколько свысока… Мол, ну что такое Интернет? 2-5 % от наших бюджетов…
Думаю, в первую очередь это происходит из-за того, что заказчики не понимают, что им может дать Интернет, а те, кто продает рекламу, не умеют ее продавать. На самом деле Интернет позволяет намного лучше и точнее таргетировать рекламу – выбирать аудиторию по полу, возрасту, достатку и десяткам других характеристик. Вместе с тем, Интернет дает интересные инструменты для маркетинга и PR – западные компании активно осваивают эти инструменты на протяжении нескольких последних лет. Можно посмотреть на то, как используют интернет Dell, Starbucks, Toyota.
Интересно то, что около 20% покупательноспособной аудитории Украины по последним исследованиям есть в Интернете. Это люди от 15 до 85 лет. Интересно, что эти 20% составляют класс людей с достатком выше среднего, то есть они могут позволить себе компьютер, платить за Интернет или пользоваться Интернетом в каких-то интернет-клубах. Поэтому аудитория для рекламодателей интересна в первую очередь.
Есть тенденция, что большие медийные холдинги перераспределяют свои бюджеты с акцентом на Интернет. То есть мы видим, что Джед Санден* продал свои печатные издания, и ходят стойкие слухи, что он будет вкладывать деньги в Интернет. Украинский медиахолдинг недавно заявил о том, что будет выделять дополнительное финансирование для своих интернет-проектов. Digital Ventures, интернет-подразделение СКМ, недавно заявили о том, что объединят свои проекты в один портал и будут привлекать финансирование для его развития.
Из тех, кого ты назвал, кто-то будет на Mediacamp?
Да, я думаю, что кто-то будет.
Традиционный вопрос, который касается кризиса. Насколько, по твоим оценкам, кризис сыграл в пользу Интернета или против всего медийного рынка? Собственно говоря, каково влияние кризиса на этот рынок? Понятно, что сейчас у нас выборы, они немного спасают рынок, но что будет в следующем году, когда выборов не будет?
Общий такой тезис о кризисе – то, что кризис заставил людей заново трезво оценить то, чем они занимаются, и понять, где у них есть промахи, кризис заставил людей более прагматично посмотреть на свой бизнес. Кому-то он открыл глаза, кто-то увидел, что нет смысла заниматься какими-то сомнительными проектами. Началось падение не только в Украине, но и во всем мире печатной прессы, печатных изданий. Оно началось еще раньше, но кризис его ускорил, закрылся целый ряд изданий в Украине.
Интернету кризис, безусловно, сыграл на руку. В Интернете очень хорошо себя чувствуют интернет- магазины, которые зарабатывали на продажах через Интернет, их продажи заметно выросли после кризиса. На самом деле кризис вызвал такой всплеск интереса к Интернету, то есть мы видим, что начинают открываться больше новых проектов, бизнес больше смотрит в сторону Интернета и думает, что, возможно, за этим будущее, возможно, сюда стоит инвестировать, а не в традиционные медиа. Безусловно, кризис сыграл свою позитивную роль.
* Джед Санден – создатель и владелец KP Publications.
Автор – brams