"Воля" мелочится буквами Интернет-провайдер «Воля-Кабель» опять высылает абонентам счета за услуги, которые те не заказывали. О том, что платить необязательно, указывает мелкий шрифт внизу платежки. По мнению юристов, тем самым компания может вводить потребителей в заблуждение

Абонентам «Воли» продолжают приходить счета за незаказанные услуги. Только очень внимательные и обладающие хорошим зрением потребители могут узнать, что могут их не оплачивать – об этом говорит текст очень мелким шрифтом, расположенный внизу документа.

Подобные счета «Воля-Кабель» начала рассылать давно. Полгода назад они попадали в почтовые ящики подобно многим рекламным объявлениям. В таком «счете» компания мелким шрифтом указывала, что его оплатой абонент изъявляет свое желание подключиться к одной из услуг. Тогда это вызвало злые шутки в Интернете.

Теперь «Воля-Кабель» рассылает платежки в своем фирменном конверте – на том же листе, где и счет за услугу, которую абонент действительно потребляет. Причем в таком платежном документе указан номер договора абонента:

Мелкий шрифт внизу счета-офферты "Воли"

Таким способом компания предлагает подключить как дополнительные интернет-услуги, так и видеосервисы. Подобные платежки получили многие клиенты компании – в своих блогах они выражают свое возмущение.

Недавно подобный «счет» получил президент «Киевстара» Игорь Литовченко. «Если у вас плохое зрение – точно не увидите текст мелким шрифтом. И бабушки идут и платят, потому что счет один в один похож на «телекомовский», – говорит он. – Это (заставляет поднимать) вопрос о рекламе и добросовестной конкуренции».

Свои действия «Воля-Кабель» объясняет тем, что подобные счета-оферты (счета-предложения) – достаточно распространенный способ информирования о  действующих специальных предложениях  и новых условиях подключения. «Он используется не только в телекоммуникациях, но и других сферах услуг.  Например, стартовые пакеты мобильных операторов – это такой же счет-оферта, поскольку пакет активируется только после оплаты. Если брать аналогию, близкую к СМИ, то вложенные счета на годовую-полугодовую подписку на получение того или иного журнала – это такие же счета-оферты, – говорит руководитель отдела PR компании Алина Сигда. – Хочешь подписаться – оплачиваешь и получаешь услугу, не хочешь – не оплачиваешь».

По ее словам, такой способ используется везде в мире и, безусловно, рассчитан на то, что люди все же читают информацию, приходящую по почте. «С помощью счета-предложения предприятие информирует потребителей о возможности пользоваться услугами доступа к телевизионным программам  с использованием цифровой технологии или же доступа к Интернет, а также об изменениях тарифов на услуги, дополнительных  сервисах, проводимых акциях, которые проводятся предприятием», – объясняет она подчеркивая, что полученные счета подлежат оплате только в случае желания пользоваться указанными услугами. «Оплатой  счета-оферты потребитель соглашается получать услугу на условиях, предложенных предприятием, – говорит она. – В счетах-офертах есть абсолютно вся необходимая информация, которая требуется по закону».

Юристы дают свои комментарии. «Использование таких счетов можно считать введением потребителя в заблуждение. Но окончательное решение по такому вопросу выносит Комитет по защите прав потребителя или суд, – объясняет партнер юридической компании «Тарасов и партнеры» Александр Субботин. – В нашей стране размер шрифта текста в рекламе не регламентируется кроме тех случаев, которые прямо предусмотрены в законодательстве. Это, например, реклама медицинских препаратов, табачной и алкогольной продукции. Во многих других случаях компания может использовать такой размер шрифта, который ей заблагорассудится».

По его словам, потребитель может получить от компании свои деньги по решению суда, если докажет, что заплатил за услугу по ошибке и этой услугой не пользовался. «Если же он услугой пользовался, то оснований для возврата денег не будет», – говорит Александр Субботин.

«К сожалению, в подобных случаях приходится обходиться в основном информированием потребителей и напоминать им о внимательности и осторожности», – говорит директор Открытого института гражданского здоровья Денис Полтавец.

Впрочем, с нечестными методами может покончить развитие рынка. По словам президента «Киевстара», подобная практика отдельных интернет-провайдеров свидетельствует о том, что потребители вынуждены мириться с существующими предложениями. Потому стоит ожидать появления новых игроков на рынке интернет-доступа даже на самом насыщенном этой услугой киевском рынке, считает Литовченко.

Автор – Виталий Жданов