Маркус Фриц, вице-президент компании SES Astra (один из ведущих операторов спутникового телевидения в Европе), рассказал в интервью АИНу о том, что:

Маркус Фриц вице-президент компании SES Astra – Рынок Украины очень привлекательный для спутникового телевидения
– Кабельные сети не всегда являются привлекательными с экономической точки зрения
– Устройство для приема кодированного спутникового сигнала стоит от 79 до 299 евро
– SES Astra предлагает украинцам 3 бизнес-модели, включая бесплатные спутниковые каналы

Почему Вас интересует рынок Украины?

Если смотреть на рынок Украины, как с географической позиции, так и с точки зрения количества домохозяйств, это очень привлекательный рынок для спутникового телевидения. Украина находится в начале процесса цифровизации, и здесь есть более 18 млн ТВ-домохозяйств, присутствует горная местность и есть регионы с маленькой плотностью населения. Для таких районов спутник является оптимальным решением с точки зрения доставки сигнала.

В Украине мы долгое время присутствуем через компанию Ses Sirius. Если вы посмотрите на рынок, то с орбитальной позицией 5 градусов восточной долготы у нас уже есть большое количество клиентов. Среди них такие компании, как VisionTV (ТМ Viasat) – это наш ключевой партнер по предоставлению услуг платного ТВ.

У нас существуют долгосрочные отношения с вещателями. Кроме того, наши спутники покрывают всю территорию Украины и дополнительно Восточный рынок. Более 7 млн домохозяйств в Украине уже получают спутниковый сигнал, который доступен не только через индивидуальные тарелки, но также через кабельные сети. Наши спутники обслуживают 100% кабельных операторов Украины.

С нашей новой орбитальной позиции спутника – 31,5 градусов – мы покрываем не только Украину, но и соседние страны, Восточную и Центральную Европу. Эта орбитальная позиция идеальна для Украины с точки зрения охвата. Кроме того, спутниковый канал имеет достаточную пропускную способность, чтобы позволить увеличить цифровую многоканальную среду для Украины, а также предоставлять видео в высоком качестве – HDTV. Нам кажется, что это важно не только для вещателей и зрителей, но также для Украины с активно развивающимся рынком цифрового ТВ и общим процессом цифровизации в стране.

Вы говорили, что сотрудничаете с кабельными операторами. То есть они для вас не конкуренты? Ведь в Украине операторы кабельного ТВ имеют большую аудиторию и предоставляют услуги по ценам более низким, чем операторы спутникового ТВ.

Спутник является важным не только для прямых получателей сигнала на дом, но и очень важной частью для дополнения уже существующих платформ. Наземные инфраструктуры с экономической точки зрения являются неэффективными для покрытия 100% территории страны, особенно когда дело доходит до обслуживания более отдаленных районов. С экономической точки зрения, для того чтобы покрыть достаточное количество домохозяйств в регионах с невысокой плотностью населения и в горной местности, строить кабельные сети, DSL или волоконно не имеет смысла. Спутник же всегда является наиболее подходящим и эффективным распределением средств для этой местности.

Если мы говорим о наземной цифровой сети, то существует много помех, особенно на границе. С этой точки зрения мы рассматриваем кабельных операторов как наших партнеров.

То есть мы можем либо использовать DTH (Direct-To-Home – прием ТВ-сигнала через спутниковую антенну в доме), либо убедить кабельных операторов и других наземных операторов доставлять сигнал в кабельные сети и таким образом увеличить количество домохозяйств.

Но с другой стороны существует и конкуренция. Клиенты решают сами, что они хотят иметь – спутник, кабель или IPTV.

Вы говорите о работе в малонаселенных районах, но в Украине у людей в таких районах традиционно низкие доходы. Уверены ли Вы, что сможете вести бизнес там, где у клиентов мало денег?

Для телезрителей у нас принципиально есть три канала, которые идут через спутник ASTRA. Есть базовые подписные пакеты премиум-каналов, базовая подписка или каналы свободного просмотра (free-to-view), и мы также предоставляем широкий доступ к не кодированным каналам (free-to-air). У нас богатый опыт работы на различных рынках – например, в Африке, где у людей очень низкие доходы. Именно по этой причине мы достаточно хорошо знаем, что мы должны быть привлекательными для массовой аудитории телевизионного рынка.

Из нашего опыта мы знаем, что телевидение является очень привлекательным особенно для людей, живущих в регионах. В больших городах у людей есть больше возможностей: Интернет и масса других развлекательных услуг. В регионах же для людей телевидение играет более важную роль.

По нашему опыту, особенно во времена финансового кризиса, а также и в сельской местности, существует высокий спрос на свободные для доступа каналы. Такие категории населения могут смотреть каналы, которые не кодируются. Но для тех телезрителей, которые хотят больше, мы предлагаем наш базовый спутниковый пакет, а также пакет премиум-ТВ. Если предоставить людям действительно интересные каналы, то они найдут деньги на это, как, например, они находят деньги на оплату мобильной связи.

С точки зрения распределения сигнала в таких регионах, спутник является самым экономически выгодной формой доставки сигнала. И здесь все дело уже в контенте – чем он интересней, тем больше будет востребована эта услуга. Если содержание является привлекательным, то и рынок будет готов к такой услуге.

Это не значит, что спутник работает только для подачи сигнала людям, находящимся в регионах. Спутниковые услуги доступны для всех, везде и в полной мере. То есть спутник остается привлекательным и для людей в больших городах, предоставляя людям возможность более широкого выбора услуг, в том числе многоканальные украинские и международные ТВ-каналы, а вскоре и HDTV.

Например, во Франции существует Canal Plus (оператор платного ТВ) – это наши клиенты. И в то же время они подписали договор с другими инфраструктурами о доставке сигнала. Вместо того чтобы конкурировать с ними, они вступили в партнерские отношения с этими компаниями. По моему мнению, такая же модель может использоваться в Украине.

Какие планы у компании есть по набору абонентов до конца 2010 года?

Это очень сильно зависит от контента, который мы сможем привлечь на наш спутник. Мы очень плотно работаем с нашим клиентом Vision TV/ Viasat, а также с многими другими каналами в Украине. В прошлом году спутниковый рынок Украины вырос на 1,3 млн домохозяйств. Это, конечно, в основном домохозяйства, которые принимают не кодированные каналы. Но если этот рост будет продолжаться хотя бы на полмиллиона каждые полгода, то перспективы украинского рынка достаточно большие.

На орбитальной позиции 31,5 градусов восточной долготы мы недавно продали 15 цифровых TВ-каналов. И все, что нужно, если у человека есть тарелка, направленная на наш спутник, – просто купить Set Top Box (устройство для приема цифрового сигнала), который стоит между 49 и 299 евро, и у вас появится 15 дополнительных каналов.

В Украине процветает пиратство во многих отраслях. На рынках продается много устройств для декодирования спутникового сигнала. Намерены ли Вы с ней как-то бороться?

Пиратство сильно вредит работе и нашим клиентам. Поэтому существуют компании, которые предлагают услуги по более качественному кодированию сигнала.

В Европе парламент, государство и правительство очень сильно выступают против пиратства. Если пиратство будет процветать, то качественный контент просто не сможет дойти до потребителя.

Операторы пытаются защищать свой контент от копирования. Например, когда в Европе была запущено HDTV, провайдеры и поставщики контента часто требуют, чтобы кабель между Set Top Box и телевизором был стандарта HDMI (специальный кабель позволяющий передавать сигнал высокой четкости) для того чтобы избежать копирования сигнала.

Таким образом, борьбу с пиратством Вы возлагаете в основном на правительство?

Я думаю, что операторы и государство вместе выработают решение о том, как улучшить эту ситуацию. Телезрители также должны понимать, что высокое качество продукции не дается даром. И что в результате текущей ситуации с пиратством привлекательность выбора телевизионного контента, которое доступно на украинском рынке, может резко пойти вниз.

Вместе с тем, для людей которые не могут платить деньги за контент, мы предлагаем через ASTRA очень привлекательное решение для рынка Украины – FTA (только тарелка, тюнер, принимающий открытый сигнал со спутника).

Но если люди хотят смотреть высококачественный контент премиум-класса, они должны понимать, что это стоит денег. Это та же общепринятая практика, как купить автомобиль высокого класса или билет в первый класс самолета или скоростной поезд. Премиум-услуги обычно стоят несколько дороже.

Автор – Дмитрий Костюк