К «зеленым» технологиям Украина не созрела

Это на Западе green tech («зеленые технологии») означает продукты и услуги, которые приносят природе меньше вреда. У нас такое словосочетание воспринимается как нечто непригодное, за что требуется заплатить больше «зеленых».

Зеленые технологии означают цвет валютыЭто на Западе green tech («зеленые технологии») означает продукты и услуги, которые приносят природе меньше вреда. У нас такое словосочетание воспринимается как нечто непригодное, за что требуется заплатить больше «зеленых».

Гуляя по нашим пригородным лесам и полям, трудно представить, что в Украине можно продавать «экологические» телефоны или ноутбуки. То есть такую технику, при производстве которой ущерб экологии минимальный. Горы пластика и целлофана свидетельствуют – «зеленую» продукцию в Украине лучше не продавать. А если продавать, то предварительно убрав любое упоминание о его «экологичности».

Все же «моду на зеленое», которая прочно укоренилась на Западе, бизнес пытается привить и украинцам. Представляя свои продукты и услуги в Украине, компании все чаще делают ударение на том, что они – «экологически чистые». Вот, МТС  отчитался о запуске своих первых базовых станций, питающихся от альтернативной энергии – то есть с помощью ветрогенераторов. Во время презентации новых телефонов Sony Ericsson один из сотрудников компании упорно мне доказывал, что их знак GreenHeart (зеленое сердце) на мобилках станет в Украине новым законодателем моды не хуже iPhone. В приходящих мне пресс-релизах все чаще встречаю хвастовство очередными достижениями в сфере «экологичности». И кто, по мнению их авторов, будет публиковать такие новости?

Начнем с того, что лично я (и, подозреваю, многие другие мои соотечественники) не доверяю компаниям в их стремлении помочь природе. Если бы хотели, то не выпускали бы и не закупали бы вообще ничего – экологии вредит всякое производство. Даже первобытный изготовитель кремниевых наконечников для стрел разрушал первозданную природу.

Для западных производителей «зеленые технологии» стали спасительной фишкой, помогающей продать товар/услугу потребителям, которые наивно считают себя ответственными за сохранение окружающей среды.

Вот была, к примеру, у кого-то из них старая, «неэкологичная» мобилка, а он увидел, что есть новые, «экологичные». И захотел он помочь природе, и выбросил старую в утиль. На ее переработку (если таковая вообще будет) уйдет дополнительное количество ресурсов, как минимум – той же электроэнергии (читай – новые выбросы углекислого газа в атмосферу). Зато у экологично сознательного есть новый телефон, сделанный из переработанного пластика и потребляющий на 20% меньше энергии. Ну и что, что для ее производства наша атмосфера все равно обзавелась неким количеством СО2, а также новыми химическими соединениями?

Примером «экологического» лицемерия может служить Google. Руководители этой компании предлагают своим работникам субсидии на (относительно) экологические автомобили-гибриды и доплату к зарплате тем, кто приезжает на работу на велосипеде. В то же время ее владельцы ради забавы покупают огромный Boeing 767, один взлет которого сжигает больше топлива, чем сэкономленное рядовыми сотрудниками.

Зато многие знают – «зеленые технологии» в большинстве своем стоят дороже. Например, окупаемость современных солнечных батарей составляет почти 50 лет. Опасная атомная энергия, как ни крути – дешевле. Те же новопредставленные мобилки Sony Ericsson будут стоить от $500 до $900. Компания рассчитывает в основном на продажи среди молодых «новаторов», которые в Украине подхватят моду на «зеленое» и понесут ее остальным потребительским массам.

Возможно, купят. Но не понесут – не те ценности, чтобы продавать. Если в США и Европе население созрело к ответственности за природу, и им спокойно можно «впаривать новую фишку», то у нас до этого еще очень далеко. Нашему обществу удовлетворить бы свои более примитивные потребности. И на этих потребностях бизнесу стоит сыграть. Например, продавать товар, который «произведен с особым презрением к продажной власти», или предлагать услуги с заявлениями о ненависти к гаишникам-кровопийцам. Уверен, на таких товарах и услугах можно ставить наценку больше обычной – нашим потребителям такие ценности будут близки и понятны, а потому они с большей готовностью будут их приобретать.

А для того, чтобы проработать тактику продаж, маркетологам, ответственным за продвижение товаров и услуг в Украине, стоит погулять по местным пригородным лесам и полям – поводов для вдохновения там уже достаточно.

Автор — Виталий Жданов