Еще два года назад крупные интернет-провайдеры утверждали, что локальные сети в микрорайонах не смогут выжить в новых условиях и не выдержат конкуренции с «китами» рынка. Прогнозы не сбылись: так называемые, домашние сети продолжают свою работу и эволюционируют из любительских образований в легальные, конкурентоспособные организации.

Первая локальная сеть, которая появилась у меня в квартире, соединяла три компьютера – мой и еще двух товарищей из соседнего дома. А уже через год мы подключились к домашней сети, которая состояла из 20 (!) человек. Со временем такие «локалки» нарекли домашними сетями, основным средством заработка которых стало предоставление услуг доступа в Интернет для своих клиентов.

Проживая в районе Теремков, я пользуюсь Интернетом именно от такой компании, и цены, а также скорость  доступа превосходит те предложения, которые есть у больших игроков. О том, как выживают бывшие «локалки», я расспросил одного из основателей домашней сети, а теперь уже компании ООО «Теремки Лан», Николая Москаленко.

«Teremki@Lan» создавалась как домашняя сеть в 2003 году в микрорайоне «Теремки 1». В 2006 году было организовано ООО «Теремки Лан». Основной вид деятельности – предоставление услуг доступа в Интернет. На сегодняшний день количество абонентов оператора составляет около 2 тыс. человек, внешний канал в Интернет – 500 Мбит. Компания работает в микрорайонах «Теремки 1» и «Теремки 2». Количество сотрудников – 10 человек.

Сооснователь компании "Теремки Лан" Николай МоскаленкоКак Вы видите будущее домашних сетей? Сегодня на рынке работает ряд больших компаний, которые предоставляют услуги доступа в Интернет.  Смогут ли домашние сети выдержать конкуренцию с ним?

Смотря что называть домашней сетью. Это сеть до 500 абонентов или это сеть в 2 тыс. или 10 тыс. абонентов. Вот сеть в 10 тыс. – это домашняя сеть?

На самом деле что произошло. Распались или в шатком положении домашние сети, которые имеют до 500 абонентов. У них не хватает денег, чтобы сделать следующий шаг, например,  дать абоненту канал в 100 Мбит, потому что им нужно купить внешний канал хотя бы в 500 Мбит. И, несмотря на то, что в наше время закупка магистральных каналов дешевеет, у таких организаций недостаточно средств на это.

Такие домашние сети пытаются сохранить ту абонбазу, которую уже имеют,  и работают на эксплуатацию. То есть новые подключения абонентов происходят только по тем адресам, где есть покрытие, а подключения новых домов происходит медленно. Это вопрос денег и возможностей.

Вы не боитесь конкуренции с крупным компаниями, такими как «Укртелеком», «Воля», Beeline?

К нам периодически переходят абоненты, например, «Воли», из-за того, что у них «тормозит» скорость работы. «Воля» не может, наверное, по техническим причинам, предоставить те скорости, которые обещает. Бывает такое, что и от нас уходят абоненты к крупным провайдерам – но это единицы.

Суть в том, что технология построение нашей сети позволяет давать абонентам хорошую скорость. Тот же Beeline начал предоставлять абонентам услуги посредством Ethernet. То есть технология «оптика в дом» на сегодня предоставляет большое количество возможностей.

Сегодня компания предоставляет услугу доступа в Интернет. Намерены ли вы расширять перечень услуг?

Говоря о дополнительных услугах – сегодня все активно стараются продвигать IPTV, но мы пока планов таких не строим, так как клиентское оборудование не дешевое. Если смотреть ТВ-каналы на компьютере плеером – да, это классно, но люди хотят иметь возможность выводить изображение на телевизор, а устройство, которое это позволяет сделать, стоит около $200. Плюс необходимо менять сетевое оборудование. Но при этом существует сильная конкуренция со спутниковым или кабельным телевидением, так как у них дешевле тюнеры.

«Теремки Лан» работает на двух массивах – «Теремки 1» и «Теремки 2». Как Вы видите развитие сети в будущем?

В ближайшие полгода работа будет проходить на Теремках, а дальше будет видно. Сейчас у нас много желающих подключиться. Не так давно мы поменяли тарифную политику. Вообще активное подключение новых абонентов началось месяцев 8 назад. Раньше мы просто строили покрытие – сегодня у нас период активных подключений.

А какое среднее подключение абонентов в месяц?

200 человек.

Компания недавно снова увеличила количество трафика в своих пакетах и расширила каналы в безлимитных предложениях. Не сказывается ли это на рентабельности бизнеса?

Нужно правильно строить тарифную сетку, чтобы абоненты не слишком активно прыгали по тарифным планам. Если человек, например, платит 125 грн, то при введении новых тарифов ему должно быть интересно остаться в этой же тарифной группе. Грубо говоря, важно общее количество денег, получаемое от всех абонентов.

Какой средний доход с одного абонента сегодня?

Порядка 100 грн.

Изначально компания развивалась совместно с каким-то инвестором или это полностью Ваш проект?

По закону у общества с ограниченной ответственностью должно быть минимум два учредителя. Поэтому, безусловно, есть еще один учредитель. Изначально мы посмотрели, что можно работать легально, и создали компанию. В это были вложены собственные деньги.

Были предложения по покупке компании?

Да, были, но мы решили не продавать. Обычно когда рассматривается вопрос о покупке компании, скажем интернет-провайдера, считается количество абонентов и никого не интересует присутствие в домах. Всем важно только число пользователей, которым уже предоставляются услуги. У вас есть столько-то абонентов, мы предлагаем за абонента столько-то. В тот момент, когда было предложение, мы понимали, что в скором времени удвоим или утроим нашу абонбазу, и нет смысла продавать бизнес.

А какова стоимость одного абонента?

Сегодня кризис и уже никто ничего не покупает. До кризиса усредненное предложение – это $500 за абонента. Вообще подсчет производится следующим образом – берется ARPU (средний доход с абонента в месяц. – Ред.) и умножается на год, а кто-то готов умножить на два или три. Еще это зависит от того, насколько у той компании, которая покупается, все хорошо в правовом поле – легальны все кабели в канализации, есть договоры и т.п.

Вы общаетесь со своими коллегами из других домашних сетей? Как у них обстоят дела?

Те, кого я знаю, – это компании с большой абонбазой – 10-20 тыс. человек. Люди, которые имеют небольшую абонбазу, они практически не развиваются, просто поддерживают то, что у них есть. На данный момент если  развиваться, то развиваться нужно правильно и согласно закону.

Почти во всех администрациях районов известна схема того, как должно проходить построение сети предприятий, которые хотят заниматься этим видом услуг. Таким компаниям нужно получить разрешение от местной администрации, лицензию от НКРС (Национальная комиссия по вопросам регулирования связи. – Ред.), иметь рабочий проект, разрешение от пожарников, санэпидемстанции, Киевэнерго. И кстати, Киевэнерго никогда не заключит с вами договор, пока не будет договора с владельцем здания.

Есть еще много нюансов. Например, жилой дом принадлежит Голосеевскому обществу, управляющим органом является районная рада, она производит определенное регулирование. Если в доме появилось 10 операторов – это уже бардак, куча кабелей, куча ящиков на этажах. Опять же, объемы слаботочных шахт не позволяют принять такое количество проводов. Например, были случаи, когда Beeline тянул кабеля по шахтам дымоудаления. Это происходит из-за того, что в такой большой компании работа идет с подрядчиками через подрядчиков и те люди, которые управляют процессом, не знают всех нюансов.

Поэтому если заниматься этим бизнесом, то нужно заниматься им серьезно. Можно договориться с каким-то кооперативом, конкретно с председателем и работать в этом доме. Но если работать более глобально, то возникают, скажем так, глобальные вопросы.

Если бы сегодня Вы начинали свой бизнес, смогли бы вы развернуться «с нуля» и создать такую же сеть?

Смог бы, но нужно было бы больше инвестиций. Сегодня время от времени появляются новые провайдеры в различных районах.

Автор – Дмитрий Костюк