Во всяком случае, не за Ющенко. Ведь в мыльной опере под названием «Выдача 3G-лицензий украинским операторам» именно он выступил в роли того негодяя, который все испортил. Более того, Президент значительно ухудшил сериал (и без того невысокого качества): растянул его во времени и превратил в бескомпромиссно унылое зрелище.

С кратким содержанием предыдущих серий можно ознакомиться здесь.

А вот краткое содержание сегодняшней серии:

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) на внеочередном заседании объявляет о приостановлении конкурса на 3G-лицензию в связи с указом Президента. Председатель НКРС Сергей Колобов признается, что ему «стыдно за коллег в погонах» (которые так и не подтвердили освобождение частот). «Мы приблизились к выполнению этого задания как никогда близко», – расстроенно говорит он.

Представители трех мобильных операторов по очереди благодарят Комиссию за проделанную работу и выражают надежду на то, что в следующий раз у нее получится, и этот следующий раз наступит очень скоро.

Комиссия постановляет отдать участникам запланированного конкурса внесенные деньги и предлагает ждать вердикта Конституционного Суда. Все выходят из зала. Журналисты обступают президента «Киевстара» Игоря Литовченко, который, не скрывая своего расстройства, еще раз констатирует, что «мобильные операторы стали заложниками политической ситуации в стране». Гендиректор «Астелита» Тансу Еэн демонстрирует не меньшее расстройство и высказывает предположение, что процесс выдачи 3G-лицензий может возобновиться после президентских выборов. Сергей Колобов еще раз недоумевает по поводу мотивов Министерства обороны. Он обещает в случае надобности лично объездить все военные радиолокационные станции, «выпить там с ребятами водки и показать, как переключать ручки настройки радиочастот», чтоб освободить для 3G небольшую полосу.

Следующую серию ждите в конце января-февраля. Тогда Конституционный Суд определит, насколько законным было решение правительства выдать радиочастоты для 3G в предполагаемый ущерб обороноспособности страны.

Но это потом. А из нынешней серии зрителям становится понятно, что не военные виноваты в затягивании 3G-истории. Генералы, конечно, жадные. Возможно, справедливо жадные – ведь им надо кормить солдат. Но сегодня, по словам Колобова, они потеряли около 200 млн грн – те деньги, которые должны были достаться им от первого тендера, согласно договоренности с Кабмином.

То есть, зритель видит, как пайки военнослужащих недополучают масла, махорки и других питательных веществ. Сотни семей офицеров остаются жить в общежитиях вместо обещанных квартир. Солдаты вместо боевых учений чеканят на плацу шаг и пишут конспекты. В некой военной части опять взрывается склад с боеприпасами. Вряд ли люди в погонах в этом заинтересованы – скорее, кто-то их использует в своей странной игре.

В то же время экономика Украины недополучает миллиарды гривен инвестиций, которые должны были пойти на развитие 3G-сетей. Мобильный оператор – потенциальный победитель несостоявшегося конкурса – лишает рабочих мест многих своих сотрудников. Его подрядчики разоряются, и все новые безработные зарабатывают на хлеб с помощью карманного воровства.

«Укртелеком», FreshTel и СDMA-операторы потирают руки – конкуренция так и не наступила. Желающие пользоваться беспроводным скоростным Интернетом вынуждены подключаться к ним. Поскольку у пользователей нет особого выбора, им можно продолжать предоставлять некачественные и дорогие услуги.

Но представители этих компаний также не будут голосовать за Ющенко. Президент показал, что способен на нехорошие поступки. По крайней мере, этот персонаж сериала не удосужился внятно объяснить, что он делает и зачем. А потому ждать от него конструктивных для рынка решений не придется.

В феврале выборы должны завершиться. Через несколько месяцев, решив самые горячие вопросы, новая власть попытается извлечь из радиочастот, занятых военными, выгоду. Если не для рынка, то хотя бы для себя. Тогда процесс выдачи 3G-лицензий возобновится: НКРС объявит о новом конкурсе, и через месяц-другой он состоится. Еще около полугода уйдет на построение и подготовку первым победителем тендера своей UMTS-сети. Таким образом, при самых благоприятных обстоятельствах мы получим 3G через год.

К тому времени все будут говорить о 4G (не FreshTel, а о настоящем – LTE). На рынке появятся первые телефоны, поддерживающие эту технологию. Да, она будет дороже. Но и ценность 3G резко упадет – операторы много раз подумают, прежде чем вкладывать в нее деньги.

Тогда к сериалу «Выдача 3G-лицензий украинским операторам» интерес уже никто проявлять не будет – его будут вынуждены смотреть несколько менеджеров из мобильных операторов да пара-тройка госчиновников. А мы понаблюдаем за следующим сериалом – возможно, он не будет таким затянутым. Заодно посмотрим, чем будет заниматься очередной экс-президент.

Автор – Виталий Жданов