Принятый «Закон о противодействии распространению детской порнографии» немного успокоил интернет-общественность, но у интернет-провайдеров вызвал много вопросов.
Третья редакция законопроекта N3271 намного совершеннее предыдущих двух, считают эксперты. По их мнению, финальная версия документа минимально ограничивает права граждан и в то же время максимально усовершенствует для борьбы с распространением детской порнографии.
В первом варианте существовали нормы, которые могли нарушить конституционные права граждан. Они также могли привести к созданию механизма, позволяющего власти на свое усмотрение манипулировать участниками отечественного рынка доступа в интернет – на интернет-провайдеров фактически возлагалась роль полицейского, следящего за перемещениями своих абонентов в сети. К тому же операторы связи были вынуждены инвестировать значительные средства в техническое переоснащение. Интернет-общественность, возмущенная попыткой ограничить ее свободу, нарекла документ «Законом 404» согласно количеству депутатов, проголосовавших за него в первом чтении.
В финальной версии «Закон о противодействии распространению детской порнографии» всего лишь определяет понятие «детская порнография», а также наказание за нарушение закона. В Закон «О телекоммуникации» внесены дополнения, согласно которым провайдеры связи должны ограничивать доступ своих абонентов к незаконным ресурсам на основании решения суда.
Провайдеры телекоммуникаций также должны хранить и предоставлять информацию о соединениях своих абонентов в порядке, установленным законом. Однако этого порядка в Украине нет, что у операторов связи вызывает недоумение. «В Законе не определено, что, сколько и как хранить. Возможно, ежемесячно потребуется записывать терабайты информации, – говорит гендиректор одесского интернет-провайдера «ТЕНЕТ» Олег Елисеев. – В этом Законе также не указано, что до появления порядка хранения информации операторы связи могут работать в прежнем режиме. Выходит, если не хранишь информацию, то нарушаешь Закон. А если хранишь, то может оказаться, что совсем не так, как нужно правоохранительным органам».
Таким образом, принятый закон ввел операторов связи в подвешенное состояние – многие не знают, что делать. В Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС) считают, что должен приниматься еще один закон, в котором будет указаны все необходимые нормы.
Тем временем режим работы интернет-провайдеров остается прежним, считает партнер юридической компании «Тарасов и партнеры» Александр Субботин. «Пока порядок ведения записей не утвержден, ничего не меняется, – объясняет он. – Но даже когда он будет утвержден, то за его несоблюдение законом не предусмотрена ответственность – санкции за такие нарушения административный и уголовный кодексы не содержат, другие законы также не предписывают мер наказания».
Интернет-Ассоциация Украины (ИнАУ) предлагает привести эти нормы в соответствие с теми, которые существуют в Европейском Союзе. Согласно нормам ЕС, провайдеры телекоммуникаций хранят данные в объеме, достаточном для идентификации времени соединения, абонента или пункта завершения сети оператора.
«Поскольку принятые изменения к закону «О телекоммуникациях» отсылают нас к несуществующему законодательству что и сколько хранить, я бы посоветовала провайдерам отдельным приказом ввести у себя какой-нибудь порядок хранения минимального кол-ва служебной информации о соединениях абонентов, например время входа-выхода в сеть или обьемы полученной-переданной информации за последние 3-5-7 дней. На случай возможных визитов правоохранителей до того, как пробелы в законодательстве будут восполнены», – говорит председатель правления ИнАУ Татьяна Попова.
Когда нормы вступят в силу, пока неизвестно. Елисеев допускает, что требования к хранению информации появятся именно тогда, когда начнется практика применения этого Закона.