Недавно Google официально представила в Украине свой сервис Google Maps. О том как он работает, какие функции предоставляет пользователям, как собирается информация и от чего зависит наличие разнообразных возможностей карт в нашей стране, редакции AIN.UA рассказал Ярда Бенгл (Jarda Bengl), менеджер по Картам Google в регионе EMEA.

Из каких этапов состоит запуск карт Google в любой стране?

Сначала мы начинаем с отображения базовых вещей, таких как дороги, спутниковые снимки. Затем наносим адреса, улицы, чтобы пользователь мог найти конкретный объект. Следующий шаг – направление движения для прокладки маршрутов как по стране, так и по городам. После чего добавляем Бизнес-центр (Local Business Center), посредством которого локальные предприятия могут наносить свои адреса на карты.

Однако время каждого из этапов для каждой конкретной страны свое. Часто к нам приходят люди и госорганы и сами предлагают информацию о разных объектах, а есть места, где как бы мы ни старались, достать необходимые данные практически нереально. Но это все видно лишь изнутри, плотно работая над проектом. Снаружи, конечно, не совсем понятно, почему одна территория покрыта намного лучше, чем другая.

Стоит также учитывать, что большую часть информации , которая есть у нас на картах, мы покупаем у поставщиков информации. Мы ведь не можем знать, как называется некая деревня возле, например, Одессы и какова протяженность ее главной улицы? Но эта информация есть у специализированных компаний, которых мы выбираем через тендеры.

Можно ли сейчас к картам Киева подключить информацию о движении городского транспорта в реальном времени, как это работает в Западной Европе?

Технически – да, но опять же все зависит от провайдеров. Мы готовы разместить такую информацию, но ее пока нет.

Но ведь в ваших силах и, главное, интересах поспособствовать ее появлению на рынке. Что мешает Google открыто объявить, что вам требуется такого рода информация, и вы готовы за нее платить?

Подобного рода работы ведутся. У нас в компании есть специалисты, которые занимаются решением таких задач в различных регионах, ведь, сами понимаете, они возникают не только в Украине.

Но тут мы иногда сталкиваемся даже с совершенно другими проблемами. Представьте, что находите вы потенциального поставщика, договариваетесь о встрече, а потом обнаруживается, что на переговоры с иностранным менеджером приходит человек, который совершенно не говорит на английском языке.

А что касается информации о заторах? У нас ведь есть поставщики этих данных и тот же Яндекс использует их в своих картах.

Тут есть несколько моментов. Я не могу говорить про конкретную ситуацию, озвученную вами, поскольку не знаю условий их сотрудничества. Но очень часто бывает, что компании подписывают эксклюзивные соглашения.

Важно также понимать, что же за продукт на самом деле предлагают компании, называя это информацией о пробках. В Западной Европе, например, для этого есть стандарты. Есть контрольные точки, между которыми ведутся замеры, активно используются GPS-технологии, собираемые с транспортных средств и т.д. Во многих странах, к сожалению, таких стандартов нет. Есть примеры, когда перед мониторами сидит человек, смотрит на несколько веб-камер по городу, и если видит там затор, то нажимает красную кнопку, не видит – нажимает голубую. Это, конечно, можно назвать данными о заторах, но это не совсем то, что мы ищем.

Допустим, есть некий провайдер, который предоставляет качественные данные, но уже работает с вашим конкурентом, на неэксклюзивных условиях. Будет ли Google сотрудничать с ним?

Такое происходит очень часто. Для нас самое главное – получить наиболее качественную информацию. Тот же «Транснавиком», который предоставляет нам данные для карт в Украине, работает в вашей стране и с «Яндексом».

От чего зависит появление функции Street View на картах Украины?

От огромного числа факторов, которые очень сильно разнятся от страны к стране и поэтому мы не можем точно прогнозировать, когда запустим их. К примеру, съемка производится специальными автомобилями и велосипедами, которых ограниченное число. Нормальное качество изображений можно получить только в сухую солнечную погоду, в том числе поэтому мы никак не можем отснять полностью страны северной Европы, где число солнечных день в разы меньше, чем на юге. Иногда для того, чтобы покрыть все государство, нужно несколько лет.

Очень важный фактор – насколько сложно и возможно ли вообще получить разрешение от государственных органов на съемку. Где-то нам его дают сразу, где-то этот процесс очень долгий. Бывает по-разному. В Швейцарии, например, мы его получили, а через неделю у нас его отобрали. Каждое государство имеет свои законы и по-своему защищает граждан.

В целом по нашей глобальной карте Street View движется следующим образом – сначала Америка, потом Западная Европа, потом Центральная и Восточная. Но это совсем не означает, что пока мы не покроем этой возможностью 100% Западной Европы, мы не начнем выкладывать снимки в других странах.

Не стоит также забывать, что отснять все улицы и объекты это одно, а выложить – совершенно другое. Когда мы только начали покрывать StreetView США, то процесс был относительно простым – отсняли, обработали, свели, выложили. А потом нас внезапно обязали скрывать все лица, всю частную информацию на изображениях. Представляете какой объем работы нужно было выполнить с казалось уже готовыми материалами? После этого мы серьезно инвестировали в технологию, которая может сразу распознавать такие данные и скрывать их.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о Бизнес-центре (Local Business Center)?

С официальным запуском карт Google в вашей стране появилась возможность добавлять на карту любые бизнес-объекты – рестораны, парикмахерские, музеи, торговые центры, что угодно. Информация добавляется пользователями вручную, а потом проверяется нашим отделом поддержки.

Есть ли в Бизнес-центре какие-то платные услуги для бизнеса?

Это полностью бесплатный сервис. Любая информация, включая логотипы и фотографии размещается без денег. Но сами понимаете, это не гарантирует, что данные о вашей фирме будут видны наверху. Во всех наших продуктах мы используем один и тот же принцип релевантности. Вы не можете заплатить нам, и мы будем показывать ваш отель над конкурентами в определенном регионе, но так произойдет, если про него будут писать множество пользователей, оставлять ссылки на других сайтах и т.п. Но не стоит забывать, что у нас есть рекламные возможности. И приобрести рекламу в специально отведенных для этого блоках вы можете и на карте.

А как наполнялась эта база до момента запуска? Ведь одно дело обрабатывать входящие заявки в популярном сервисе, а совершенно другое – изначально наполнить до некой критической массы.

У нас этот процесс отлажен очень хорошо. Мы не обзваниваем подряд все заведения и бизнес-учреждения, а покупаем информацию для начала в специальных каталогах. К примеру, достаточно хороший охват отелей есть у hotels.com и booking.com, и так по каждому сегменту. Естественно, куда-то все же приходится звонить и добавлять вручную.

А сколько объектов в Бизнес-центре было на украинских Google Картах в момент запуска?

Точно числа я не знаю, но речь о десятках тысяч. Естественно, мы хотим, что бы их было больше. Для сравнения, в странах Западной Европы их многие миллионы.

Но как бы мы не старались, нанести все объекты пока не реально. Данных попросту нет. К примеру, в каком-то поселке в горах есть некая таверна. Кто знает о ее существовании, кроме местных жителей? Информации о ней нет ни в каких «желтых страницах».

Украина – двуязычная страна. Соответственно, каждый город, каждая улица, имеют как минимум два, чаще больше, видов написания. Как вы решили эту проблему?

Конечно, мы это понимаем и наложили на карты все данные, которые смогли добыть на рынке. Это означает, что вы можете писать на русском, на украинском, на английском, на латинице, причем вводить как транслитерацию, так и переводы. Естественно работает это не везде, но там, где возможно,- мы это реализовали. Но это еще не все.

Напомню, что украинские карты Google – часть глобальных, и наша задача, чтобы ими, как и всеми другими, могли полноценно пользоваться жители самых разных стран. Именно поэтому вся основная информация доступна на очень многих языках. Т.е. чех, израильтянин, японец и кто-либо другой, введя, например, «Киев», на своем родном языке и на родном алфавите получит необходимый ему город.