Еще несколько лет назад бесплатный WiFi-интернет в качестве дополнения к основным сервисам эксперты пророчили чуть ли не каждому заведению сферы обслуживания. Сегодня открытый WiFi-доступ с трудом найдешь в столичных кафе – этот сервис не стал популярным у рестораторов. Впрочем, второй шанс технологии дает кризис
Сейчас WiFi-доступ можно найти в сетевых ресторанах и кафе, и то – далеко не во всех. А владельцы одного-двух заведений общепита устанавливают хотспоты еще реже. «Большинство моих коллег-конкурентов считают WiFi глупой забавой: из-за него кафе или ресторан превращается в избу-читальню. Посетители, как правило, покупают только чай, не обеспечивая никакой рентабельности», – рассказывает владелец киевского паба-ресторана «Сеновал» Роман Трач.
В его заведении WiFi есть. И он, подобно наличию в баре сигарет или возможности пополнения мобильного счета, никакой прямой прибыли не приносит. Зато у клиентов Романа есть дополнительный сервис, который предпринимателю обходится всего в 100 грн. в месяц. Поэтому стоимость обслуживания услуги вряд ли может служить причиной такой низкой заинтересованности в ней со стороны рестораторов.
«Сейчас они не рассматривают WiFi в качестве составляющей своей маркетинговой стратегии. Это, скорее, требование потребителя», – говорит руководитель агентства интерактивного маркетинга LEAD9 Назар Грынык. Его компания проводила совместные bluetooth-маркетинговые акции в сети общепита «Пузата Хата». «Вначале там ввели неограниченный WiFi. Но оказалось, что многие посетители занимают места, почти ничего не покупая. Тогда было введено ограничение – WiFi только на полдня. Кому в ресторане нужна толпа студентов, пришедших только ради бесплатного интернета?», – рассказывает Грынык.
Таким образом, желание рестораторов следовать примеру коллег на более цивилизованных рынках напоролось на необходимость украинцев экономить. Зачастую открытым WiFi-доступом пользуются люди из близлежащих квартир и офисов. Стремление сохранить деньги дополнялось крайне ограниченным предложением услуг мобильного интернета. Это объясняет, почему управляющие бизнесами разочаровались в WiFi. По мнению исполнительного директора ассоциации Wireless Ukraine Олега Соболева, многие владельцы баров и ресторанов просто махнули на услугу рукой, перестав осуществлять ее элементарную техническую поддержку.
Эксперты соглашаются, что и рестораторы не сумели найти способ, который заставлял бы хотспот приносить прибыль. «Многим собственникам и управляющим ресторанов и гостиниц не совсем понятно, что такое Wi-Fi и как это может способствовать развитию их бизнеса. Потому они не всегда готовы нести какие-либо затраты построение зон бесплатного WiFi доступа в своих заведениях – именно такая модель предоставления услуги превалирует сейчас на рынке», – объясняет коммерческий директор компании Wnet Сергей Ганичев. «Рестораторы сами зачастую не являются пользователями интернета, поэтому они не всегда в состоянии оценить выгоду от WiFi в своих заведениях», – называет еще одну причину Герман Смирнов, начальник отдела по внедрению UMTS в МТС-Украина.
По мнению телеком-специалистов, платная модель предоставления услуги могла бы стать в Украине более востребованной. А способов, которые бы стимулировали WiFi приносить деньги в заведение, достаточно. Помимо предоставления услуги на платной основе, код доступа к ней можно выдавать в чеке, а время пользования – в зависимости от суммы заказа, приводит он примеры. Можно даже активировать хотспот только в часы с наименьшей посещаемостью.
Впрочем, с наступлением финансового кризиса, отношение рестораторов к WiFi меняется. По мнению Грыныка, кризис заставляет рестораторов искать способы поднять свою конкурентоспособность, а потому – больше внимания обращать на WiFi.
Его слова подтверждает и Ганичев: «Если в 2007 году мы ходили по рынку, предлагая услуги по построению зон WiFi-доступа, то в 2009 уже стали обращались к нам. Заведения хотят привлечь клиента. Да и устройств с поддержкой WiFi у людей стало больше: еще несколько лет назад ноутбук был редкостью, а сейчас телефон или коммуникатор с WiFi – это норма».
По мнению Смирнова, благодаря кризису в стране расширилась география условно бесплатных хотспотов : «За последние полгода некоторые заведения, например, «Япона хата» начали использовать WiFi как конкурентное преимущество. На рынке Украины это пока еще не так заметно, а вот, например, на российском рынке такая практика имеет более широкое применение. Например, когда прямо на кафе устанавливают большую табличку «Бесплатный Wi-Fi».
Мнения рестораторов об использовании WiFi в их заведениях расходятся.
По словам операционного менеджера сети Gloria Jean’s Coffees Светланы Коробейниковой, бесплатный интернет только помогает бизнесу. «Наша целевая аудитория – молодежь, поэтому у нас есть WiFi, и он бесплатный. Одному заведению он обходится в 1,5 тыс. грн., но сказать, насколько из-за WiFi растет выручка, сложно, – говорит она. – Даже если из-за него в ресторане много посетителей, то происходит «эффект заполняемости», при котором потребителю хочется зайти в то место, где уже много людей. А ограничивать WiFi-доступ я бы не стала. В заведениях с лимитированным доступом у посетителей возникает чувство неловкости. А это совсем не на руку нашему бизнесу».
Директор по маркетингу и рекламе сети «Мировая Карта» Виталий Шадчнев говорит, что вскоре все заведения «СушиЯ» обзаведутся публичными хотспотами: «Мы предоставляем WiFi там, где есть его потребители. В «СушиЯ» это необходимо, поскольку эта сеть рассчитана на молодежь. Зато в дорогих ресторанах WiFi меньше – их посещают люди, для которых доступ в интернет не важен». По его мнению, предоставление WiFi в общепите тормозится техническими возможностями провайдеров. «Многие управляющие ресторанами выдвигают различные условия. Например, ограничение доступа, лимитирование трафика. Все провайдеры обещают предоставить такое комплексное решение, но далеко не все могут его осуществить на деле», – говорит он. Шадчнев также сообщает, что «Мировая Карта» все же планирует лимитировать доступ к WiF-интернету по времени.
Валентина Мосейчук, замдиректора по маркетингу сети «Козырная Карта», считает, что в условиях кризиса WiFi становится все более важным фактором конкуренции. «Многие наши посетители даже во время обеда продолжают работать в интернете. Поэтому для нас бесплатный WiFi – это предоставление максимального комфорта. Иначе посетитель может уйти в другое место, где есть интернет. Даже если посетитель благодаря WiFi выпьет чашку кофе, в следующий раз он придет и, возможно, не сам, а с друзьями», – рассказывает она.
По мнению гендиректора компании «Омекс» (сеть ресторанов быстрого питания «Два Гуся», сети кафе CITI) Валерия Яшника, «WiFi не особо помогает заведению, но и не мешает». Если в кофейнях WiFi есть, то всего лишь несколько заведений «Два Гуся» могут похвастать им. «Около двух лет назад мы уделили WiFi очень много внимания. Но нет выхлопа, нет того количества пользователей, которые приходили бы к нам ради интернета, – говорит он. – А зарабатывать на WiFi сейчас тем более сложно. Была бы такая возможность, то уже предоставляли такую услугу за деньги». По его мнению, кризис не способствует распространению WiFi в общепите: «Сейчас на повестке дня более важные вопросы: например, подорожание фасованного сахара. Так что не до WiFi».
Экспертное мнение
Сергей Ганичев, коммерческий директор Wnet
Есть две модели предоставления услуг – условно-бесплатная и платная. Условно-бесплатная модель предполагает, что все затраты предоставления услуги WiFi доступа берет на себя заведение. В таком случае все клиенты заведения получают услугу без какой-либо оплаты.
Плюсы для заведения:
- дополнительный сервис для клиентов;
- простота предоставления услуги – включил и работает;
- клиенты не несет затрат – большая лояльность к заведению.
Минусы для заведения:
- заведение несет затраты на подключение;
- заведение несет затраты на текущее предоставление услуги;
- негарантированное качество и невысокая пропускная способность каналов. Например: три из десяти клиентов могут легко использовать всю пропускную способность канала и остальные семь будут не довольны качеством услуг;
- заведение «спонсирует» доступ в интернет наиболее продвинутым жителям близлежащих квартир и работникам близлежащих офисов;
Этот вариант вполне подходит заведениям с небольшим количеством посетителей, расположенных в удалении от жилых домов/офисов либо в подвальных помещениях зданий.
Платная модель, сторонником которой является наша компания, предполагает, что основные затраты на предоставление услуги WiFi доступа несет провайдер. Задача заведения – продать услугу клиенту за небольшую плату. При этом клиенту гарантируется качество (постоянная пропускная способность), а заведению – дополнительны доход в виде агентского вознаграждения. Что касается жителей близлежащих квартир и работников близлежащих офисов – они тоже могут пользоваться услугой, но уже за плату, принося тем самым доход заведению и провайдеру.
Плюсы для заведения:
- дополнительный доход от клиентов заведения и не только;
- дополнительный сервис гарантированного качества для клиентов;
- затраты на подключение несет провайдер;
- затраты на предоставление услуги несет провайдер;
Минусы для заведения:
- необходимо обучение персонала;
- требуется ввод дополнительной информации при подключении – код доступа, что немного усложняет для клиента процедуру подключения;
Этот вариант вполне подходит любым заведениям, но особенно интересен для сетевых ресторанов и гостиниц, т.к. при правильной организации услуги, клиент можем пользоваться кодом доступа в любом из ресторанов сети. Возможен вариант привязки кода доступа к бонусным картам клиента, различный срок действия кода доступа с необходимостью последующего обновления/перерегистрации и т.д.
Герман Смирнов, начальник отдела по внедрению UMTS в МТС-Украина
Изначально WiFi позиционировался как один из инструментов донесения рекламы, одно из направлений мобильного маркетинга. Но этот рынок у нас не сформировался, отчасти за счет отсутствия регулирования, поэтому большого распространения условно бесплатные хотспоты WiFi и не получили. Еще одной причиной того, что бесплатный WiFi в наших заведениях общепита не получил широкого распространения, является относительно невысокий уровень проникновения интернета в Украине в целом. Можно предположить, что при росте проникновения интернета использование WiFi в HoReCa будет более востребованным.
В Украине образовалась смесь двух бизнес-моделей использования WiFi – платной и условно бесплатной. Такой подход вынуждает операторов использовать независимые коммерческие модели использования услуги – они за свои деньги устанавливают и настраивают сеть, а затем с владельцем заведения просто делится процентом дохода от проданного трафика. Скорее всего, украинский рынок будет постепенно смещаться к платной модели WiFi – когда стоимость услуги, как отдельного продукта, будет либо указана в чеке, либо будет необходимо сделать отдельный платеж за пользование услугой.