Денис Олейников: Говорите по- человечески!

Этой публикацией AIN.UA открывает новую рубрику «Мнение». В ней мы готовы публиковать экспертные мнения специалистов, работающих в Уанете. Слово может получить каждый, кому действительно есть что сказать.

Нравится мне обновленный AIN. И не только статьями или новостями, но и комментариями, которые, как водится, жгут. Эдакий отраслевой korrespondent в миниатюре — на второй странице срач… пардон, комментариев забываешь, о чем, собственно, шла речь в статье. Да оно уже и не важно.

Возьмем, к примеру, материал о CPA. Тема чрезвычайно востребованная, а в нынешних условиях — вдвойне: оборотки не хватает почти всем, дурные предвыборные деньги заканчиваются, а те, кто не перестал рекламироваться, очень тщательно считают эффективность каждой вложенной в рекламу копейки. Многим не до имиджевой рекламы — быть бы живу да с зарплатой. А в этих условиях настоящий, работающий и понятный — последнее слово специально выделю жирным шрифтом — CPA пришелся бы очень кстати.

Здесь бы уважаемым профессионалам-комментаторам отложить в сторону заумные термины «невалидные лиды», «action», «бид» и повернуться не тем местом, что нынче, а лицом, к аудитории, которая держит наготове кошельки и кредитные карточки, и которая в состоянии стать основным заказчиком CPA-кампаний в Украине — я говорю о малом и среднем бизнесе.

У моего приятеля в Одессе есть десяток квартир, которые он сдает в посуточную аренду. Бизнес хлопотный, зато приносит вполне стабильный, хоть и не запредельный, доход. Приятель ведет онлайновый учет доступности квартир — такого-то числа квартира на Дерибасовской занята, а вот на Ришельевской свободна — и доступ к этой базе дает желающим через простенький самописный API. А несколько местных веб-студий написали сайты на русском, английском, французском и даже арабском языках, и успешно продают услуги его квартир-гостиниц по всему миру.

CPA? В чистом виде, ведь рассчитывается с партнерами приятель только по факту оплаченного бронирования или заселения. Пример «из другой реальности»? Дык нет же, недвижимость в Украине, а 80% заказчиков — россияне, где с карточными платежами и общей культурой потребления интернет-услуг еще хуже, чем в нашей стране.

Мелочевка, недостойная высокоценного времени и внимания моих коллег из всевозможных рекламных агентств и креативных бюро? В сезон (май-октябрь) товарищ платит веб-студиям не меньше пяти тысяч долларов комиссионных в месяц, в межсезонье меньше тысячи-двух у.е. тоже почти никогда не получается. За год, таким образом, набегает до 50 тысяч американских президентов. А сколько таких активных квартировладельцев в Украине — десятки, сотни?

Вспомним еще Привозилку — популярный и снова одесский сервис по доставке еды из различных ресторанов города. Между прочим, по цене, указанной в ресторанном меню и с очень умеренной стоимостью подвоза заказов. На чем зарабатывает основной доход Привозилка? Правильно, ей платят рестораны за каждый привлеченный заказ.

На одном из семинаров, проходивших в Москве в рамках RIW-2009, Мария Черницкая, директор компании iContext, одного из заметных игроков на российском рынке агентирования и обслуживания контекстных рекламных кампаний, рассказывала, как 7-8 лет назад над ней смеялись коллеги-медийщики: «Контекст? Сколько у тебя клиентов — три частника с бюджетом по сто долларов?». Прошло немножко времени — и где теперь ваша медийка? Вдохновившись примером контекста, уважаемым коллегам из агентств с трудночитаемыми названиями подумать бы о том, как донести информацию о выгодах CPA до тех клиентов, которым она нужна больше остальных — тех самых пересичных СПДшников и маленьких компаний. Опыт моего квартирного приятеля и одесской Привозилки вполне масштабируем в каждой или почти каждой отрасли малого бизнеса — от такси до установки металлопластиковых окон, от уборки квартир до бухгалтерских услуг.

Но нет — негоже нам, идущим в авангарде технологических достижений человечества, рассуждать о каких-то там окнах или паркетах. Гораздо легче заявить, что «нужно четко понимать, что предлагающее такую услугу агентство не будет работать себе в минус и «зашьет» свои риски в бид СРА. А значит рекламодатель в этом случае переплатит за стоимость экшна относительно CPC«. Или «Поскольку, в большинстве компаний, которые проводит UCT, контролируется показатель ROI, то клиенты довольны априори«. И, попутно померявшись пи… пузами — у кого круче платформа и раньше вышел пресс-релиз — единодушно сойтись во мнении, что во всем виноват заказчик. Дескать, это он не готов, это он ничего не понимает.

Так и не поймет, коллеги — до тех пор пока вы не научитесь говорить о нужных клиентам вещах по-человечески. А мой приятель-арендодатель отнесет свои плюс-минус пятьдесят тысяч долларов в год вчерашним студентам-сайтостроителям, которые наверняка не знают, что такое CPA и ROI, но сумеют объяснить его выгоду на понятном языке: «Мы тебе гостя — ты нам 20% аренды наличными или WebMoney».

И будет абсолютно прав.