Рост пиратства не мешает зарабатывать на лицензионном мультимедиа. Он даже стимулирует развитие новых бизнес-направлений. Примером может послужить интернет-магазин Yakaboo, который в кризис продолжает расширять свою товарную линейку и географию сбыта.
Сейчас он зарабатывает на продаже видео, музыкальных дисков, аудиокниг, компьютерных игр, ПО. По утверждениям руководства Yakaboo, сегодня интернет-магазин является крупнейшим в Украине, специализирующимся на этих товарных категориях. Хотя вначале это был всего лишь сервис по прокату лицензионных DVD.
Аренда “лицензий”
Сдавать диски в аренду учредители предприятия решили в 2003 году, рассказывает соучредитель и генеральный директор компании Иван Богдан. Тогда один из них приехал из США и захотел взять в Киеве видео на прокат. На тот момент такую возможность в городе предоставлял только рынок Петровка. Увидев качество взятых там пиратских фильмов, а затем убедившись в отсутствии какого-либо качественного сервиса в столице, бизнесмен предложил товарищам на этом заработать.
Правда, имени автора этой идеи Богдан почему-то не желает называть. Хотя СМИ указывают на Виталия Бутенко, который вначале и был директором Yakaboo. На создание бизнес-модели компании учредителей вдохновил Netflix – крупнейший в США прокатчик DVD. Компания дает своим клиентам возможность заказывать фильмы на интернет-портале, а доставка заказа и возврат дисков происходит почтой.
От появления идеи до ее реализации прошло около года – официально интернет-прокат открылся в конце 2004-го. Все это время учредители не только регистрировали юрлицо и договаривались с партнерами, но и тщательно прописывали бизнес-процессы предприятия: начиная от работы сайта, логистики и заканчивая обучением курьеров фразам на английском языке.
Правда, бизнесмены столкнулись с тем, что полностью бизнес-модель Netflix применить в Украине невозможно. Слаборазвитая на тот момент логистическая инфраструктура не позволяла гарантировать качество услуги. Поэтому учредителям Yakaboo пришлось создать собственную курьерскую службу.
Они также решили заниматься только лицензионной продукцией, говорит Богдан. По его словам, Yakaboo первым стал предоставлять прокат только лицензионное видео. «Поначалу нас очень удивляло искреннее недоумение поставщиков тому, что мы собирались работать абсолютно легально, – вспоминает он. – Многие компании, занимающиеся распространением «пираткой», предлагали свое партнерство. Но на такое мы принципиально идти отказались, хотя с коммерческой точки зрения это и было очень выгодно».
Отказываясь от нелегальной продукции, компания сознательно отсеивала клиентов, ориентировавшихся на дешевые услуги. Целевой рынок был ограничен сегментом, готовым платить небольшую премию за качество и удобство сервиса, объясняет Богдан. В основном это менеджеры среднего звена и выше, среди клиентов компании было очень много иностранцев.
Выход за рамки
Чтобы постоянно обеспечивать высокий уровень сервиса, компания крайне редко пользуется услугами аутсорсинга. После создания собственной курьерской службы руководство Yakaboo решило создать свой собственный IT департамент и колл-центр. «Когда нам нужно было увеличить функционал сайта, мы пришли к выводу, что аутсорсинг в Украине работает достаточно плохо – никто из сторонних компаний не мог удовлетворит наши требования с точки зрения цена-качество, – говорит Богдан. – А сотрудники собственного колл-центра все-таки лучше знают товар и могут лучше проконсультировать клиента».
Компания с самого начала выстраивала свою бизнес модель с упором на максимальную автоматизацию бизнес-процессов, рассказывает ее гендиректор. Иван Богдан считает это основным конкурентным преимуществом Yakaboo. По его словам, это, с одной стороны, позволяет компании устойчиво держать высокий уровень сервиса. А с другой стороны, она получает эффективную и легко масштабируемую систему, способную обслуживать любое количество заказов с минимальным увеличением граничных затрат.
Ставка на высокое качество обслуживания оправдала себя – клиенты не только рекомендовали сервис друзьям, но и захотели большего. Через год-полтора после открытия в Yakaboo назрела необходимость также продавать видео. И торговля оказалась очень удачным направлением – ежегодно объем продаж увеличивался в два раза. А в 2007 году интернет-магазин стал предлагать диски с другим контентом.
Сейчас в компании работает около 50 сотрудников. Если ранее интернет-магазин арендовал помещение, то сейчас он располагается в собственном. И Yakaboo принимает заказы далеко за пределами Киева. Правда, доставку в другие города она осуществляет уже с помощью аутсорсеров, например, той же «Укрпочты».
По словам гендиректора Yakaboo, умно выбранная стратегия и эффективная масштабируемая система позволили интернет-ритейлору удачно пережить и переживать кризис. Так, не смотря на его сильный удар по объемам интернет-продаж в Украине, компания продолжила набирать обороты и увеличивать долю рынка. Правда, с меньшими темпами, чем в предыдущие годы. «Мы наработали хорошую клиентскую базу, которая в этот период осталась с нами. Кризис действительно отразился на привычках наших клиентах в части сокращения расходов на походы в рестораны в пользу провести вечер дома за экраном плазменного ТВ с хорошим фильмом от Якабу», – объясняет Богдан. В тот же кризисный 2009 год компания открыла новое направление – печатные книги.
Такой ход вполне предсказуем для фирмы, торгующей мультимедиа. Активизация «пиратов», а также рост популярности файлообменников вынуждает подобные компании подстраховываться с помощью других продуктов. И в Yakaboo сейчас рассматривают новые направления, среди которых электроника, мобильная связь, сувениры. «Хотим стать интернет-супермаркетом №1 в Украине», – говорит Богдан.