Итак, я еду на Startup Crash Test 11, чтобы поучаствовать в круглом столе в качестве человека, изрекающего авторитетные мысли про e-бизнес из президиума (или как сейчас называется это место на модных интернет-тусовках). Самое время ответить на вопрос: зачем оно мне надо?
Тщеславие, желание посветить фейсом перед фотообъективами или “расширить и углубить” личный авторитет среди присутствующих? Это точно не про Олейникова – мне куда комфортнее с моего уставленного цветами балкончика в Одессе управлять компанией в столице и достигать личных целей, избегая общения с незнакомыми людьми. Я вообще не очень люблю большие компании…
Консалтинг или чего-то продать стартаперам? Моих деловых интересов на Startup Crash Test 11 не больше, чем в будний день на углу Дерибасовской и Ришельевской – в смысле стартаперы точно так же носят футболки и пьют из чашек, как и неинтернетные люди. А для того, чтобы обсудить со мной какой-то интересный проект, совсем необязательно добиваться личной аудиенции – почту читаю сам, в Скайпе и Гуглталке тоже я.
Привлечь инвестиции, познакомиться с инвесторами? Так “я не продаю, я сама покупаю” (с) группа “Сливки” – моим проектам хватает собственных ресурсов для поступательного развития, а макароны на уши доверчивым инвесторам про “взлет ракетой” к вершинам интернет-бизнеса за полгода (и конечно же, за венчурные бабки) – не по мне, совесть врать не позволяет, да и возраст уже не тот.
Тогда ради чего пилить, пардон за мой французский, 500 километров по раздолбанному автобану “Одесса-Киев”, чтобы потом безвозмездно – то есть ДАРОМ! – провести три часа вместе с интернет-коммьюнити, пренебрегая делами и встречами, коих в течение одного дня пребывания в Киеве нужно сделать и провести в огромном количестве?
Попробую объяснить.
За последние годы я был на нескольких встречах интернет-предпринимателей, кроме того, регулярно читал отчеты о тех мероприятиях, на которых присутствовать не доводилось. На подобных “краштестах”, “баркэмпах” и прочих неконференциях в изобилии можно встретить участников, которые доходчиво объяснят вам отличие веб 2.0. от пылесоса, красочно опишут радужное будущее социальных сетей и расскажут о последних венчурных инвестициях на Западе, в России, а иногда и в Украине.
Надо отдать должное организаторам – они с удовольствием и часто бесплатно пришлют вам инструкции по подготовке Investment Summary, Executive Report и еще каких-нибудь премудрых документов. И, разумеется, на Startup Crash Test 11 придут представители стартапов с прекрасно подготовленными презентациями.
Наконец, я не сомневаюсь, что в пятницу, 26 февраля, я услышу людей, которые представят очередной “мегапроект, не имеющий аналогов в мире”, для успеха которого не хватает всего-навсего жалкого миллиона…
Пусть это прозвучит немного жестоко – но многие из тех, кто представлял собственные проекты на предыдущих тестах-кэмпах, не только не привлекли инвестиции, но даже не смогли толком стартовать с ними.
Почему? Да потому что 90% отечественных старт-аперов до недавнего времени не хотели заниматься БИЗНЕСОМ.
В смысле – получать и тратить деньги они очень даже хотят. Если найдется дурак… пардон, венчурный инвестор. Но делать бизнес – это так НЕИНТЕРЕСНО! Это скучно и совсем не так захватывающе, как придумать какую-то интернетную фишечку, которая вот может делать то и то, а еще вот то, и в социальных сетях тоже, и через p2p-сети…
Кто заплатит за эту услугу? Сопоставима ли выручка, которую генерирует проект, с затратами на его разработку, поддержку и развитие? Когда проект станет самоокупаемым и начнет приносить возврат на инвестиции? Как правило, ответы на эти вопросы в презентациях героев “краштестов” и “баркэмпов” отсутствуют, либо размытыми формулировками вынесены на последнюю страницу. В конце концов, всегда есть шанс, что именно нас купит Гугл – как “лаки панч” у боксера.
До недавнего времени, приходя на встречи интернет-предпринимателей, я видел людей у которых в глазах не “бизнес-модель”, “операции” и “развитие”, а “инвестиции”, “много” и “куплю себе МакБук и крутой мотоцикл”. А с такими сложно реализовать какие-то интересные проекты, поскольку они хотят получать, а не зарабатывать – при этом не отягощая себя бременем ответственности.
Изменилось ли что-то сегодня? Стало ли больше среди старт-аперов людей, которые понимают, сознательно или нет, что для начинающего интернет-проекта инвестиции – это скорее зло, чем благо, и отправляются на мероприятие за другими вещами – опытом, контактами, новыми идеями?
Поиск ответов на эти вопросы как раз и заставляет меня покинуть любимый балкончик и отправиться в столицу. Приходите на Startup Crash Test 11 – попытаемся разобраться вместе.