Компании готовы платить за возможность знать отношение интернет-пользователей к тем или иным явлениям. Выбирать приходится из немногих сервисов.
Чтобы узнать, как интернет-аудитория реагирует на бренд, продукты или события, можно воспользоваться такими бесплатными сервисами, как, например, Яндекс или Google Alerts. Однако полноты найденной ими информации крупным компаниям не хватает, к тому же ее необходимо еще анализировать. Поэтому коммерческие организации, желающие держать руку на пульсе интернета, готовы платить за более тщательный интернет-мониторинг и аналитику.
Как правило, это те компании, успех которых на рынке зависит от имиджа: финаниситы, фармацевты, крупные производители IT-товаров и услуг. Помимо них, за осведомленность о настроениях в интернете готовы платить и политики, особенно во время избирательных кампаний.
Пока украинскому рынку услуги интернет-мониторинга готовы предложить несколько компаний. АИН представляет самые активные и влиятельные из них.
InfoStream
Традиционно влиятельным игроком на рынке интернет-мониторинга считают InfoStream. Компания давно мониторит Уанет, сейчас в ее базе около 4 тыс. веб-ресурсов, базы данных системы пополняются каждые 15 минут. Причем, все полученные данные InfoStream архивирует, предлагая клиентам получить информацию с 1999 года.
Для клиентов InfoStream предлагает онлайн-доступ к своей системе. В ней можно найти новости на заданную тему за последние полгода. При этом компания предлагает возможность группирования и аналитического представления найденной информации. Максимальный пакет услуг (доступ до 1,5 тыс. документов в месяц и ретроспектива до полугода) стоит 660 грн./мес.
Другая услуга InfoStream – рассылка на электронную почту результатов поиска по тематическому запросу (пресс-клиппинг). Она может производиться в режиме реального времени – по мере появления необходимых сообщений. Максимальный пакет такой услуги (5 тыс. документов) также стоит от 660 грн./мес. За каждую дополнительную тысячу документов придется доплатить 60 грн.
Помимо такого набора услуг InfoStream предлагает и аналитические отчеты, стоимость которых зависит от полноты и периодичности.
Правда, все вышеописанное касается интернет-СМИ. Над социальными медиа компания только начинает работу. По словам представителей InfoStream, бета-версия такого сервиса уже существует, правда объем найденной им информации небольшой.
WEB-Observer
Информационно-мониторинговую систему под таким названием продает компания Finport Technologies. У WEB-Observer свой поисковый механизм, с помощью которого она также исследует определенное количество интернет-источников и структурирует информацию в зависимости от настройки рубрикаций (география, отрасль рынка, упоминание конкурентов и т.д.). Правда, в системе необходимо настроить и морфологические фильтры, которые позволят отсеивать лишние результаты поиска.
Впрочем, настройку для клиента «под ключ» компания сделает сама. Она же проводит инструктаж пользования системой. Ведь WEB-Observer – это ПО, которое компания продает заказчикам. Стоимость внедрения системы с настройкой и обучением работы с ней составляет 300 тыс. грн. В «базовой комплектации» WEB-Observer идет около 500 интернет-источников, остальные клиент добавляет сам. Чтобы не платить сразу такую сумму, а воспользоваться арендой системы клиент может у другой компании – УНИАН.
УНИАН-Монитор
Это совместный проект Finport Technologies и информагентства УНИАН. С его помощью клиенты могут получать информацию из обширного, но все же ограниченного количества интернет-ресурсов – в нем нет блогов и форумов.
В итоге клиент может видеть публикации, в которых упоминается объект мониторинга, получать персональный поток новостей на нужную тему. Система также позволяет делать статистические отчеты по частоте упоминания объекта, а также тональность публикаций. Чтобы разобраться в настройках и управлении сервисом, на сайте выложена инструкция пользования.
К системе УНИАН-Монитор предоставляет онлайн-доступ. Результаты поиска могут предоставляться рассылкой на электронную почту.
Стоимость максимального пакета (все темы, просмотр публикаций за все время, до 15 подборок рассылок и статистическая информация по 15 запросам, рассылка до одного раза в два часа) составляет 1590 грн. (доступ до пяти пользователей, за каждого дополнительного – 240 грн.).
YouScan
Этот сервис специализируется на мониторинге социальных медиа. К ним YouScan относят интернет-ресурсы, в которых пользователи имеют возможность общаться друг с другом или хотя бы контент можно комментировать (сейчас такую возможность предоставляет подавляющее большинство онлайн-СМИ). Недавно к ним добавлен YouTube.
Преимуществом данного сервиса является удобный интерфейс и возможность видеть результаты мониторинга в режиме real-time в виде инфографики. Каким образом система YouScan собирает информацию, в компании не говорят, но утверждают, что это больше того объема, который покрывают поисковики Google и Яндекс. Упоминания объекта система ищет в Рунете и Уанете.
Поисковые запросы настраиваются с помощью логических операторов и объединяются в общие «темы»-папки. Нерелевантные источники можно исключить из результатов поиска, а вот добавить получится лишь сайты с rss-трансляцией.
Помимо онлайн-доступа, YouScan предоставляет данные электронной почтой, посредством которой отправляет различные статистические отчеты (например, количество и динамика упоминаний).
Стоимость сервиса составляет от $49 до $599 в месяц. В самом дорогом пакете клиент получает возможность мониторить до 40 тем, доступ 20 пользователям, а также выделенного менеджера. Он поможет не только с правильным подбором ключевых слов, но и сможет проконсультировать по остальным вопросам, например, анализу мониторинга. Правда, тональность публикаций YouScan в автоматическом режиме не выставляет. Такую услугу необходимо заказывать за отдельную плату.
Monitorix
В компании с этим именем заявляют, что ее поисковый механизм сканирует все известные интернет-ресурсы, в том числе и иностранные. При этом система Monitorix самообучающаяся.
Недостатком Monitorix является не самый удобный интерфейс. Клиенту трудно самостоятельно настраивать систему, поэтому команде компании приходится делать ее «подгонку» под заказчика индивидуально.
Клиенты могут получать результаты исследования в виде пресс-клиппинга (подборка публикаций с упоминаниями объекта) в real-time режиме, а также аналитические данные, благодаря которым можно оценить динамику упоминаний.
Причем, Monitorix пытается определять тональность публикаций (по словам руководителя компании Вячеслава Тихонова, до 70% негативных упоминаний система устанавливает корректно), а также контекст упоминания. Правда, для этого систему приходится периодически «дообучать вручную».
Ежемесячная стоимость услуг Monitorix колеблется от $100 до $10000 в зависимости от объема работ. В самом дорогом пакете компания предоставляет неограниченный выбор ключевых слов и объектов, а также доступ к архиву документов (сервис включает и ретроспективу). Правда, эти цены относятся к мониторингу всего интернета, подчеркивают в компании и указывают на то, что стоимость определяется индивидуально исходя из потребностей заказчика.
В ожидании новых конкурентов
Увы, не все из представленных компаний предлагают мониторинг социальных медиа. Впрочем, помимо Monitorix и YouScan сканировать блоги и форумы намереваются InfoStream и УНИАН-Монитор.
Многие популярные социальные сети вроде «Одноклассников» и «ВКонтакте» пока остаются закрытыми для поиска. Впрочем, в ближайшее время они откроются, уверен директор по развитию бизнеса YouScan Дмитрий Попов. «Для них это будет очередным важным драйвером роста посещаемости за счет релевантного и оперативного поиска», – объясняет он.
На данный момент рынок интернет-моторинга находится в зачаточном состоянии, соглашаются эксперты и представители самих агентств, поэтому в скором времени возможно появление новых игроков.
Опрошенные АИН представители компаний-потенциальных заказчиков сетуют на то, что услуги перечисленных интернет-мониторинговых агентств далеки от идеальных. В первую очередь, из-за неполноты технического покрытия: часто в интернете происходит такое, что поисковые механизмы агентств не видят. По словам Попова, в его компании эту проблему уже решили, и теперь от заказчиков нареканий нет. «Уже пару месяцев мы почти не слышали таких жалоб», – говорит он.
Директор Monitorix Вячеслав Тихонов объясняет проблемы с недостаточной полнотой мониторинга техническими особенностями Уанета. «Часто возникают проблемы со связью, или новость ставят в архив раньше, чем ее успевает увидеть наш робот», – говорит он. По его словам, полнота информации зависит и от того, насколько правильно будут подобраны параметры поиска, ключевые слова.
Другие нарекания потенциальных заказчиков касаются того, что «интернет-мониторщики» не предоставляют готового комплексного решения их задач. Например, за всеми предоставляемыми данными (даже с визуализированной аналитикой) невозможно увидеть общей картины происходящего, что позволяет оперативно отреагировать на возникающие проблемы. В первую очередь, есть много лишней информации, которую приходится отсеивать уже в офисе заказчика.
Также не решен вопрос с определением тональности публикаций, а заказчикам необходимо видеть, как отзываются о них и их продуктах. В основном мониторинговые агентства устанавливают ее вручную, что резко повышает стоимость услуг. Даже самообучающаяся система Monitorix, по словам Тихонова, часто неспособна различить иронию и сарказм. Хотя в InfoStream заверяют, что могут автоматически определять тональность публикаций.
Релевантность поиска зависит и от определения контекста, в котором употребляется искомые слова. Например, украинской сотовой компании по слову Beeline необходимо отсеять результаты, в которых этот бренд упоминается во всех странах его присутствия вплоть до Вьетнама. То же касается, например, слова «связь», по которому заказчику могут прийти сообщения о «внебрачной связи» или «связь с космосом». Зачастую неудовлетворенность заказчиков результатами поиска агентства объясняют неумением правильно подбирать ключевые словам и пользоваться логическими операторами. Для решения подобных вопросов компании помогают своим заказчикам, консультируя их или даже заставляя пройти небольшой тренинг перед допуском в систему (так делает YouScan).
Многие игроки рынка признают свои недостатки и выражают готовность к совершенствованию. Например, Monitorix собрается улучшать свой интерфейс и давать возможность клиентам самостоятельно работать с системой.
Все же рынок с нетерпением ждет появления новых игроков вроде российской «Медиалогии» или американской Radian6. К тому времени существующие на рынке компании будут вынуждены либо подтянуться к их уровню, либо довольствоваться небольшими нишами. Пока же потенциальные заказчики продолжают совершенствовать свои навыки в пользовании бесплатных сервисов.