Одна голова хорошо, а четыре – лучше. Будь я мутант, я бы прослушал все четыре потока айФорума, который прошел 1 апреля 2010 в МВЦ. Конференция IForum была рассчитана на 2000 посетителей, с учетом докладчиков, организаторов и полного аншлага всего было до 3000 человек. Участники употребили 200 Gb интернет-траффика, а стоимость использованного оборудования превысила 200 000 долларов. Лично я прослушал от первой до последней секунды поток “WEB 2.0” и сделал более 300 фотографий. Поэтому именно об этом потоке – мой отчет.

По результатам он-лайн голосования “WEB 2.0” был самым непопулярным. Из этого я делаю вывод, что не так много людей хотят знать, как строить завтрашний интернет. Большинство все же предпочитают доить деньги из интернет-проектов сегодня и мало думают о тенденциях будущего и о трендах. А напрасно! Первая часть докладов была посвящена трендам.

Достаточно общим мнением является прогноз о том, что в ближайшие несколько лет компьютеры утратят свое главенствующее положение как основные устройства для потребления трафика. Их вытесняют медиа-плееры, которые умеют качать торренты и подключаться к YouTube, телевизоры с полноценными браузерами и, в первую очередь, – мобильные телефоны.

О браузере Opera Mobile и о характерных чертах потребления мобильного интернет-трафика рассказывал Владимир Исаев (Opera):Мобильный Интернет в Украине: кто, как и зачем ходит в Сеть с мобильного телефона.” Хорошая новость для веб-разработчиков: не сайтостроители должны делать мобильные версии под устаревшие технологии типа WAP, разработчики операционных систем для телефонов и браузеров для мобильных устройств позаботятся о том, чтобы пользователи на экранах телефонов видели весь интернет и могли пользоваться им полноценно – вне зависимости от веб-технологий, которые используют разработчики сайтов.

Мысли об интересном мобильном контенте продолжил Александр Середа (Яндекс): “Найдите больше отличий. Почему мобильные сервисы надо делать другими.” Больше всего было сказано слов о популярнейшем сервисе “Яндекс-пробки”, контент которого генерируется пользователями этого сервиса, демонстрируя принцип WEB 2.0 в чистом виде. Причем генерируется пользователями мобильных устройств!

Затем аудиторию порвал Алексей Костарев (создатель I-Jet), начавший лекцию словами: “Онлайн-игры – как подростковый секс. Многие разработчики черезчур сильно озабочены, все хотят попробовать, не все могут, а те кому удается – получают совсем не то, о чем мечтали”. Человека, который заработал 20 миллионов долларов на игре “Веселый Фермер” слушали буквально с открытыми ртами.

Окончательно разложил ситуацию с онлайн-играми Тарас Тарасов (Game Industry Consulting). Его доклад “От казуальных игр к социальным платформам” построил действительно исчерпывающую картинку новой схемы монетизации своего присутствия в интернете –  через онлайн игры.

Аншлаг на потоке WEB 2.0 конференции интернет-деятелей iForum собрал Денис Олейников (Prostoprint), гуру интернет-маркетинга, создатель сервиса Imena.UA, владелец магазина Futbolka.Ua запустивший уникальный по популярности сервис для зарабатывания в партнерской программе по продаже сувениров, футболок и другой печатной продукции. Квинтэссенцией его выступления я считаю заявление “Я ни копейки не плачу ни сео-оптимизаторам, ни за контекстную рекламу – ни за клики, ни за показы, ни за позиции. Я плачу за продажи своим партнерам и призываю вас всех делать то же самое.” Человеку, который читает лекцию “Продвижение проекта силами аудитории” и собрал армию дилеров в 12 000 сайтов партнеров лично я верю безоговорочно. Кстати, Денис озвучил еще одну интересную статистику: из 100 партнеров реальные продажи делает только 10 дилеров.

После Олейникова в бой пошла пехота: ряд специалистов в узких областях, интересные меньшей аудитории. Перечисли всех: 13:00 Юрий Синодов (Roem.ru) “Что ищет пользователь Web 2.0 ресурсов” 13:30 Евгений Курт (Ucoz) “Коммуникация с пользователями в эпоху web 2.0” 14:00 Дмитрий Попов (YouScan) “Отслеживание репутации в онлайне” 14:30 Алевтина Шаповалова (Vega), Надежда Лубнина (Life) “Оправдались ли ожидания “больших” компаний от корпоративных блогов”

Лично меня поразило существование специального инструмента для отслеживания “репутации в онлайне” – инструмент, сканирующи миллионы блогов и форумов, пробивающийся в социальные сети… О вас пишут плохо или хорошо? Можете узнать об этом первым. Сервис YouScan ухитряется давать статистику, которую ни Яндекс, ни Google дать не хотят или не могут.

Далее состоялся крайне унылый круглый стол «Чужой контент» – цивилизованный копипаст в Украине». Присутствовали люди с газетной закалкой из «Фокус», «Коммерсант», «Украинская правда», “Лига”, “Сегодня”, “Униан”, “Главред”, “Дело”. Общая позиция такова: “мы все очень сильно не хотим, чтобы наш хороший дорогой контент нехорошие интернет-пользователи растаскивали на цитаты, но не знаем как с этим бороться.” По моему мнению, эти ребята разорятся в самое ближайшее время, если не перестанут бороться с читателями и не научатся зарабатывать на цитировании своих материалов.

В третьей секции темы были такие: 16:00 Александр Сторожук (B2Blogger) От блога к полноценному электронному бизнесу 16:30 Дмитрий Дубина (Klumba) Опыт успешной монетизации небольшого проекта 17:00 Кристина Чайковская (LiqPay) Простые e-commerce инструменты для работы c клиентом: от коммуникации до платежа.

С удовольствием послушал B2Blogger-а, он своим консалтингом давно известен, приятно было пообщаться лично. Звезда банковского дела в интернетах, без которой не обходится ни одно серьезное событие Кристина Чайковская рассказала, насколько просто принимать платежи от пользователей в наши дни и насколько быстро эти инструменты развиваются.

Самым душевным выступлением, пожалуй, была лекция ребят из Клумбы. Клумба – удивительный проект, его породила семейная пара, написав несколько обзоров о колясках. Сегодня это настоящий портал для родителей, который продолжает генерировать контент уже по большей части силами пользователей. Без прямых продаж, только продавая места в табличках “Где купить” эта симпатичная пара достигла ежемесячного оборота в 40 000 гривен, которые практически до последней копейки реинвестируют в свой бизнес.

Закончился поток вторым круглым столом “Партнерские программы как дополнительный заработок. Финансовые аспекты партнерства”. Участники: ProstoPrint, UFL, Alawar. Действительно, сегодня не нужно изобретать велосипеды, торговать порно-ссылками или тусоваться на многочисленных спаммерских сео-биржах. Есть вполне цивилизованные партнерские программы, с полным сервисом и прозрачные в плане налоговых отношений. И с отличной кармой – совесть будет чиста.

Розыгрыш ноутбука Dell от малоизвестного провайдера был похож на “Поле Чудес” – из Александра Ольшанского получился прекрасный ведущий, а выигравший ноут парикмахер оказался прирожденным актером, шоу удалось.

На автепати в ресторане явно было больше людей, чем планировалось. Общее настроение я бы охарактеризовал двумя фразами: “Йопт, как я устал…” и “Блин, как круто!!!”

Serg Dorohoff, special 4 AIN