Среди отзывов о моем докладе на IForum`е – главным образом, позитивных, ну как же себе не польстить – довелось прочитать и такой: “Презентация Олейникова не понравилась – никакой конкретики, одна философия какая-то”.

Вот о них, диалектически родимых – философии и конкретике – мы сегодня и поговорим.

Почти на каждой оффлайновой тусовке интернетчиков, в которой форматом предусмотрены доклады и презентации, выступления представителей систем контекстной рекламы “Яндекс.Директ”, “Google Adwords”, “Бегун” проходят при полном аншлаге. Не меньшей популярностью пользуются и маститые SEO-шники, которые, потрясая бубном, нам расскажут, почем стоит вывести из попы в топы. Оно и понятно – словосочетание “дешевый целевой трафик” действует на некоторых интернет-маркетологов похлеще, чем плошка валерьянки на мое жутко породистое котэ.

Семинары по контекстной рекламе изобилуют прикладными рецептами. То, что 100% (а подчас и 200%) этой конкретики можно найти в документации по использованию контекстных систем – факт, но… повторенье мать ученья, да и живое общение с людьми из “Яндекса” или “Бегуна” не повредит. У сеошников конкретики меньше, методологию полностью мало кто разглашает (да и понимает тоже), но здесь можно прикоснуться к шаманскому таинству, поэтому пипл с удовольствим хавает SEO-гуру.

Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: чего стОит конкретика интернет-маркетинга без философии?

Кто у нас в Уанете самый упоминаемый и узнаваемый в сфере продаж потребительской электроники и цифровой техники? Правильно, Чечёткин с Rozetka.ua. Спросите обычных людей, ту самую массовую аудиторию, которая делает покупки и платит нам, владельцам электронных бизнесов, деньги – думаю, она подтвердит мои предположения по лидерству Розетки среди интернет-магазинов данной товарной группы.

Следующий вопрос: а что особо выдающегося сделала Розетка для столь глубокого проникновения в умы, сердца и кошельки наших сограждан? Мой вариант ответа – да ничего экстраординарного, просто эти ребята были одними из первых в украинской интернет-коммерции, кто осознал бОльшую выгоду от продвижения бренда “крупнейшего и самого надежного интернет-магазина потребительской электроники” в сознание людей, чем от вбухивания бюджетов в контекст, SEO и прайс-аггрегаторы. Сейчас путем Розетки пошел sokol.ua – и, как мне кажется, небезуспешно.

Поисковый и “аггрегаторный” трафик – да, дешевый, да, целевой. Но кого он приводит в ваш магазин или сервис – людей, которые вас не знают, вам не доверяют и немедленно променяют вас на любого другого, кто предложит ноутбук или телефон на 5 баксов дешевле?

В этой связи с удовольствием и дословно процитирую пост с популярного российского форума об электронной коммерции. В нем говорится о “Яндекс.Маркете” – в данном случае ничего личного, из песни слов не выкинешь, то же самое имхо можно сказать о PRICE.UA или shop.bigmir.net:

А я Вам вот что скажу. Маркетовская аудитория – гаденькая. Это в основном price-сикеры которые будут давиться за последнюю копейку и тем самым ужесточать ценовые войны. Далее, чуть что не так – гаденький отзыв. Причем, по всяким мелочам. Водитель чуть опоздал. Отказались доп.услуги оказывать, которых не оказываем…ну и т.д. Специфическая аудитория. Прибыли мало, г… много.”

Была когда-то такая шутка в КВНе: “Что такое группа “Лицей”? Это Настя Макаревич и две любые тёлки”. Вот у нас в отечественном e-бизнесе происходит примерно то же самое: украинская интернет-коммерция – это Розетка, Футболка, еще пяток-другой имен… и сотни безликих, безымянных, одинаковых интернет-магазинов. Которые тихо открываются, тихо продают и тихо умирают.

Потому что на семинары по конкретике у нас всегда очереди. А построение бренда интернет-магазина или сервиса, формирование лояльности покупателей, эмоциональное вовлечение аудитории в создание и развитие проекта… Да ну её, эту философию.