27 – 29 апреля в Амстердаме прошла конференция The Next Web 2010 (TNW). Это одно из самых крупных событий в Европе, посвященных Интернету и инновациям в онлайн пространстве. Конференция собирает докладчиков и предпринимателей поделиться своим мнением о настоящем и будущем интернет-индустрии. В этом году она проходила в пятый раз и собрала около 1200 участников, среди которых стартапы, инноваторы, инвесторы, журналисты, блоггеры и предприниматели.

The Next Web существенно отличается от конференций, которые мы привыкли видеть в Украине или в России. И дело не в уровне организации и бюджетах, а скорее в тематике докладов и обсуждений. Почерпнуть конкретный опыт лидеров рынка или узнать последние данные исследований Интернета на TNW не удастся. Доклады также не несут конкретной практической ценности, а скорее очерчивают тенденции и идеи, которые формируют индустрию.

В целом такая конференция ценна и интересна нетворкингом и общением с людьми, чей бизнес развивается в Интернете. А также возможностью понять, что будет доминировать на рынке в следующем году, какие тенденции преобладают и каково будущее веба. Ведь представление будущего и дает нам понимание возможностей настоящего.

Постараюсь выделить наиболее важные идеи и тенденции, которые прозвучали на The Next Web 2010.

Мобильные и гео-социальные сервисы — тренды этого года

Первый день конференции проходил в формате Pecha Kucha (короткие презентации – 20 слайдов по 20 секунд на каждый) и был посвящен двум основным трендам этого года мобильным и LBS-сервисам.

В мобильном сегменте наблюдается рост электронной коммерции, который будет увеличиваться на 9-15% ежегодно, а финансовые операции, проводимые при помощи мобильного телефона, как ожидается, достигнут $600 млрд к 2011 году. Как отмечает Jacob Aqraou, CEO eBay Classifieds Group, мобильное направление eBay является самым быстро растущим бизнесом и в 2010 году только за счет мобильных платформ, компания ожидает роста продаж до $1,5 млрд.

Вполне реальная перспектива, по крайней мере для Нидерландов, это платежи с мобильного телефона. Популярная локальная социальная сеть Hyves, которой пользуются около 60% жителей, внедряет социальные платежи — систему расчетов между пользователями сети, которая в партнерстве с банками и точками продаж позволит пользователям совершать покупки при помощи мобильного телефона.

Основные платформы, которые рассматривают сегодня компании для своих приложений это iPhone/iPad, Android и Blackberry.
В рамках мобильной секции был также представлен iPhone гид для The Next Web 2010, разработанный украинской компанией Stanfy. За время проведения конференции приложением воспользовались около 800 участников, что красноречиво свидетельствует о лидерстве iPhone, по крайней мере в Интернет кругах.

Реальностью сегодняшнего Интернета является огромное количество контента, которое генерируется пользователями социальных сетей ежеминутно и большая часть которого по сути является мусором —объем контента растет, а его ценность уменьшается. Контент теряет свое первостепенное значение и важным становится его контекст — расположение информации в пространстве и времени.

И сегодня реальный потенциал бизнеса в Интернете — это предоставление пользователям информации в нужное время и в нужном месте, причем ценность таких данных уменьшается по мере удаления от пользователя. Как отметил Joe Stamp, технический директор SimpleGeo, хороший коммерческий потенциал имеют виртуальные игры в гео-индексированном пространстве, где люди смогут взаимодействовать с виртуальными объектами в реальном мире.

Что об Интернете думает его создатель?

Основную часть конференции во второй день, открыл один из создателей Интернета, Robert Cailliau. Что интересно, он не пользуется мобильным телефоном, не любит социальные сети, не интересуется играми и онлайн сервисами. Отец Интернета достаточно резко выразился о текущем состоянии интернет браузеров и подчеркнул, что только Safari и Firefox соответствуют существующим стандартам.

Относительно социальных сетей он отметил необходимость создания законодательной базы, защищающей данные пользователей и обеспечивающей их приватность, ведь сейчас во многих сетях даже не существует механизма полностью удалить все свои данные.

Будущее интернет-приложений

О будущем интернет-приложений рассказал технический директор Amazon, Verner Vogles. Он считает, что современные веб-приложения должны создаваться на базе облачных вычислений и использовать инфраструктуру уже существующих сервисов. Он перечислил ряд особенностей и существующих стартапов, которые в ближайшие пять лет повлияют на сферу разработки интернет-приложений.

В будущем все приложения должны включать в себя базовый набор функциональных возможностей: мультимедиа, кросс-платформенность, гео-привязку, пользовательский контент, рекоммендации, виртуальные товары и интеграцию с социальными сервисами и рекламой. Постепенно формируется ряд сервисов, которые могут служить компонентами в создании революционных приложений будущего. Werner выделил некоторые из них: Drop.io (общий доступ к файлам), Panda (система безопасности), SimpleGeo (местонахождение), Animoto (видео) , Twilio (VoIP), Amazon Mechanical Turk  (crowdsource), Social Gold (виртуальная валюта), Charify (платежи), OpenX (реклама), 80Legs и GitHub (разработка).

Социальные сети — индивидуальность или копирование?

Интересными было выступление Mark Earls, автора книги «Стадо: как изменить массовое поведение, используя нашу истинную природу». Он считает, что большинство маркетинговых усилий проваливаются из-за неверного понимания сущности человека — «Человеческие существа не индивидуальности и не принимают решения самостоятельно. Люди это стадные животные, поведение которых зависит от других людей».

Наш разум принципиально создан, что бы быть социальным. Мы инстинктивно оущущаем опасность от поведения других людей, с момента нашего рождения и до смерти наша жизнь связана с другими людьми и самым большой пыткой для человека является изоляция. Копирование, а не оригинальность — доминирующая черта в поведении человека и, к примеру, в некоторых странах запрещены опросы общественного мнения до выборов именно из-за огромного влияния, которое они оказывают на принятие решений.

Мы не можем контролировать толпу, мы должны идти вместе с ней. Проводя параллели с парусным спортом, Earls заявил, что все мы должны научиться ориентироваться в потоке и импульс в толпе нельзя предвидеть или создать, его можно только использовать. Правильное понимание психологии личности  и толпы может помочь более реалистично ставить цели и добиваться результатов в работе с социальными медиа.

Mobilology — новая социология

В заключение хочу упомянуть доклад Flore Brizel, которая занимается исследованием влияния мобильных телефонов и Интернета на поведение людей, культуру, образование и экономику. Она уверена, что необходимо существование отдельной академической дисциплины Mobilology, которая будет изучать не технологический, а социальный аспект влияния мобильных телефонов на общество. Ее исследования призваны расскрыть, как меняется мир и психология людей под влиянием мобильных технологий. Пока что эта теория только в разработке.

Cтартапы, которые определят Next Web

Отдельной большой частью конференции прошел конкурс стратапов “Paypal X Startup Rally”. В этом году из 245 поданных заявок, после отбора жури в финал вышло 25 стартапов (http://thenextweb.com/conference/startups/), которые боролись за победу в 5 основных номинациях. Основной вопрос, который интересовал жури во время презентации — «Какая у вас бизнес модель?».
В результате голосования жури список победителей выглядит так:

  • B2B — Distimo, инструмент аналитики для разработчиков мобильных приложений.
  • B2C — музыкальный сервис 22Tracks
  • Мобильное приложение — DoubleDutch, локальный сервис с возможность каждому создать для себя iPhone LBS-приложение.
  • Бизнес модель — Pecho, принт-сервис, чем-то схожий на отечественный Prostoprint
  • Самая яркая презентация — Rapportive, плагин для Chrome и Firefox, который в удобном виджете в вашей Gmail почте показывает информацию о ваших собеседниках, собранную в социальных сетях.

Победителем Paypal X Startup Rally был выбран локальный сервис Next2News — платформа для контекстной рекламы, ориентированная на местных рекламодателей.
Из тех стартапов, которые запомнились, я бы выделила:

  • Rapportive — безусловно полезный сервис, который позволит без траты времени на поиск узнавать информацию о тех, с кем вы переписываетесь.
  • Сервис для распространения социальных пресс-релизов PressDoc с удобным интерфейсом и возможностью размещать мультимедийный контент.
  • Российский стартап Ecwid, позволяющий за 5 минут превратить ваш сайт в интернет-магазин.
  • Prey — незаметное приложение, позволяющее отследить местоположение вашего ноутубка, если он вдруг будет украден.

Так в чем же будущее Интернета?

В целом основным трендом, куда неуклонно тянет большинство стартапов и куда в ближайший год  будет двигаться индустрия можно назвать гео-социальные сервисы с их чекинами и возможностью предоставлять контекстную информацию пользователю, а также сервисы по систематизации и управлению информационными потоками из различных социальных сетей.

Рост популярности социальных сетей приводит к тому, что информации становится больше, чем мы можем потребить и новые веб-сервисы будут пытаться нам в этом помочь. На The Next Web 2010 первыми очертили эту тенденцию Microsoft, представив новую концепцию Live Messenger с расширенной поддержкой социальных сетей. Кроме того на самом Startup Rally было представлено 5 стартапов с похожей идеей, которые кроме предоставления одной точки доступа для всех социальных аккаунтов готовы брать на себя принятие решения о важности той или иной информации.

Также бесспорным трендом по-прежнему остаются мобильные приложения с фокусом на iPhone и Android платформы и облачные вычисления, как основа для создания веб-приложений будущего.

Анна Юрченко, компания Stanfy, специально для AIN из Амстердама