Одно из самых ожидаемых интернет-мероприятий в нашей стране «Интернет-Маркетинг в Украине» в этом году вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Полупустые залы, доклады, основная цель которых пропиарить компанию докладчика. Искренне непонимание и удивление на лицах интернет-тусовки это то, что характеризует первый день конференции.
Естественно есть удовлетворенные контентом люди и действительно толковые доклады, но их, в отличие от прошлых лет, совсем не большинство. Что стало причиной? Обилие мероприятий по тематике, общий кризис в экономике, весьма высокая стоимость участия (около 2500 грн)? По всей видимости, наложилось все. Но главное, что удивляет – некоторые доклады.
Нет, они любопытные, временами интересные, в них хорошо рассказывают про возможности компаний, их успехи. Только вот разве место для такого PR на профессиональном мероприятии? Формат отлично подходит для презентации компании, на которую приглашают потенциальных партнеров и демонстрируют все возможности. Обильно подливая коньяк, забывая упомянуть про эффективность и подводные камни.
Удивительно, но точно также на профессиональном мероприятии, посвященном маркетингу, почему-то совершенно не говорили о проблемах. После прослушивания некоторых презентаций пытаешься понять как снять эти розовые очки – так вокруг все хорошо и море возможностей.
Только денег у нас мало, инвесторы к нам не идут, проекты слабо развиваются, кейсов нет, клиенты козлы, а так все замечательно.
Ни проблем
Самое интересное, что деревней, по которой чуть ли не медведи ходят, нас воспринимают не только где-то далеко, а даже в России. По всей видимости очень смешной выглядела шутка представителя московского агентства GRAPE когда узнав, что у нас нет Ikea, тот спросил пользуются ли украинцы Одноклассниками и Вконтакте. Шутка года, несомненно.
Только вот совершенно не смешно воспринимается тот факт, что на мероприятии стоимостью 2500 грн он в течении 50 минут демонстрировал прекрасные ролики с YouTube и различные международные кейсы digital-маркетинга. Приложение для iPhone в котором можно растянуть пальцами цифровую пиццу и выбрать таким образом ее размер – это, по всей видимости, то, что волнует сегодня маркетологов в Украине. Пришедших, замечу, на доклад с темой «Обзор рынка».
При этом вопросы эффективности, почему-то, не то, что были отодвинуты на второй план, они попросту были упущены. Как необходимо ее измерять, каким образом убеждать заказчика, что определенное решение эффективно – этому, по мнению Grape, не место на ИМУ. Когда же я таки задал этот вопрос – вместо толкового ответа мне сообщили, что точных инструментов метрики нет и приходится довольствоваться числом подписчиков группы вКонтакте и показывать заказчику стоимость контакта.
Аналогично про контекстную и медийную рекламу. Прозвучало множество интересной информации, но опять же – про проблемы ни слова. А не на этом ли рынке каждый пятый клик является мошенническим? Не тут ли клиенты временами специально занижают эффективности рекламных кампаний конкурентов, а площадки и провайдеры смотрят на это с закрытыми глазами, поскольку деньги то все равно капают. Цель достигнута. Краткосрочная.
Только вот про долгосрочную опять забываем. Постоянно введутся разговоры о том, что рынок нужно образовывать, приводить сюда новых рекламодателей. Только когда доходит до дела – тишина. Николай Шестаков, эккаунт директор Яндекса, честно сказал, что 15-20% кликов в Яндекс.Директ они не засчитывают, поскольку считают их фродовыми либо просто подозрительными. А сколько не засчитывают? Сколько проходит незаметно? Почему бы не поговорить на профессиональной конференции о маркетинге именно об этом. О повышении эффективности. Только эффективность это завтра, а вот PR – сегодня.
Ни денег
Опять же удивительно, но на «рынке» объемом 20 млн долларов в год (экспертные оценки по затратам на медийную и контекстную рекламу) всех меньше всего волнует вопрос заработка денег.
У нас все богатые и успешные. Не то, что на Западе. Где на любой конференции главный вопрос уже долгое время – где деньги. Мы же постоянно ходим вокруг да около, говорим о чем угодно, только не о заработке. Что в бизнес-сообществе как-то ну совершенно абсурдно.
Специалисты отлично знают как потратить деньги, более того – как красиво потратить. Но на этом их способности ограничиваются. Если нет – почему тогда не говорим об этом?
Некоторые честно сообщают, что на таком маленьком рынке делиться эффективными рецептами с конкурентами совершенно нецелесообразно. И это, замечу, логичный, достойный и, главное, честный ответ.
Только в таком случае давайте все дружно согласимся, что играем в какой-то спектакль и задумаемся не поставить ли в нем точку.
Ни рынка
Резюмируя констатацию столь грустных фактов, становится отчетливо понятно, что дело совершенно не в конференции ИМУ. Она лишь отражение рынка и ее организаторы делают, не смотря на трудности, все же непростое и полезное дело, за что им честь и хвала. Конференция – это отражения рынка.
Того рынка, на котором участники мероприятия во время доклада смотрят на сцену удивленными глазами, в кулуарах говорят все, что искренне думают о содержимом, не стесняя себя в выражениях, но встретив самого докладчика с радостью на лице благодарят его за шикарное выступление, а на логичные вопросы организаторов – что необходимо улучшить или изменить – хлопают по плечу, говорят, что все ок и с нетерпением ждут вечеринки.
Артур Оруджалиев, [email protected]. Главный редактор AIN.UA. Редакция всегда готова предоставить слово на нашей площадке любому желающему эксперту, в том числе для аргументипрованного альтернативного мнения.