Сегодня у нас в гостях ветеран российского подкастинга. Человек, чье имя в рунете неотъемлимо связано с этим жанром. Он был одним из первых, кто подошел профессионально к этой деятельности и до сих пор активно ею занимается. Итак, встречайте – интервью с Артемом Росновским.
Расскажи когда и как ты начал заниматься подкастингом и какой у тебя опыт в этой сфере?
Подкастингом я увлекся, как и многие, в 2006 году, хотя, опять же, как и многие, подумывал о нем с осени 2005. Тогда моя хорошая подруга рассказала мне о съемках знаменитого фильма о подкастинге. Посмотрел, послушал, подумал, что это отличная возможность говорить о том, что мне интересно. В то время я работал
диджеем на музыкальной радиостанции Хит-ФМ. Быть диджеем здорово, но это загоняет в определенные рамки. А тут можно было сесть к микрофону и говорить о том, что на самом деле беспокоит, волнует, будоражит и заводит. Так все и началось, свой первый подкаст я выпустил в эфир 2 апреля 2006 года. С тех пор я записал больше тысячи эпизодов разных подкастов.
Выгодное ли дело подкастинг? Можно ли на этом заработать и если да, то как?
Я записываю это интервью сидя на заднем сидении личного Роллс Ройсе, недалеко от моей виллы на Лазурном берегу 🙂 Вру. Заработать на подкастинге можно ровно также, как и на любом другом хобби. Делаешь то, что приносит удовольствие, совершенствуешься в процессе, становишься в один ряд с лучшими – и пожалуйста, чемодан с долларами ждет тебе. Не совсем так, конечно.
Я бы сравнил подкастинг с блоггингом. Единицы зарабатывают своими блогами действительно хорошо, сотни – зарабатывают неплохо, тысячи немного зарабатывают и миллионы не получают вообще ничего. С русскоязычным подкастингом все несколько сложнее: здесь единицы зарабатывают хоть что-то и буквально несколько человек – неплохо (чаще всего это не подкастеры, а хостеры/директории). Связано это с тем, что заработать на подкасте – задача не из легких.
Первый вариант – реклама. Чтобы продать рекламу, нужно иметь либо многочисленную либо очень качественную аудиторию. Для этого нужно делать очень хорошее шоу, иначе набрать слушателей будет непросто.
Второй вариант – выпускать подкасты по заказу, за деньги. Здесь все несколько проще: достаточно иметь приличное оборудование, уметь обращаться со звуком и уметь хорошо говорить и читать (это важно, поскольку прочитать написанный заранее текст бывает сложнее, чем наговорить собственный из головы).
Я практиковал оба варианта, с точки зрения бизнеса второй – предпочтителен. К сожалению, аудитория подкастов в рунете не очень многочисленная, и в основном довольно “продвинутая”. Поэтому чаще “выстреливают” IT-подкасты, великолепным примером которых уже несколько лет остается легендарное “Радио-Т”. Соответственно, наибольший потенциал заработка на рекламе именно у таких подкастов, а их не просто единицы, а буквально – единица.
Кстати, что приносит больше денег – свой подкаст или работа подкастером по найму?
Лично мне больше приносит работа подкастером. В конце концов, я работал (и кое с кем работаю до сих пор) с такими гигантами, как газета “Ведомости”, издательство “Манн, Иванов и Фербер”, блог “Интернетные штучки”, блог “AppleInsider”, сейчас вот будет еще один чумовой проект с крупнейшей международной компанией, о котором я пока не стану говорить. Фактически, я выполняю роль такой нано-редакции и нано-продакшн студии в одном лице. Мне говорят: “Сделай нам подкаст”. Мы обсуждаем детали, и выпускаем продукт, за который не стыдно. Эта работа оплачивается неплохо, но обходится заказчику существенно дешевле, чем содержание собственной студии и своих редактора и ведущего. С другой стороны, мне посчастливилось сотрудничать с туроператором DWBW, компанией Opera Software, популярными блогами об Apple, съездить на экскурсию в качестве подкастера на завод Hewlett Packard в Ирландии, на Калининскую АЭС… Это не всегда деньги, иногда – это оплата впечатлениями, которые, конечно, можно измерить и деньгами, но очень уж не хочется.
Не кажется ли тебе, что обычную начитку новостей в микрофон не стоит называть подкастингом? Есть мнение, что подкаст – это в первую очередь общение, мнение, настоящий live, а не чтение.
Ну, технически подкаст – это звуковой файл, переданный по RSS. Другое дело, можно ли считать начитанный подкаст – аудиошоу. Мой ответ – нет, это не шоу. Это аудиопрограмма, которая распространяется как подкаст – по RSS. Меняет ли это суть? До определенной степени – да, но я не готов сказать, что подкаст “по бумажке” априори плохой. Это не интерактивное шое, это такой способ подачи информации.
Поделить своими наблюдениями – зачем некоторые СМИ (например, те же Ведомости) запускают подкасты? Интересно, почему другие не идут по их пути?
Забавное наблюдение. По стопам “Ведомостей” пошел “Коммерсантъ”, причем пошел дальше. Они запустили не отдельный подкаст, а целую радиостанцию. Так что “не идут по их пути” – не совсем так. Сайт “Ведомостей”, как вы знаете, один из самых навороченных и продвинутых в индустрии, это не только тексты и комментарии, это и видео, и блоги, и вские примочки вроде маркеров для статей. И подкаст – вполне логичное явление на таком сайте. Это еще один способ дать читателям получить материалы газеты, в нашем конкретном случае – анонсы материалов. Типичный способ прослушивания подкаста “Ведомостей” – по дороге на работу, за завтраком, во время утренней пробежки. Люди слушают, что интересного в “Ведомостях” в тех обстоятельствах, когда полистать газету невозможно. Или когда хочется чтобы быстро (обычно за 10 минут) рассказали, что нового в мире, что интересного в свежем номере. Вот зачем нужен подкаст газеты.
Как ты считаешь, почему в русскоязычном пространстве Интернете так мало достойный и интересных подкастов?
Ну, я оптимист. Хороших подкастов становится все больше, они появляются, развиваются, становятся популярнее. Огромная заслуга в этом Максима Спиридонова и его PodFM.ru: здесь и селекция лучших шоу, и собственное производство интересных программ, и поощрение интересных любительских шоу. То, чего так не хватало на другом терминале – RussianPodcasting.ru. Я не очень верю, что когда-нибудь подкасты станут столь же популярны, как и блоги, но то, что впереди нас ждет много интересных шоу и новые имена и голоса – совершенно точно.
Какие подкасты ты случаешь сам?
Буду честен, последнее время я почти не слушаю подкасты – изменился ритм жизни, я стал гораздо меньше времени проводить в машине, больше работать и вообще со временем стало неважно. Но я продолжаю забивать свой iPhone свежими выпусками подкаста от Умпутуна, Радио-Т, TWiT, MacBreak и подкастами канадской CBC. Отслушиваю массу “первых выпусков” разных подкастов, стараюсь рекомендовать хорошие.
Какие советы ты бы мог дать тем людям, которые намерены запустить свой профессиональный подкаст? (т.е. не персональный, а тематический, на базе какого-либо онлайн-сообщества, СМИ и т.п.).
Ничего не бойтесь. Вы собираетесь прийти на фактически пустое поле. Ваши читателя будут вам признательны за новый способ получения привычного контента. Вы получите дополнительный канал связи с аудиторией, который можно использовать с большим успехом. Не стесняйтесь экспериментировать – возможно, именно ваш подкаст со временем станет новым “открытием”. Слушайте хорошие радиопрограммы и не бойтесь перенимать лучшее. Ваши посетители скажут вам спасибо, не сомневайтесь!