Хотя ЭРИК ШМИДТ был приглашен в Google только через три года после основания компании, именно с его приходом связывают превращение компании в мирового гиганта уже не только IT-индустрии. Несмотря на прочное лидерство в поиске и успехи в новых областях — мобильной телефонии, видео, электроэнергетике, компания в последнее время сталкивается и с проблемами: непонимание книжных и газетных издателей, противостояние с китайскими властями и хакерами, серьезная конкуренция на развивающихся рынках, включая российский. Об этих и других сложностях генеральный директор Google постарался не рассказать в интервью “Ъ”, сосредоточившись на планах и достижениях компании.

— Google растет, вот мы с вами встречаемся в очередном новом здании, и мой первый вопрос про рост и планы. Уже на сегодняшний день сформированы традиционные направления — поиск, почта, карты. Но вы анонсируете новые направления — мобильные, передача данных. Некоторые даже не связаны с классическим IT, например проект по электрогенерации. Каким вы видите Google через несколько лет, куда идет компания?

— Я никогда не знаю, что будет с нами через несколько лет. В этом весь секрет Google. Мы занимаемся рискованными инновациями масштабно, как системой. Мы начинаем разработку до того, как всем становится понятно, куда она нас может привести, и в этот момент нам самим это неясно. Разумно предположить, что большую часть дохода мы будем получать от создания рекламных мест. Я надеюсь, что мы будем лидерами в поиске информации еще много десятилетий, хотя в ближайшие годы информационный взрыв, изменение образования, оцифровка архивов настолько изменят сами представления о поиске, что трудно загадывать, но наши поисковые технологии и возможности монетизации дают нам преимущества в такой период.

— Быстрый рост компании — это не только технологии и новые офисы. Несколько лет назад вы начинали, по сути, с детьми. Очень талантливыми молодыми людьми, но которым было совершенно нечего терять. Сегодня это 30-летние миллиардеры с другими привычками, с частными самолетами, с семьями, с другим уровнем ответственности. Мы по российскому опыту знаем, что быстрые и большие деньги непредсказуемо изменяют людей, что может привести компанию к кризису.

— Мне не кажется, что они изменились настолько. Конечно, к ним пришли успех и богатство, но позже. Те, кто работает здесь с самого начала, не пришли в компанию за деньгами. Они даже не пришли с целью построить большую компанию. Мы занимались очень узкой вещью, в которой видели при этом огромный смысл,— как бы упорядочить информацию так, чтобы все эти компьютеры и технологии делали мир лучше. Мы в это всерьез верили и сейчас верим, что качественные коммуникации, сохранение знаний и обеспечение доступа к ним способствуют социальному здоровью. И тем, кто начинал Google, это по-прежнему более интересно, чем личное обогащение, поэтому я считаю, что компания управляется эффективно и надежно и будет так управляться еще много лет.

— Вернемся к инновациям. Возможно, вы слышали, что российские власти анонсировали “стратегию инноваций” и даже планы по созданию российской Силиконовой долины. Какая, на ваш взгляд, может быть роль крупных всемирных компаний и, в частности, Google в инновационном развитии развивающихся рынков?

— Еще недавно разница в качестве жизни между богатыми странами и развивающимися была очень большой, особенно в технологиях, но сегодня это уже не так. Любое американское, европейское или китайское изобретение становится повсеместно используемым очень быстро, и это же должно случиться с российскими инновациями, на мой взгляд. Я работал с очень серьезными учеными из России и был поражен уровнем подготовки, качеством образования, глубиной знаний, особенно математических. Если это сохранилось — а насколько я слышал, технические университеты в Москве все еще очень сильны — у вас есть все шансы и необходимые условия для инновационного развития. Лучшие идеи приходят из университетов, из мест, полных молодостью, знаниями и свободой. Идеи не приходят из больших компаний. Они ими становятся. Google вырос из университета. Университеты должны быть в центре инновационной модели, в том числе физически, нельзя уезжать далеко от кампуса, студентам должно быть удобно.

Читать дальше на сайте Коммерсанта