Хотите сделать интернет-бизнес?

0. Вперед, за инвестициями!

Забудьте про инвестиции: в интернете потратить деньги так же легко, как офлайне, и так же сложно заработать. Хотите инвестиции на стадии идеи? Возьмите кредит в банке. Не уверены, страшно рисковать? А чужими деньгами рисковать не страшно?

Инвестиции бывают оправданы при наличии готового, работающего проекта, и зачастую ценны не столько сами деньги, сколько ресурсы, к которым дает доступ инвестор: опыт, связи и т.п.

Например, написание этой статьи — пример правильного инвестирования в стартап.

Есть команда (я), которая уже сделала пару проектов (статей). Проекты понравились инвестору (Артуру, главному редактору). Кроме того,  мы с инвестором уже некоторое время знакомы лично. Однажды, инвестор предлагает вложить деньги в мой будущий проект (опубликовать статью на сайте с интересной мне аудиторией).  Но. Чтобы вложить деньги, нужен проект. Заметьте, не идея (как, интересно, Артур опубликует идею статьи?), а готовый проект.

Именно поэтому, я сейчас на ваших глазах этот проект сделаю. И то, что вы сейчас читаете эти строки, значит, что я получил инвестиции. Поделюсь опытом, расскажу вам про бутстреппинг. Эта труднопроизносимая калька с английского — bootstrapping — в моем вольном переводе звучит как “гаражный стартап”. Бизнес на коленке. Я начал свой, сам того не зная, 2,5 года назад.

1. Опыт

А вовсе не идея — вот с чего начинается интернет-бизнес.  Чтобы понимать, как делать проект, вам надо хотя бы раз сделать его до того. К тому моменту, когда вы решите делать свой проект, вы уже должны работать в интернете. В противном случае, на все расчеты накиньте несколько лет сверху.

Например: перед тем, как начать свой проект, я уже полгода работал в интернет-компании и поучаствовал в запуске большого портала, получив бесценные знания о том, как запускаются, продвигаются и работают проекты в украинском интернете. До работы в интернет-компании я примерно 6 лет делал сайты.

2. Партнер

А вовсе не идея — вот, что на втором месте нашего хит-парада необходимых составляющих своего проекта. Вас ждет огромное количество работы, вопросов, сомнений. Если вы не найдете, с кем это разделить, тем хуже для вас.

Например: моим партнером стала… жена. Не будем спорить о плюсах и минусах этого варианта. Тем более что нашему партнерству уже 8 лет.

3. Идея

Теперь мы к ней готовы. Суть всегда одна — надо решать чью-то проблему и делать это хорошо. Конечно, идеальный вариант — решать свою проблему. Тогда не придется ставить себя на место пользователя — вы и есть пользователь. Делать надо будет для себя.

Немного об инновациях и клонах: не думайте про эту чушь. Если бы все бизнесы были инновационными, негде было бы хлеба купить: как, еще одна булочная? Это же придумали уже тыщу лет назад!

Что действительно важно — привносить что-то свое и улучшать уже существующее.  Соотношение хорошего и плохого в любой области примерно 1 к 10. То есть, 90% существующих продуктов и решений еще улучшать и улучшать. А синоним слова улучшать — упрощать. Вот и думайте.

Например: у нас родился сын. И жена, не желая отупеть за время декретного отпуска, уговорила меня сделать каталог детских товаров. Кстати, на то время — первый на украинском рынке. Хотя универсальных прайсовых площадок и тогда было немало, а сейчас — в 2 раза больше.

4. Рынок

Свой рынок надо выбирать сознательно. Чем больше рынок, тем больше денег, но и выше конкуренция. И наоборот.  В узкой нише — ни денег, ни конкурентов. На большом рынке занять 1% — и можно жить.

Кроме того, надо учитывать языковые особенности (если сайт на русском, может сразу на СНГ делать?), уровень проникновения интернета и экономического развития (узкая ниша в Штатах в денежном измерении зачастую больше самой широкой в Украине).

Определимся с терминологией. Ниша — это категория: автомобили, работа, финансы. Узкая ниша — это кусок, отрезанный от пирога категории: каталог СТО, работа для айти-специалистов, карта банковских терминалов.

Скажем, американский (глобальный/англоязычный) интернет-рынок настолько огромен (и по аудитории, и в денежном измерении), что практически в любой узкой нише есть деньги.

Мой любимый пример — сайт, собирающий с Ebay объявления о продаже б/у авто до 1000 $, зарабатывающий какие-то немыслимые деньги на адсенсе. К сожалению, адрес сайта потерялся, как и статья, в которой я про него читал.

В отличие от украинского интернета, в котором узкоспециализированные проекты либо разрастаются в порталы (чтобы увеличить аудиторию и что-то заработать), либо остаются чистым хобби (если, конечно, мы не называем оборот 100 долларов в месяц — бизнесом).

Например: мы сознательно ничего не выбирали, потому что наш бизнес начинался как хобби. Но выбор оказался удачным. Товары для детей — потенциально большой рынок. И то, что денег в этом сегменте интернета пока не очень много, нам даже на руку — конкуренции тоже нет.

5. Клиенты, деньги

Если упростить, вариантов заработать в интернете не очень много. Самые популярные:

  • продавать рекламу на сайте (банеры, контекст),
  • продавать продукт/услугу (я плачу 70 $ в месяц за сервис почтовой рассылки и статистики),
  • продавать клиентов/посетителей, одним словом – трафик,
  • продавать виртуальные товары (ресурсы в онлайновых играх, реклама своего профиля на сайтах знакомств, подарки в соц.сетях…).

Я уверен, что клиенты и деньги — вопрос десятый. Если сделать продукт, который решает чью-то проблему, и не ошибиться с рынком — деньги вас найдут.

Например: благодаря опыту, мы знали, на чем будем зарабатывать — на продаже клиентов интернет-магазинам. До сих пор, это основной источник дохода. Хоть и не единственный: реклама, виртуальные товары, партнерские программы — все у нас работает, но это тема для отдельного разговора.

6. Разработка

Допустим, мы делаем контент-проект. Тогда понадобится минимум 2 специалиста: программист и редактор. Дизайн/оформление, в отличие от программирования,  можно заказать на стороне.  А поначалу просто обойтись своими силами. Хорошо, если минимальную необходимую команду можно составить из партнеров.

Давным-давно на сайтах можно было встретить фразу Under Construction — это значило, что где-то в недрах компании разрабатывается Сайт. Потом наступил веб-два-ноль, и сайты стали разрабатываться «на лету», и Under Construction перекочевала под логотип, по дороге превратившись в «бету». Сейчас уже и подпись «бета» нечасто встретишь — это естественное состояние любого живого, развивающегося проекта.

В основе работы над любым современным вменяемым интернет-проектом лежит методика agile. Эджайл — значит просто, быстро, гибко. Рабочая версия практически любого проекта делается за пару недель по вечерам и выкладывается в публичный доступ. Проект строится буквально на глазах у посетителей.

Например: в течение первого года мы совмещали работу над проектом с основной работой в офисе «на дядю». Двух-трех часов работы над проектом в день оказалось достаточно.  Дефицит времени заставлял сконцентрироваться на ключевых функциях, не  позволяя отвлекаться на несущественные мелочи.

7. Продвижение

Все хотят знать, как это делать. Потому что проект полностью зависит от аудитории. Если человек придет один раз, потом вернется, потом добавит в закладки, потом расскажет друзьям и знакомым – значит, жизнь удалась.

Сделать так, чтобы человек вернулся или рассказал знакомым просто — надо быть полезным, интересным и удобным. А вот как этого человека привести?

Тема огромная. Но основных вариантов немного:

  1. Быть на первой странице по ключевым запросам в поисковой выдаче Гугла/Яндекса. Для этого надо:
    1. грамотно оптимизировать сайт (если у вас контент-проект): заголовки, текст, внутренняя перелинковка,
    2. иметь «взрослый» домен,
    3. регулярно получать внешние (желательно естественные)  ссылки с других (желательно авторитетных) сайтов,
    4. в результате добиться авторитетности своего сайта в глазах поисковиков.
  2. Рекламировать свой проект (контекстная реклама, реклама на тематических проектах и в соц.сетях).Контекст в Гугле реально покупать, начиная от 1,5-2 центов за переход.
  3. Сделать так, чтобы о вашем проекте писали в блогах и СМИ 🙂
  4. «Партизанить» на форумах и соц.сетях.  Участвовать в дискуссиях, ненавязчиво и в тему рекламировать свой проект.

Например: в основном мы занимались и продолжаем заниматься поисковой оптимизацией, примерно 70% наших посетителей приходят из поисковых систем. Вначале пытались «партизанить».

Сейчас каждый день 20% людей заходят на сайт напрямую — из закладок либо набирая адрес сайта в браузере.

8. Команда

Продолжаем тему, затронутую в пункте 2 — Партнер. Если бизес получается, развивается и вы перестаете справляться (рутинная работа накапливается, и тратить на нее свое уже недешевое время — жалко) — время нанимать помощников.

Как известно, люди — это самое главное, бла-бла-бла.

Но поговорим лучше о том, как из тысяч выбрать единицы. Лучший способ потратить свое и чужое время — проводить бесконечные собеседования с мало вменяемыми соискателями.

Сохранить время просто — надо в условиях вакансии поставить мелкозернистый интеллектуальный фильтр: “Резюме слать не надо, просто напишите о себе”.

Конечно, писать такое можно только если ваш проект способен так заинтересовать соискателя, что он вместо привычной спам-рассылки своего резюме включит мозг и сядет писать вам персональное письмо. С другой стороны, если ваш проект не способен заинтересовать будущего работника, зачем вы его делаете, как он вообще кого-то заинтересует?

Как показывает практика, примерно 1% соискателей в состоянии выполнить эту простенькую инструкцию. А зачем вам сотрудники, которые не в состоянии выполнять простенькие инструкции? Как правило, на всех, написавших хотя бы пару-тройку предложений, можно тратить время и собеседовать. Умение внятно излагать свои мысли в письменной форме — ценный и практичный навык.

Если фильтр пропускает много планктона, можно предложить соискателям простенькое тестовое задание.

Например: вот задание из нашей вакансии сеошника:

Напишите нам письмо с ответами на три кодовых вопроса и рассказом о себе:

  1. PR, КР, ИЦ — какая аббревиатура лишняя, и что значат две других?
  2. Зачем нужен заголовок страницы?
  3. Перечислите известные вам способы продвижения сайта (просто названия). Человек, который назовет хотя бы один способ, нам неизвестный, идет на испытательный срок вне очереди.

Для тех, кто в теме: 95% написавших претендентов-сеошников расшифровали PR как “Public Relations”.

Первого сотрудника (вернее сотрудницу) — редактора каталога — мы наняли через год работы сайта (всего на вакансию провели 0 собеседований — живет она в другом городе, наняли удаленно). Еще через пол-года наняли сеошника (всего на вакансию провели 1 собеседование — с ним же). Еще через пол-года наняли модератора (всего на вакансию провели 2 собеседования).

Все до сих пор с нами.

Что дальше?

Я начал статью фразой “Забудьте про инвестиции”, имея в виду деньги, конечно, и ту нездоровую лихорадку вокруг возможности получить эти деньги на дурняк.

Закончу фразой “Ищите инвесторов постоянно”. Настоящих инвесторов — владельцев интернет-бизнесов, коллег по цеху, людей, которые будут делиться с вами знаниями, опытом, связями. Людей, которым, как и вам сейчас, этого когда-то очень не хватало. Ходите на все тусовки (которых у нас больше, чем свободного времени, и список которых, надеюсь, скоро появится на Аине). И да прибудет с вами сила 🙂