О том, как развиваются популярные украинские интернет-магазины, в блиц-опросе AIN.UA рассказали представители следующих онлайн-площадок: Yakaboo.ua (мулитимедийная продукция), ProstoPrint.com (товары по требованию) и UFL.ua (доставка цветов). Мы поинтересовались у них – насколько интенсивно растет их бизнес, какие инструменты рекламы и маркетинга наиболее эффективны для них и какие преграды, если они есть, стоят у них на пути.
Иван Богдан, директор Yakaboo.ua
Благодаря правильно выбранной стратегии развития и масштабируемой системе, компания продолжает из года в год увеличивать обороты в два раза. Основным успехом такого стабильного роста является клиентоориентированная стратегия развития, а так же регулярные маркетинговые активности, которые мы проводим.
Как всегда наиболее эффективным является привлечение клиентов в Интернете. Мы используем самые распространенные стандартные рекламные инструменты в Интернете и, конечно же, всегда подогреваем интерес клиентов всевозможными акциями с подарками.
Реализация стратегии развития Якабу, правильно организованные бизнес-процессы внутри компании, позволили нам создать очень устойчивую бизнес модель с масштабируемой системой, которая прекрасно работает в рамках существующих условий рынка. Единственно сдерживающим фактором развития является доминирование пиратского рынка над лицензионным. А так как наша компания работает исключительно в правовом поле и только с лицензионной продукцией – нам приходится конкурировать в целом с пиратством, приобщая клиентов только к лицензионной продукции.
Денис Олейников, владелец и директор ProstoPrint.com
Оборот с начала 2010 года вырос примерно на 30-35%. При этом основной драйвер роста – это естественное развитие сервиса ProstoPrint.com, основанное на уникальности услуги (производство и продажа через интернет товаров по требованию) и качестве её предоставления.
По части новаций и революций для нас текущий год является неудачным – из четырех больших новинок, запуск которых был запланирован еще в первом полугодии, мы запустили лишь одну, и то в начале августа. Основная причина – большие сложности с квалифицированными разработчиками нужных нам решений в Украине. При этом дело даже не в деньгах – мы платим 20-30 долларов в час, по-моему, это весьма неплохие деньги для рынка. Но – быстрые, аккуратные и сообразительные девелоперы по-прежнему в большом дефиците.
До недавнего времени мы в ProstoPrint.com не занимались самостоятельно розничным маркетингом, полагаясь на усилия наших партнеров. Сейчас готовим к запуску контекстную кампанию в Google AdWords, рассчитанную на конечного покупателя. Что до привлечения партнеров – здесь больше полагаемся на Word-of-Mouth, прямой маркетинг, работу с социальными медиа.
Я достаточно успешно развиваю интернет-компании уже 10 лет и абсолютно искренне считаю, что в целом законодательная база для развития электронного бизнеса у нас достаточно неплохая. Нет чрезмерной зарегулированности, предприниматели работают в рамках общей и упрощенной системы налогообложения, без лишней лицензионной нагрузки. Во всяком случае – и законодательная база, и инфраструктура для ведения электронного бизнеса на два порядка лучше, чем в соседней России.
Не скрою, напугали разговоры по поводу нового Налогового кодекса – но сейчас, насколько я знаю, посягательства на e-коммерс оттуда исчезли. Единственная существенная претензия – это отношение правоохранительных органов к Интернету в целом и электронному бизнесу в частности. Вместо того, чтобы решать действительно серьезные проблемы, угрожающие и предпринимателям и их клиентам-покупателям – например, отлавливать кардеров и дидосеров – милиционеры, ответственные за киберпреступность, вешают всех собак на администраторов файлообменных серверов. Это примерно то же самое, что выписывать штраф за переход дороги в неположенном месте, когда на соседней улице грабят банк. Я считаю это неправильным.
Что до основных сдерживающих факторов – для нас это кадровые проблемы: о программистах я уже говорил, но не менее сложно найти думающих и инициативных менеджеров проектов, операционных сотрудников и т.д. А будут хорошие люди – остальное все получится.
Алексей Созинов, соучредитель UFL.UA
UFL имеет 30% рост в этом году относительно 2009. Среди источников увеличения оборота – маштабирование бизнеса, партнерская программа для сайтов и цветочных салонов. На мой взгляд, большой нераскрый потенциал привлечения клиентов – социальные сети, особенно Twitter и Facebook. Также наблюдается видео-тренд, видео любят и поисковики, и пользователи.
В настоящее время мы имем среднюю конверсию посетителя в покупателя на уровене 2%. На первый взгляд, она показывает среднюю температуру по больнице, но если разложить трафик по полочкам, то видно, что некоторые источники конвертируются с показателем 10%. Конечно, самым эффективным в нашем цветочном случае является AdWords.
На сегодняшний день я не вижу особых преград за исключением культуры платежей карточкой и наличия универсального платежного терминала. Остальные ограничения, на мой взгляд, в наших головах.