Как стать интернет-маркетологом?
Время от времени меня спрашивают: «Как стать интернет-маркетологом? С чего начать, какие книжки почитать?». Обычно я пересказываю свой опыт. В этой статье хотелось бы обобщить ответ и выделить рекомендации.
Возможно, читатели в комментариях подскажут ещё что-то, о чём я забыл, оспорят моё мнение или зададут вопросы.
Итак, интернет-маркетолог — кто он?
Интернет-маркетолог — это прежде всего специалист по маркетингу, который работает в интернете и использует онлайн-каналы коммуникации (сайты, e-mail, мессенджеры). Основная цель его деятельности — маркетинговая: привлекать и удерживать клиентов и партнеров с помощью интернета.
В одной из книжек Игоря Манна я нашел интересное определение маркетинга:
Маркетинг — это всё то, что менеджеры по продажам делать не хотят, не успевают или не могут.
Поэтому на интернет-маркетологе часто лежит больше задач, чем просто привлекать и удерживать клиентов и партнеров.
Можно ли считать сеошника или специалиста по контекстной рекламе интернет-маркетологом?
Я считаю, что можно в том случае, если мы имеем дело не только с техническим специалистом по определенному каналу, но и с маркетологом, который знает сколько клиентов он привлек с помощью этого канала, во сколько обходится клиент и т.д.
Хочу стать интернет-маркетологом. С чего начать?
1. Создайте проект, над которыми можно экспериментировать
Это может быть сайт или партнёрская программа, в который вы участвуете. Под партнерской программой я подразумеваю не какой-то MLM или системы активной раскрутки, а что-то нормальное: например, партнерский магазин в сервисе Prostoprint.
У меня таким проектом был личный сайт на бесплатном хостинге uCoz, на котором я учился поисковому продвижению, дизайну, верстке и многим другим вещам.
2. Попробуйте себя в разработке
Дизайн, вёрстка, программирование, наполнение контентом — не лишний опыт. Позже, когда вы будете ставить задачу дизайнеру, верстальщику или программисту, вы будете знать что можно от них требовать, а чего нельзя.
Иногда я подхожу к программисту с задачей, а он мне отвечает, что выполнить её нереально. Тогда я беру листок бумаги и совместно рисую алгоритм: какие данные откуда мы берем, какие шаги выполняем и куда сохраняем полученный результат. В 90% случаев это помогает и программист берется за выполнение. В 10% случаев действительно существуют технические ограничения, в которые я вникаю, чтобы в следующий раз приходить с реализуемой задачей.
3. Расширяйте кругозор и поглощайте информацию
Я стараюсь читать, как только появится свободная минутка. Профильная информация, безусловно, важно и полезна, но не стоит зацикливаться только на ней. Читайте деловую литературу, статьи из мира ИТ и новости рекламного рынка. Никогда не знаешь, после прочтения какого из материалов тема посетит классная идея для одного из проектов.
Могу показать черновой вариант списка книжек для интернет-маркетолога, большую часть книг оттуда я прочитал и могу рекомендовать.
Также рекомендую купить электронную книгу — это позволит брать с собой множество книг и читать их в пути, например. Кто не может читать в пути — слушайте аудиокниги.
4. Поработайте на малый бизнес и наберитесь опыта
Я считаю, что не стоит сразу рваться работать в рекламное агентство или крупную компанию. Именно в малом бизнесе вы будете находится ближе всего к потребителю, именно в нём вы сможете поработать на смежных или не очень направлениях.
Опять же, никогда не знаешь какой смежный опыт пригодится. Холодные звонки или рекрутинг? Мне пригодилось и то, и то.
5. Забудьте о фразе «это не моя работа». Ненадолго, но забудьте.
Бизнес есть бизнес. И если ваш руководитель дает вам непрофильную задачу, значит он предполагает, что вы поможете компании заработать деньги или получите нужный опыт. Вы же помните, что пришли зарабатывать компании деньги, а не показывать график посещаемости сайта?
Знаю, холодные звонки — не самое приятное занятие. Но взгляните на эту задачу с другой стороны: только так вы можете пообщаться с потенциальными клиентами напрямую, без посредников. Так вы можете понять их потребности и мотивацию. Да и вообще, любому маркетологу рекомендуется опыт в продажах.
6. Найдите наставника
Это может быть ваш начальник или коллега, а может быть просто знакомый. Обращайтесь к наставнику тогда, когда не можете решить задачу или не знаете с чего начать. Экономьте их время, если можно погуглить ответ на вопрос. Плюсом для вас будет, если вы придёте к наставнику не только сосформулированным вопросом, но и с вариантами ответов.
Так повелось, что мои наставники всегда были так или иначе связаны, с консалтингом и обладали отменной логикой.Часто я не мог их переспорить, потому что они мыслили гибче чем я, могли предоставить больше аргументов и строили свою позицию с использованием структуры. У них я учился.
7. Научитесь продуктивно работать: со временем и с информацией
Сейчас можно найти массу материалов по тайм-менеджменту, лайфхаков для повышения продуктивности.
Меня сильно спасает скорочтение, которому я научился ещё в детстве. Моя система тайм-менеджмента пока ещё выстраивается, поэтому её расписывать не буду.
На этой приятной ноте и закончим. Желаю вам продуктивного обучения и хороших результатов. Теперь самое время прокомментировать этот материал 🙂
Комментарии | 49
Отличная самореклама! Куча партнерских ссылок, ответ на вопрос «Как стать интернет-маркетологом» я так и не нашел! В остальном, обычные, известные и давно описанные советы, как начать свой бизнес и как преуспеть в чем-либо….
Если говорить о бизнесе и о том как преуспеть, то советую фильм «В погоне за счастьем» Вилл Смит в гл. роли. Все начинается с продаж, с прямых продаж! Когда на 100000 нет, ты слышишь одно «ДА». Как говорится, нас е-ут, а мы крепчаем!
Здравствуйте, я сейчас пытаюсь определиться со своей дальнейшей деятельностью и нахожусь в поиске. Мне нравится как интернет, так и бизнес в целом.
Я считаю, что данная статья является полезным материалом для тех, кто ищет, потому что мне она была полезна. По поводу саморекламы, согласен с Anton Tymchuk, но ведь автор — маркетолог… И еще, как раз недавно пересматривал «В поисках счастья», действительно сильный фильм, смотришь и понимаешь: как бы тяжело тебе не было, всё же твоя ситуация не так уж плоха.
Покажите хоть одну партнерскую ссылку, Антон.
Если вам все уже давно известно – почему сами не расскажите?
Антон, я тут глянул на ваш блог, на ваши «партнерские» блоки, некоторые материалы…
Модет не стоит критиковать Рому, а внимательно почитать, что он советует и прислушаться?
Материал рассчитан на начинающих. Я в этом проблемы не вижу. Ссылки запрещать — вообще маразм, как по мне. Лишних ссылок особо не вижу.
Юрий, скажу одно, рынок интернет-бизнеса в Украине практически никакой и до «какого» ещё много времени. Если не знаешь чем заняться, самое время начать работать в интернете! А научиться этому можно без проблем, многие дадут бесплатные консультации… если что, пишите!
То, что ты (вы) не адекватно воспринимаешь критику, это мне говорит о том, что тебе (вам) ещё учиться, учиться и ещё раз учиться. В. И. ЛЕНИН
Я так понял, что кроме афоризмов невпопад ничего конструктивного я от вас не услышу, Антон. Готов воспринимать критику: конструктивную и аргументированную.
Но это же мой блог :))) Там же я что хочу, то и ворочу :)) Просто статью, по моему мнению, стоило бы назвать не так….
Согласен, что никакой. Но ведь ничего не стоит на месте. Интернет в Украине развивается и я уверен, что это очень перспективное направление, только, как говорится, необходимо попасть в нужное место в нужное время! 🙂
А как?
Единственное, с чем не согласен, — это то, что СЕОшник есть маркетолог. Поисковая оптимизация — процесс намного менее творческий, чем маркетинг.
Перечитал свой комментарий, по моему аргументировал свою позицию… Ладно, я не хочу продолжать, ты в итоге останешься при своей позиции, а я при своей…все равно ни к чему не придем….
Как начать бизнес без стартового капитала
О том, как стать предпринимателем
История одного успеха…
Короче как-то в общем, общими фразами о бизнесе и о человеке…
отличаня статейка )
при чем поможет не только мечтающим стать интернет-маркетологом.
такие принципы как тайм-менеджмент, умные источники информации, кругозор помогут в любой деятельности!
спасибо, отдельное спасибо за ссылки — пример правильной статьи, подкреленной пруфлинками, ссылками и т.д.
Мне кажется первый пункт — больше как дополнительный совет.
Я бы первый пункт назвал так: Узнайте побольше о профессии маркетолога.
Хочу еще посоветовать распросить друзей кто уже этим занимается, почитать о профессии, об обязанностях. Поскольку, важно понимать что за работа и подходит ли она человеку.
4. Поработайте на малый бизнес и наберитесь опыта
Тут я бы сказал что есть варианты. Не стоит брезговать крупными компаниями, туда берут и начинающих специалистов. Программы стажировки, или поработать junior-специалистом — это тоже дает большой опыт, рост …
Согласен с тем, что нужно начинать с маркетинга, а не сайта. Классика книжек по маркетингу от Котлера и Траута обязательны, если человек хочет стать маркетологом, а не вебмастером.
До маркетолога мне далеко, совсем уж таковым не являюсь. Но очень интересно было узнать началах. Спасибо Ром 🙂
По первому пункту – согласен.
По четвертому – знаю, что крупные компании развивают, но мне кажется сначала нужно побыть «ближе к линии фронта».
Тут два пути от интернета к маркетингу и наоборот. Мне кажется, оба имеют право на существование.
Маркетинг же, тоже не весь творческий. Есть направления, которые ближе к математике, чем к творчеству.
Не хватает продолжения статьи «Как БЫТЬ интернет-маркетологом» 🙂
Общая информация по тому, что делать чтобы в чем-то раздуплиться, так же полезна как и очевидна.
Очень хотелось бы более жизненных советов, рекомендаций и хаков.
Например: как сформировать ядро посетителей веб-проекта при скромных бюджетах. Как сэкономить на AdWords? Методы конверсии покупного трафика и т.д.
Спасибо
Речь об аналитике?
ну это уже каждый выберет свой путь 🙂 удачи вам будущие маркетологи!
Спасибо за статью, системно написано, вроде и ничего военного, но алгоритм работающий.
большая часть «интернет-маркетлогов» — горе неудачники зарабатывающие в месяц до 100уе своим чудо блогомсайтом, зато пафоса больше чем у бренд менеджеров топ компаний.
и уже давно раздражают посты типа:
*как стать блогером/маркетологом/сеошником/сантаклаусом
*как зафрендить миллион юзеров
*как заработать «деньги» своим блогом
*как полететь на луну не вставая с компьютерного кресла
Согласен на счет разных видов работы. Действительно, чем больше опыта и умений, тем проще давать задания другим специалистам и прикидывать фронт и ход работ.
Эх, какой заголовок, только недавно обсуждал тему интернет-маркетологов и тп умных специалистов с одним коллегой и тут на тебе статья.
Вы не обижайтесь, но ваша статья ни о чем. Такие вот «маркетологи» уже реально надоели на собеседованиях. То, что вы описываете в статье — это не маркетинг, а всего лишь одна из частей маркетинг-микса — продвижение.
Для меня маркетолог — это человек, который знает продукт (сайт), знает его аудиторию, потребности аудитории, знает, что в продукте не удовлетворяет потребностям, что нужно поправить, чтобы продукт пользовался спросом, как преподнести этот продукт и через какие каналы это можно сделать наиболее эффективно и так далее. В моих проектах маркетинг всегда очень тесно сотрудничал с отделом продаж, потому что продажники фидбека больше всех получают)
Никого не хочу обидеть, но знание инструментов типа аналитикса, эдвордса и тп — много ума не требует, это чисто техническая работа.
Иван, плюсую 🙂
Пятерочка!
Иван, среди маркетологов есть те кто, ближе к одному «P», а есть те, кто ближе к другому. Так получилось, что я ближе к продвижению, и это накладывает свой отпечаток.
Безусловно, маркетолог должен знать продукт, потребности аудитории и т.д. Поэтому, я и рекомендую помогать менеджерам по продажам, идти поближе к «линии продаж» в малом бизнесе, иметь опыт в разработке и читать разные книги.
Про инструменты вообще старался не писать, так что не совсем понял к чему последнее замечание.
Я не понял, это камень в мой огород или же в огород некоторых комментаторов?
Welcome)
Ой, большие вопросы подняли – по каждому из них можно тренинг проводить часов на 3-6. Но я подумаю, может смогу хотя бы по верхам в статью «облачить»
И о ней тоже.
Поделитесь, где еще используется математика, кроме аналитики (статистика, ROI, CTR и дочерние показатели)
При расчёте ссылочной массы в SEO и написании SEO-текстов, например.
После ознакомления с материалом возникло ощущение, что маркетолог в понимании Романа больший технарь, чем разработчики в Google.
Почему, Максим?
Очень большой упор на технологиях, веб-практиках и тайм-менеджменте, но практически ничего не сказано о принципах маркетинга в смысле изучения принципов поведения рынка, чем с моей точки зрения и должен заниматься маркетолог.
Ты же больше описал позицию специалиста по продвижению.
Маркетолог, на мой взгляд в первую очередь должен думать о рынке, знать рынок, участников, фокус компании, продуктов и т.д.. ну и потом уже думать об инструментах достижения целей. Заниматься версткой, дизайном, программированием, продвижением наверное только чтобы понять все процессы создания продукта, без понимания указанных вещей продукт в интернет создать сложно.
это взгляд со стороны на профиль так называемых «интернет маркетологов» которых сейчас пруд пруди
Если Вы про покупку ссылок, то да. Если Вы хотя бы пробовали заниматься привлечением естественных ссылок, то готов поспорить что сие занятие не менее творческое.
Чем хорошо поработать на малый бизнес так это отсутствием больших объемов. И вот почему. Когда работаешь на потоке — мало времени подумать, разобраться, попробовать. Бюджеты давят и мешают экспериментировать. Малый бизнес это возможность наработать опыт, найти нестандартные решения (заткнуть дырки бюджетом, увы не является нестандартным решением). Потом можете масштабировать опыт.
Маркетолог, Максим или интернет-маркетолог?
Согласен, я описал больше то, на чем сам специализируюсь.
А давай сделаем полную картинку – напишешь 7 пунктов со стороны поведения рынка, психологии потребителя и т.д.?
Извини, Ром, я не увидел твой коммент. Нашёл только сейчас )
Описывать то, что должен знать и чем владеть именно специалист по digital-маркетингу, я не возьмусь, так как считаю себя не вполне компетентным давать такие глобальные направляния. В целом, в зависимости от категории и конкуренции в ней, человеку на этой позиции будет необходим различный набор знаний и опыта. Для рынка B2C один, для рынка B2B сильно другой.
Всё imho )
я бы сказал, что это взгляд на манимейкеров и сеошников, которые стали называть себя интернет-маркетологами.
и как тогда называть человека, занимающегося продвижением проектов в интернете? интернет-продвигатель?
Считаю, что тут путаница в терминах и масштабах. Для крупных компаний маркетолог — это то, о чем Вы написали, а для маленького интернет-магазина — маркетолог — это то, о чем написал Роман.
Прочитал статью — ОК.
Почитал каменты — каждый увидел в тексте то, что захотел увидеть.
Интернет-маркетологом поможет стать вот этот ресурс -«Поваренная книга интернет-маркетолога».
Около 1190 ссылок для более 560 задач, которые могут возникнуть в интернете — от поисковой оптимизации до продвижения в соцсетях — https://docs.google.com/spreadsheets/d/1HoPLGclnIriCDPN2Et1ojA8AvxFXw8ImdPWmZjvXwHw/edit#gid=12
Pdf — версия: https://goo.gl/wESya6