В эксклюзивном интервью AIN.UA глава украинского офиса Google Дмитрий Шоломко рассказал о том, как компания отстаивает права на домен google.ua, поделился информацией об изменениях в поведении пользователей поисковых систем, рассказал об успехах Google на рынке интернет-рекламы и честно сказал, что думает о различных инструментах оценки рыночных долей в Украине.
Как вообще получилось так, что домен Google.UA был зарегистрирован другими людьми?
К сожалению, в то время я еще не занимался делами Google в Украине. Более того, в компании попросту не было ответственного за нашу страну. В результате – мы попросту не успели сориентироваться и быстро подготовить необходимые документы.
А разве это задача Google, ведь у компании есть подрядчик MarkMonitor, которые регистрирует домены во всех странах присутствия?
Все верно, но подрядчик, как известно, начинает работать после того, как компания примет необходимое решение о конкретном рынке. Google – компания глобальная и у нас есть стратегия развития, с регистрацией в Украине мы попросту немного не успели.
Как это сказалось впоследствии?
В 2007 году домен google.ua был зарегистрирован на имя Олега Богатова, которому принадлежат еще ряд доменных имен, схожих с товарными знаками и коммерческими наименованиями ряда известных украинских и иностранных компаний. В дальнейшем домен был им передан в пользу ТОВ «Гоу Огле». В прошлом году господин Богатов выходил на нас с предложением урегулировать спор за определенную сумму, на что мы ответили отказом.
Хозяйственный суд Киева 3 февраля 2009 года признал нарушением прав нашей компании использование коммерческого наименования «Google» в доменном имени www.google.ua и обязал ответчика, ТОВ «Гоу Огле», прекратить такое использование, а компанию «Хостмастер» – отменить делегирование домена на имя ТОВ «Гоу Огле».
Несмотря на всевозможное затягивание судебного процесса со стороны ответчиков и после прохождения нескольких судебных инстанций, включая Высший хозяйственный суд и Верховный Суд Украины – 16 июня 2010 года указанное решение Хозяйственного суда г. Киева было оставлено в силе.
В настоящее время решение находится в процессе исполнения, и мы надеемся на скорейшее выполнение регистратором домена – компанией «Хостмастер» предписаний суда. В случае неисполнения судебного решения наши юристы планируют обращаться за защитой наших прав в компетентные органы и доводить исполнение решения до его логического завершения, в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Сказываются ли сегодня эти события непосредственно на вашей рыночной доле в Украине?
Никаких тенденций к спаду роста количества использований нет. Естественно, за исключением традиционного летнего на 5-10%. Важно понимать, что индикатором для Google является не число пользователей, а количество поисковых запросов. Только за прошлый год оно выросло раза в два. Естественно, так сильно число интернет-пользователей в Украине не увеличилось, из чего можно сделать логичный вывод, что стремительно увеличивается интенсивность использования сервиса украинцами.
А если сравнить с конкурентами?
Естественно, мы свои внутренние оценки делаем. Но они не похожи на результаты инструментов, которые оглашают подобную статистику по рынку. Опять же не стоит забывать, что использование пользователями это одно, а переходы с поиска на украинские сайты (реферралы) – совершенно другое.
Мы видим отчетливую тенденцию, что украинцы активно уходят с локального контента. Все больше пользователей Google после ввода запроса в итоге переходят на иностранные сайты. Т.е. туда, где не стоят счетчики, которые собирают статистику реферралов, о которой постоянно говорят. Пользователи сегодня проводят много времени на Facebook, во “ВКонтакте” – а там разве стоят эти счетчики?
Соответственно, пользователи уходят за пределы сегмента, который измеряется, и говорить о качестве этих данных в итоге не приходится. Более того, становится понятно, что доля поисковых реферралов практически никак не соотносится с долей использования пользователями поисковых систем. А интересна ведь именно она.
Я очень жду момента, когда исследовательские компании решатся и зададут на улице вопрос украинцам “Каким поисковым инструментом вы пользуетесь чаще всего?”. Тогда все станет на свои места. Другого способа подсчитать долю поисковых систем попросту не существует.
Почему бы Google не оказать содействие в проведении подобного исследования? Ведь, по сути, вопрос лишь в деньгах, которые потом окупятся?
Наша позиция заключается в том, что мы не вмешиваемся в развитие интернета. Более того, мы стараемся не делить интернет на страны. Для Google Интернет един. Украинский рынок сам к этому придет, как пришли все остальные. Кстати, насколько я понимаю, то “правильно подсчитать украинский интернет” – как раз и является основной задачей УАИР, которой мы по мере сил и оказываем методологическую помощь.
Если так, может, стоит поставить к вам счетчик Gemius? Сервисы Google очень популярны и это сильно бы улучшило их статистику.
Скажу так – тут нужно много говорить. Насколько я знаю, в Польше мы с Gemius сотрудничаем каким-то образом. Теоретически это можно сделать и в Украине. Нужно только преодолеть определенные формальности. Всему свое время. Ничего обещать не могу, но и исключать тоже.
Перейдем тогда к рекламе. Можно ли примерно оценивать долю на рынке контекстной рекламы, исходя из доли на рынке поиска?
Однозначно нет. Во-первых, совершенно разные структуры доходов у поисковых систем. Во-вторых, совершенно разные охваты партнерских сетей, включающие сайты с блоками рекламы. Одна поисковая система может приводить пользователя на сайты с рекламой другой контекстной сети и, наоборот.
А как вы оцениваете свою долю на этом рынке?
Мы растем значительно быстрее рынка. Только за первую половину текущего года наши доходы в Украине увеличились более, чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, важно понимать, что данные об объеме рынка интернет-рекламы, которые фигурируют на рынке не очень достоверны. В основном они собираются через агентства, которые специализируются на медийной рекламе, а контекст продают клиентам как дополнение. Кроме того, они зачастую не работают со средним и малым бизнесом.
В мире у Google на поступления от SMB приходится не менее 70% дохода. В Украине структура похожа. Исходя из этого, я думаю, что оглашаемые цифры с объемами рынка нужно умножать минимум в два раза.
Совершенно другой, но не менее важный вопрос – что считать интернет-рекламой в Украине? Как я уже говорил, у разных компаний разные методологии. К примеру, у Google в Украине есть клиенты, которые фактически занимаются аутсорсингом и отсюда ведут бизнес в других странах, соответственно, там же и откручивают рекламу. Однако оплачивают они ее в Украине и для нас являются украинским клиентом, несмотря на то, что ни один украинец этой рекламы в глаза не видел.
Остальное приходится на крупных клиентов и частные лица?
Что касается именно крупных клиентов, то необходимо определиться, кого считать крупными. В контекстной рекламе есть особенность – традиционная “крупная компания”, известный на рынке бренд – это часто совсем небольшой клиент с точки зрения трат на рекламу. А на самом деле крупного часто мало кто знает. Больше всех денег на контекст тратит тот, кто сконцентрирован на онлайн-продажах, т.е. работающий в секторе электронной коммерции.
Интересно, что бюджеты всех eсommerce-проектов на самом деле намного больше, чем могут открутить системы контекстной рекламы вместе взятые. Такие заказчики работают со всеми системами рекламы и готовы тратить больше. Но всегда есть порог, где конверсия очень сильно уменьшается. Если будет выгодно тратить в 10 раз больше – они будут это делать. Ведь чем больше они откручивают рекламы – тем больше продаж получают в итоге.
У “брендов” же пока нет таких бюджетов на контекст, за которые нужно бороться, поскольку они еще не дошли до того уровня в онлайне.
Почему тогда таким компаниям не продают медийную рекламу в том же AdWords? На нее ведь бюджеты у них есть.
Почему же не продают, продают. Правда, соглашусь, что не так активно как это возможно. Прежде всего потому, что наша партнерская сеть AdSense в Украине пока не такая качественная, как нам бы того хотелось. Как минимум потому, что есть проблема с удобным получением денег для украинских веб-мастеров. Мы о ней знаем и активно работаем в этом направлении. Как только решим эту задачу – продажи медийной рекламы через Google, уверен, увеличатся. И тогда доля того, что принято называть контекстной рекламой, может еще больше возрасти.