Создание интернет компании. Минимальный набор инвестиций

Безусловно, онлайн бизнес во многом существенно отличается от традиционной модели бизнеса, но если капнуть глубже, то станет вполне понятно, что для создания и успешного развития интернет компании пригодятся традиционные бизнес инструменты. Просто многие инструменты являются современными и технологичными. Эта статья написана о том, как можно создать свой интернет бизнес. И самое интересное, конечно же — сколько же бабла нужно иметь. Так как интернет бизнесы бывают разные, я сужу тему этой статьи до создания интернет бизнеса на основе информационного сайта, который генерирует контент, привлекает аудиторию и зарабатывает на рекламе либо на посреднических услугах. Это достаточно популярная модель.

Начну с главного — любой бизнес строится на идее, рынке, маркетинговых и управленческих технологиях и, конечно же, человеческих ресурсах. Самым главным из всего перечисленного, на мой взгляд, являются человеческие ресурсы, потому что именно люди генерируют идеи, создают рынки, разрабатывают и внедряют современные технологии. Люди это фундамент любой компании.

Не люблю читать долгие и скучные статьи, поэтому и писать такую не буду, перейду сразу к самому главному. 100 000$ — минимальная сумма для создания информационного сайта, который в последующем сможет превратиться в настоящий бизнес и, скажу по модному — генерировать кэш.

Главная составляющая интернет-компании это сайт или сайты, сайт — это программное обеспечение, программное обеспечение создают программисты, соответственно без них не обойтись. С ними на украинском рынке есть проблемы — у них высокие зарплаты и по-настоящему хороших специалистов очень мало. Их нужно искать и выращивать, а в последующем — удерживать, так как эта специальность имеет достаточно большой процент ротации кадров. Создать сайт можно используя различные языки программирования, среди самых распространенных — PHP, Perl, Python, ASP. Для каждого из этих языков есть средний уровень зарплаты и количество специалистов на рынке, оптимальным, на мой взгляд, является PHP. Почему? Потому что при большом количестве специалистов на рынке уровень зарплаты данных специалистов не самый высокий. Средний уровень зарплаты хорошего PHP веб-программиста — 12 000 грн. Решили, двигаемся дальше.

Программиста мы взяли, но что с ним делать? Тут все только начинается. Программисту нужно ставить задачи, контролировать процесс разработки, оценивать и корректировать результат. Соответственно в компании должен быть человек, который будет этим заниматься, в моей компании этим с самого начала занимался я, но сейчас у нас уже есть отдельный специалист — руководитель проектов, который ответственен за эту часть работу. Найти такого специалиста еще сложнее, чем программиста, уровень зарплаты будет колебаться в районе 10-12 000 грн. Если вы сами можете возглавить эту должность — вам повезло, вы сэкономите порядка 120 000 грн. за год. Есть и другой вариант — взять человека не на зарплату, а в долю, либо на невысокую зарплату + долю в проекте. Вариантов тут масса. Единственное что нужно понимать — эта должность, самая главная в компании, человек должен быть специалистом и хорошо разбираться в интернет индустрии и всех маркетинговых инструментах и технологиях. Этот человек будет курировать работу разработчиков, тестировать проект, анализировать статистику, оптимизировать контекст, заниматься SEO продвижением, направлять всю команду в нужное русло. Это моторчик компании, без которого ничего не выйдет.

Идем дальше, а дальше все проще. Осталось сайт наполнить. Будем говорить открыто — вариантов наполнения сайта есть два — создавать контент руками силами собственной редакции, либо парсить его, что более простым языком означает — заимствовать информацию с других ресурсов используя программное обеспечение. В уанете, большая часть проектов идет по второму пути, он менее дорогостоящий и более быстрый. Но я все таки предлагаю рассмотреть более правильный и перспективный вариант — создание собственного контента, хотя бы частично, совмещая его с награбленным контентом. Контент создают редактора, среднерыночная зарплата редактора, либо как их еще называют, контент-менеджера составляет 2500-4000 грн. Уровень зарплаты зависит от того чем именно будет заниматься сотрудник — собирать и обрабатывать контент, либо писать его.

Ну и самое интересное — кто же будет выбивать деньги с рекламодателей? Откуда кэш то брать? Нужен рекламист, продажник, менеджер по рекламе, специалист по продаже рекламных площадей и услуг — называйте его как угодно, главное, чтобы на выставление счетов у него уходила, как минимум, половина пачки бумаги в месяц, и все эти счета оплачивались клиентами. Это важная должность, специалистов существует много, но найти того самого, который сможет активно продавать рекламу или услуги на вашем сайте может быть долгим процессом. Тут нужно пробовать и перебирать, благо результат тут очень легко проверить — бабло на счет заходит, значит все хорошо, если нет — берем следующего. Платить такому человеку нужно зарплату в районе 2500-3000 грн. и конечно же процент от заведенных денег, обычно это 10%. Можно и премии иногда давать, не помешает.

Вся эта толпа людей, которую уже смело можно назвать командой должна работать сплоченно — поэтому удаленная работа тут вряд ли возможна. Нужен офис! Можно снять квартиру или настоящий офис в бизнес-центре. Тут я вдаваться в подробности не буду, просто заложим под офис, скажем, 3500 грн. Для начала должно хватить. Отмечу только то, что офис нужно хотя бы минимально оборудовать — рабочие места сотрудников, принтер, сканер, факс, мини-АТС и прочие штуки, тут уже у каждого индивидуально. Желательно конечно на лето еще и кондицинеры поставить, чтобы сотрудники себя комфортно чувствовали, это очень не мало важно, поверьте.

Йоу, чуть было не забыл про всякую корпоративную бюрократию, я искренне верю, что ее игнорировать нельзя, хотя создатели 37Signals рекомендуют обратное, но украинский рынок диктует свои реалии. Визитки, фирменные бланки, конверты, открытие СПД на едином налоге + ООО с НДС, хотя бы удаленный бухгалтер — это минимальный набор корпоративной хрени, без которой не обойтись. Это то, что будет формировать ваш долгосрочный имидж среди клиентов. Это важно, а особенно важно на конкурентных рынках.

Подобьем итоги. У нас есть интернет компания. В ней есть 3 отдела — отдел разработки, редакторский отдел и рекламный. Минимально возьмем 2 человек в отдел разработки, 1 редактора и одного менеджера по рекламе. Это уже 4 человека + аренда + мелкие расходы. Всем этим кто то должен руководить, я допускаю, что это делает создатель компании, поэтому в расходы не записываем его зарплаты. Если вы допускаете обратное — смело прибавляйте минимум штукарик 8000 грн. на зарплату директору.

Итак, вот наш бизнес-план:

12 000 грн. — программист

12 000 грн. — руководитель проекта

2 500 грн. — редактор

3 000 грн. — менеджер по рекламе + 10% от продаж

3 500 грн. — аренда

600 грн. — приходящий бухгалтер или аудитор

500 грн. — интернет + телефон

1000 грн. — минимальные налоги

Итого: 35 100 грн. в месяц или 421 200 грн. в год. Это порядка 53 000$.

Но это еще не все. А маркетинг? Трафик то нужно покупать, ссылочки в сапе, говнотрафика с маркетгида ливануть, разве нет? На это тоже денюжки нужны, причем не маленькие. Во многих украинских проектах бюджет на трафик существенно превышает все остальных расходы. Поэтому давайте по минимум заложим 1000$ в месяц на маркетинг, это минимум, ниже которого лучше не опускаться. Т.е. еще + 12 000$ в год.

Что получается? Уже за год набежало 65 000$, а года то и не хватит, для того, чтобы хотя бы в ноль выходить. Год вам нужно завоевывать рынок, мелькать среди клиентов, наращивать функционал, уникальные фишки и контент. И только потом можно говорить о каких то продажах. Поэтому заложим в наш бизнес план не год, а полтора года. Это опять же минимум и очень индивидуально. И тут 65 000 превращаются в 97,5 кусков — почти сотня. Это более-менее реальная сумма, с которой можно шагать на рынок и пробовать создать свой Интернет бизнес, который может стать делом вашей жизни либо удачной продажей через несколько лет. Тут все будет зависеть от вас и от команды, причем зависимость очень серьезная — 90% успеха.

Где взять деньги? Вопрос не ко мне. Статья не об этом. Данный материал несет в себе лишь базовую ориентировочную информацию для минимальной осведомленности. Статья может сгенерировать множество вопросов от читателей, на которые я готов ответить в комментариях.