Офлайн-мероприятия для украинских интернетчиков уже давно не в дефиците, поэтому когда появляется что-то новое, его встречают с некоторой долей скепсиса. Но «за» необходимость посетить 21 сентября конференцию iPromo говорил как минимум состав организаторов: «Ашманов и партнеры» (которые совсем недавно открыли представительство в Украине) и команда, которая уже приложила свою руку к IForum’у.

Внутри самой  конференции тоже было что выбрать: «клиентский» и «профессиональный» потоки, и мастер-классы на следующий  день. Мой выбор пал на «профессиональный» поток, но при этом были определенные сомнения. О чем будет речь? Будут «палить темы» или «структурировать уже известное»? А если и то, и другое, то в какой пропорции? Судите сами.

Гвоздем программы  я бы назвал доклад Дмитрия Лаппо со странным названием «Ассортимент интернет-магазина, или наш маркетинг = f (наша бухгалтерия)». Как оказалось буква «f» в названии обозначала «fake», и речь шла не о бухгалтерии , а об учете, но это был не единственный сюрприз. Дмитрий Лаппо выступал уже не как представитель Petrovka.ua, а от лица некоей компании «CDPlus», и как верно подметил Артур Оруджалиев: «Всегда интересно послушать доклад человека, который только что перестал где-то работать».

Дмитрий говорил о том, что и как конкретно нужно учитывать и привел 4 основных показателя: посетитель-регистрация, посетитель – покупка, средний чек и время жизни покупателя, которые необходимо мониторить и сравнивать со средними по рынку. По его мнению, если показатель вашего бизнеса ниже, то бизнес находится на пути к закрытию и стоит начинать принимать меры. Помимо этого речь зашла о том, что есть товары, которые не стоит даже начинать продавать из-за затрат, которые зачастую не учитываются, но делают их продажу нерентабельной.

В качестве примера таких затрат была названа  интересная цифра (видимо из опыта работы в Petrovka.ua) в $0,4 на заполнение одной карточки товара контент-менеджера (ниже показателя добиться не удалось). По мнению Дмитрия соотношение «нерентабельных» товаров к рентабельным примерно соответствует закону Парето, которое в интернет-магазинах (где можно выложить практически неограниченное количество товаров) подтверждает теорию «длинных хвостов». Кстати, судя по поднятым рукам, только половина слушателей профессиональной секции была знакома с законом Парето, и только четверть с теорией «длинных хвостов». Основной вывод: учет, учет, еще раз учет, поиск длинных хвостов и безжалостная рубка товаров (или зверская наценка на них), которые невыгодно продавать.

Хорошим тоном  для любой профессиональной конференции  являются доклады с кейсами, и  на iPromo они были. Святослав Слабошпицкий (Ашманов и партнеры) докладывал на тему «Продвижение без бюджетов». То, что продвигать сайты в интернете можно и без бюджетов (или по крайней мере с минимальными) для профессионалов не новость – это вопрос времени , трудовых ресурсов и профессиональной компетенции. Интересно другое – крупная SEO-компания на вопрос: «Будете ли продвигать клиента с большим потенциалом, но пока без денег», – отвечает утвердительно. То есть получается, что клиенту не продают позиции или трафик, а делят с ним риски. Разговоры о такой схеме работы ходят давно, теперь появился и опыт. Из интересного по кейсу можно отметить организацию клиентом бесплатных консультаций по своей теме (что-то вроде «стань экспертом и люди к тебе потянутся») и совет не продвигать URL с кириллицей, идентификаторами сессий, версии для печати, а также адреса со 100 символами и больше. «Спалена» тема или нет неизвестно, но было также высказано мнение что «alt украинский google ценит выше, чем H1».

Еще один кейс от Алексея Макарова (C-Format) – «Мультиязычное продвижение отеля в Киеве под Google». Здесь речь больше шла об анализе сайтов, и в качестве основных факторов для принятия решений указывались домен (длина, семантика, возраст), хостинг (география, скорость загрузки), индекс (основной, дополнительный), контент, показатели страниц, анкор-лист, профили доноров. Помимо советов по подбору семантических полей при помощи Google Keyword Tool и различных советов расчета бюджета продвижения. Докладчик также сказал, что практически не прибегает к помощи Sape.ru.

Само собой, что представитель Sape.ru Константин Леонтович с таким подходом не согласен, поэтому дал свои «Практические рекомендации по распределению бюджетов между инструментами поискового продвижения». Оказывается в доменной зоне .ua 40000 сайтов продает ссылки, и 50000 покупает, а бюджет на ссылки составляет до 80% от всего бюджета на поисковое продвижение. Константин убежден, что использование только одного инструмента в продвижении не дает результатов, а управление выдачей – это миф, и сервисам автоматизации (SeoPult, Rookee.ru и т.д.) годятся только для продвижения по низкочастотным запросам.

Артем Геращенков (Gekos) докладывал на тему «Продвижение интернет-магазина: бюджетный вариант». По сути это был микс советов, порой весьма полезных. Из области дизайна: основная проблема интернет-магазинов – дефолтные дизайны, а при сезонном редизайне (вроде размещения елочек и снеговиков на сайте на Новый Год) можно ожидать падения количества заказов на 5-7% потому что люди просто не узнают магазин. Из области SEO:  покупать ссылки там, где купили бы баннер, из области копирайтинга: использовать специфические термины и экспортные мнения, из области контекстной рекламы: не использовать Бегун.

Роман Кузема из Бегуна с ним наверное не согласился бы, но в своей презентации «Контекстная реклама. Практические рекомендации» противопоставить ничего не смог. Как он сам сказал: «нового ничего вы здесь не услышите», – поэтому и не очень понятно зачем этот доклад ставить в профессиональный поток? Да и вообще актуальность поиска Рамблера для Украины – вопрос открытый.

Еще несколько  советов по контекстной рекламе  дал Артур Кушнир (Promodo) в докладе «Стоимость продажи в контекстной рекламе для интернет-магазина: как свести к минимуму?». Вот эти советы: обязательная разбивка кампаний по регионам, указание в объявлениях условий доставки, разделение по группам запросов (категории товаров, категории товаров+брендов и т.д.). Была названа формула вычисления ставки: ставка=целевая стоимость конверсии*уровень конверсии, а также озвучена информации о том, что половина конверсий происходит со второго клика, и только четверть из них – в день клика.

Отдельный блок был посвящен вопросам веб-аналитики – здесь было 2 доклада. Роман Рыбальченко (Seo-Studio) докладывал на тему «Веб-аналитика и медийная реклама: как их «подружить» и отслеживать?». По статистике при использовании баннеров метят свои ссылки только 5% рекламодателей, поэтому Роман рассказал зачем это нужно и как это правильно сделать. Парочка полезных советов от SEO-Studio (которые по словам докладчика являются лидерами на рынке поискового маркетинга Украины): не использовать в качестве цели кампании «провел более Х минут на сайте» из-за погрешностей в измерении, и использовать для каждой кампании свою цель, либо метки.

Юрий Кушнеров (Seolib.ru) выдал на гора «Сравнение точности данных систем веб-аналитики и рейтингов Google.Analytics, Яндекс.Метрика, Liveinternet и Bigmir». В основе доклада ответ на хороший вопрос: «У кого что стоит?», и вот что получается:

  • 47,7% сайтов из анализируемого ТОПа использовали Google.Analytics, Яндекс.Метрику – 7,4%, а 20-25% вообще не пользуются никакими системами аналитик (что развеивает миф о влиянии установленной системы аналитики на выдачу).
  • Большинство сайтов использует сразу две системы, в основном Liveinternet и Google.Analytics.
  • В Украине лидирует Google.Analytics – использует около 50% сайтов, а в России Liveinternet – около 47% сайтов.

Цифр было много и их всегда можно будет  увидеть в презентациях, выложенных на сайте iPromo, а мы перейдем к последнему докладу (который по порядку был первым). Мурад Рогожников (Ideal) рассказал «Из чего состоит конверсия, или что на сайте продает?». Основная мысльрасширение ключевых слов не исправляет ситуацию, когда трафик уже есть, а заказов все еще нет. Чтобы справиться с этим, нужно повышать конверсию. Чтобы добиться этого нужно придерживаться целых 13 заповедей, которые в общем-то не новы, но собраны в одном месте и структурированы от «анализируйте» и до «удаляйте бесполезную информацию».

Вот, в общем-то, и весь профессиональный поток конференции. Мне лично его посещение было полезным, поэтому занесу iPromo (если еще будет проводиться) в список мероприятий, посещение которых нужно рассмотреть. Посмотрим что еще предложат нам новые игроки на рынке, которые уже пришли к нам, и которые появятся в будущем.