Денис Олейников – один из самых известных украинских интернет-предпринимателей. За его плечами несколько успешных бизнесов, которые он развивал без привлечения сторонних инвестиций и не менее успешно продал. О том, как он пришел в интернет-коммерцию, как запускает и развивает стартапы, каких убеждений придерживается в бизнесе, и когда будет запущен его новый проект, Денис рассказал в эксклюзивном интервью AIN.UA

Денис, расскажи, с чего начинался твой путь в бизнесе? Как ты стал предпринимателем?

Предпринимателем мечтал стать с детства. Дети хотят быть пожарными, милиционерами или революционерами, а я, сколько себя помню, никем другим, кроме бизнесмена, коммерсанта и спекулянта, себя не представлял.

В десять лет организовал свой первый бизнес – мы с другом распотрошили целлофановые тетрадные обложки, которые мамы купили для школы, при помощи выжигательного аппарата напаяли пакетиков, закачали туда адскую смесь из кипяченой воды, лимонной кислоты, сахара и фруктовой эссенции – такая себе “русская фанта” :-). Но, кстати, ничего так, вкусно было.

Охлаждали в морозилке, продавали на запорожских пляжах… В день, между прочим, получалось по 20-30 рублей на брата, а наши родители тогда зарабатывали в месяц 180-200 рублей – это был конец восьмидесятых прошлого века.

Чуть позже моя “молодежная группировка”, состоявшая из двенадцати-тринадцатилетних пацанов на велосипедах, осуществляла оптовые поставки кукурузы, честно украденной с колхозных полей, на рынки города. Потом и этого показалось мало, и лет в тринадцать я начал купечествовать по-взрослому: скупал у тех же колхозников всякие яблоки-груши, заворачивал каждое яблочко в салфеточку и поездом “Симферополь-Мурманск” передавал своему знакомому, который жил в одном из райцентров Заполярья. А он мне возвращал те же чемоданы, набитые финским детским питанием “Пилтти” – у нас тогда был жуткий его дефицит. На севере же “Пилтти” стоило копейки и имелось на полках обычных магазинов в избытке. Навар с одной операции составлял сотни процентов, куда там вашему e-коммерсу!

И быть мне в числе “самых молодых советских миллионеров” – думаю, продолжи я в том же духе, миллион на торговле в начале бурных девяностых оформился бы очень быстро – но… я решил учиться. И после поступления в физматшколу, в седьмом классе мои коммерческие экзерсисы закончились аж до окончания Киевского национального экономического университета, в народе более известного как “Нархоз”.

После нархоза около года работал финансовым аналитиком в издательстве “Экономика”, параллельно начал вести интернет-журнал iPromo.com.ua (сейчас на этом домене располагается сайт одноименной конференции – прим. AIN.UA) – нечто среднее между обычным онлайновым изданием и личным блогом. Девиз был такой: “События и деньги украинской Сети”. Писать о зарождающемся украинском интернет-бизнесе было интересно, хотелось и самому попробовать, тем более чуял в себе силушку молодецкую 🙂

Благодаря проекту познакомился с Любомиром Гайдамакой – и это знакомство вылилось в создание целой индустрии коммерческой регистрации доменных имен в Украине, потому что из-под “пера” участников тандема вышли крупнейшие украинские регистраторы – iName.ua и Imena.UA.

Почему именно домены?

Для своего первого проекта мне пришлось изрядно помучаться с регистрацией доменного имени, и уже тогда я удивился – ведь простая же услуга, почему на её оказание у провайдера уходит две недели? А Любомир уже работал в этой отрасли. Мы просто объединили наши знания и навыки

Вдвоем с Любомиром мы основали iName и быстро сделали проект лидером зарождающегося рынка регистрации доменных имен. Потом у нас получился рабочий конфликт – сейчас мы бы его разрулили за пять минут, но тогда оба были молодыми, горячими… Я принял решение уйти в свободное плавание – так появились Imena.UA.

В этой компании я был единственным полноправным владельцем. Но нашлись люди, которые безвозмездно помогли мне во многих вещах: например, Дима Ивашин предоставил офис и оргтехнику. Тогда же я познакомился с Андреем “Z” Зинченко, выдающимся (без преувеличения, знаю о чем говорю) украинским программистом, с которым сотрудничаем до сих пор. Жалко, что его нельзя клонировать – будь у меня с десяток таких программистов, я бы перевернул еще более высокие горы 🙂

Развивал, как это обычно бывает, без просвета и отдыха, по 20 часов в сутки сидел на работе. Привлекал партнеров, пробовал разные средства продвижения. Понимание того, что всё получается, пришло тогда, когда стабильная ежедневная выручка перевалила за 5 тыс. гривень – стало понятно, что это нормальный бизнес.

Но это ведь был не первый регистратор доменов в Украине? В чем было его отличие от конкурентов?

Действительно, Imena.UA были не первым регистратором. Но кто сказал, что в интернете преуспевает первый? Категорически не согласен.

Весь секрет успеха в том, что мы попытались сделать услугу регистрации домена совсем нетехнологичной и быстро оказываемой. То есть чтобы любой человек, даже тот, кто никогда не слышал слов “DNS” и “А-запись”, мог заплатить примерно 10 долларов и получить работающее имя.

Как получилось, что проект сменил владельца?

Это естественный процесс. В какой-то момент времени проект стал представлять большой интерес для инвесторов, да и коньюнктура была благоприятной. Меня во всем этом радует то, что Imena.UA впоследствии состоялись как большой интернет-бизнес, да и инвестор, думаю, не пожалел об этой сделке.

Кстати, с Александром Ольшанским, владельцем компании “Интернет Инвест”, которая и приобрела в свое время Imena.UA, мы некоторое время назад вели переговоры о его участии в бизнесе FUTBOLKA.ua / ProstoPrint.com. Очень жалею, что тогда не договорились.

Уже позже к нам приходили многие инвестфонды – кому-то не подошли мы, кто-то не устроил нас. Но по части профессионализма в развитии проинвестированных проектов с Ольшанским мало кто сравнится.

Ольшанский пришел и сразу предложил купить компанию? О какой сумме речь?

С Ольшанским лично мы познакомились позднее, вначале между нами был общий знакомый, который координировал сделку.

Цифру я не скажу – эта информация по-прежнему закрыта. Но на эти деньги в то время можно было купить десять двухкомнатных квартир на Русановке. Жалко, что я купил только одну :-).

Ты продал всю компанию или только часть? Как была определена цена?

Я продал 100% бизнеса и вышел из проекта – ну, не то, чтобы одномоментно, но довольно быстро. Что до определения стоимости – есть методики, я их еще в институте учил. Никаких особых тайн тут нет – оценивали классически по методу дохода + небольшая премия за клиентскую базу и рыночные успехи.

Сколько прошло времени от основания компании до ее продажи?

Около 2 лет.

Какие были ощущения сразу после сделки?

Был безумно горд собой. На следующий день побежал машину покупать 🙂 Но эйфория продолжалось буквально два-три дня. Уже была в работе “Квитка“, так что какого-то долгого отпуска не было – почти сразу начал поднимать следующий проект.

Т.е. “Квитку” начал делать еще занимаясь Imena.UA? Не боялся “распыления”? Как вообще пришла идея от доменов перейти к цветам?

Нет, не боялся, проекты мирно существовали, иногда даже дополняя друг друга. Можно объединить бухгалтерию, например, делать кросс-продажи, распространять скидочные купоны – домены регистрируют в основном мужчины и т.д.

Идея пришла случайно – надо было жене цветы с доставкой заказать. Адекватного предложения в интернете не нашлось, решил сделать сам.

Правда, чуть не развелся – для развития проекта нанял флориста и подключил жену. А они не поладили. В конечном итоге, жене пришлось уйти. Не от меня – из компании.

Долго “Квиткой” занимался? Кому и за сколько продал?

Этот проект развивал около трех лет. Продал потому, что стало немножко неинтересно – “Квитка” уходила в сторону традиционного оффлайнового бизнеса, там нужно было больше заниматься импортом, развитием оффлайновой сети, внутренней логистикой и т.д.

Это меня сейчас безумно привлекает внешнеэкономическая деятельность и логистика – а тогда всё еще хотелось “бороздить просторы интернета”.

На тот момент “Квитка” уверенно занимала первое место по объемам, по узнаваемости бренда среди интернет-служб доставки цветов. К сожалению, сейчас это не так – исследований, правда, я не проводил, но интуитивно кажется (перекрестился). Но хозяин барин, поэтому оценивать действия нынешних владельцев не буду.

Покупателями были два частных отечественных инвестора. Цифры озвучить не могу. По всем оценкам проект стоил больше суммы сделки, но свою роль сыграло то, что я очень устал к моменту продажи – у меня тогда сын родился, ночи бессонные. Поэтому принял одно из первых предложений, даже особо не торгуясь.

Если было мало сил и усталось, то как удалось сразу запустить следующий проект – Futbolka.ua?

К моменту продажи “Квитки” этот проект уже тоже работал. У меня проекты идут “паровозиком” :-). Но после этой сделки я дольше в себя приходил – съездили во Францию и на Мальту. В Париже были как раз на 8 марта, и это было очень удивительно – 8 марта, а я не сплю в офисе, не воюю с другими цветочниками за лишний ящик роз, не воспитываю бейсбольной битой нерадивых курьеров.

Когда была основана Futbolka.ua?

FUTBOLKA.ua начала работу в начале 2004 г. Но широкую известность приобрела, конечно же, во время оранжевой революции.

Денис, а как вообще ты запускаешь новый бизнес?

Классическими методами рынок никогда не исследую, фокус-группам и прочим маркетологам не доверяю. Примеряю продукт или услугу на себя: нужно ли мне, интересно? В течение недели ставлю себя на место покупателя: рассылаю запросы на просчет, делаю заказы, могу сходить на отраслевую выставку.

Если первое впечатление положительное – начинаю работать.

Что до планирования – формальным планированием я не занимаюсь, но главные цели и milestones держу в голове всегда. То есть у мистера Фикса есть план, но о нем знает исключительно мистер Фикс 🙂

Определенные алгоритмы, конечно же, есть: в операциях я всегда или почти всегда начинаю работать сам. Спокойно могу возить цветы, заниматься разгрузкой футболок, не говоря уже о клиентской поддержке. Когда модель выстроена – ищу хороших людей.

Если без квалифицированного специалиста изначально не обойтись – нанимаю его, но всегда предпочитаю, чтобы люди учились у меня в команде. Нынешний операционный директор FUTBOLKA.ua / ProstoPrint.com пришла работать рядовым стажером в службу поддержки еще в Квитке. Шеф-печатник и начальник отдела закупок начинали курьерами.

Никогда не беру на работу маркетологов, рекламистов, пиарщиков.

Ну, и человек, который со мной работает, должен быть определенного типа поведения: я не нанимаю грубых, агрессивных людей, интриганов, какими бы чудесными специалистами они не были.

Но ведь сейчас прошло уже намного больше времени с момента основания проекта, чем с момента основания предыдущих бизнесов до их продажи? Почему еще не продал?

Во-первых, не очень хочется. Интересно. Горизонт настолько далеко впереди, что его совсем не видно. Во-вторых, не очень благоприятная конъюнктура. В-третьих, личность инвестора: западные фонды зачастую просто не могут понять бизнес ProstoPrint.com. То есть им извне интересно то, что получается: и финансовые показатели, и аудитория, и бизнес-модель. А когда пытаются разобраться, где же те самые пресловутые “два процента” – ахают (если не сказать грубее) и уходят.

Отчасти в этом виноват я сам – мне лень заниматься реинжинирингом и повышением прозрачности бизнес-процессов, потому что пока я владею компанией, я и так понимаю, что к чему, а силы лучше потратить на рост продаж, разработку новых сервисов, улучшение операций, логистики и т.д.

Думаю, что “ПростоПринт” могли бы понять опытные отечественные инвесторы – тот же Ольшанский. Но у них сейчас достаточно своих важных дел. Ну и не страшно – “такая корова нужна самому”.

Если нужна, то, расскажи, что сегодня из себя представляет проект и во сколько ты его оцениваешь?

ProstoPrint.com на сегодняшний день – крупнейший сервис товаров по требованию в Рунете. Годовой оборот – около 4 млн долларов. Персонал – 25 человек. На этих выходных мы как раз переехали в новый офис – отдельное здание площадью 350 кв.м., в котором будем находиться только мы.

У нас есть больше 15 тыс. партнеров, из них примерно 10-15% ведут активные продажи. В месяц мы обрабатываем в среднем 10-12 тысяч заказов.

Что до текущей стоимости проекта – я давно не проводил оценку, не готов сказать. В конце 2008 г. он был оценен в 996 тыс. у.е., это уже с учетом поправки на кризис. Думаю, с тех пор его стоимость увеличилась в 2-3 раза.

Как произошла трансформация из Futbolka.ua в “ПростоПринт”?

Вначале была FUTBOLKA.ua – обычный интернет-магазин футболок с принтами. Но люди хотели кастомизации, хотели индивидуальных решений – со временем появился первый онлайн-конструктор, он назывался Моя.FUTBOLKA.ua. Развивая его, я в один прекрасный момент понял, что одна команда даже супергениальных дизайнеров не может понять и покрыть потребности и интересы всех групп потенциальных клиентов. А вот коллективный разум может быть в решении этой задачи гораздо более эффективным, важно только придумать надлежащую мотивацию.

Где-то в 2005 г. я начал следить за развитием индустрии товаров по требованию в зарубежном интернете. В итоге зимой 2007 г. появилась первая версия ProstoPrint.com. А уже полгода спустя я принял решение о сворачивании розничного бизнеса FUTBOLKA.ua. Хотя не скрою, в офисе тогда решили, что я сошел с ума. Но время всё расставило на свои места, и сегодня мои коллеги понимают правильность этого решения.

Сколько зарабатывают партнеры?

Есть примерно 10-15 партнеров, чей заработок измеряется тысячами долларов в месяц. Несколько сотен долларов зарабатывают уже сотни человек. Как и во многих других бизнесах 20% партнеров приносят 80% результата.

Все владельцы магазинов в ProstoPrint.com – люди с предпринимательской жилкой, это их объединяет. А вот реализация, так сказать, разная: есть менеджеры сообществ, SEO-шники, дизайнеры, рекламисты, просто энергичные новички. Есть также люди, которые зарабатывают внутри ProstoPrint.com без продаж – это разработчики виджетов, участники программы по поставкам основ, владельцы внутренних облигаций ProstoPrint.com и т.д.

Чем отличаются магазины на базе готовых сообществ и отдельные? Много ли успешных примеров последних?

Отличие – в том, что первые приходя на уже сформированную и чаще всего довольно лояльную клиентскую базу, вторым же нужно начинать собирать потребительскую аудиторию по кирпичику. Тем не менее, успешных “отдельно стоящих” магазинов не меньше, чем community-based. Я вообще считаю, что мы как раз недорабатываем во взаимодействии с сообществами, в то время как с раскруткой отдельных магазинов с нуля все обстоит неплохо.

Как-то ты принял решение доставлять товары только после предоплаты. Приходилось ли жалеть об этом шаге?

Никогда не приходилось. Вообще, я глубоко убежден, что якобы российско-украинская специфика “платим за товары наложенным платежом или при доставке” во многом надумана. Сегодня каждый второй пользователь сети имеет банковскую карту для онлайн-платежей или счет в электронных платежных системах (особенно с учетом развития социальных сетей в сторону создания собственных ЭПС – рубли ВКонтакте, планы Фейсбука по микроплатежам и т.д.). А терминалы по приему наличных вообще установлены на каждом углу, да и на недостаток банковских отделений жаловаться не приходится.

Проблема – в доверии: “я заплачу – а вдруг обманут”? Но ведь те же люди точно так же, авансом, платят за услуги мобильной связи, доступ в интернет, держат депозиты в банках (это тоже постпеймент – вы платите сейчас за право получить вклад с процентами позже) и т.д. Почему за мобильную связь авансом платить можно, в банк нести деньги можно, а интернет-магазину платить авансом – нет? Ответ очевиден: потому что операторам и банкам верят больше.

Вывод – не в платежах дело, а в качестве работы интернет-магазинов, доверии и лояльности потребителей к нему. Мы решили, что достаточно сильны с точки зрения узнаваемости, лояльности и сможем работать так, чтобы наша аудитория “доверяла нам… деньгами”. Получилось.

К сказанному выше следует добавить два важных замечания. Во-первых, следует понимать, что если ваш магазин не предлагает доставку товаров с оплатой наличными, а соседний точно такой же – предлагает, в вас должно быть что-то особенное: доверие потребителя лучше умножить на безупречную логистику, вежливый кастомер-саппорт, эксклюзивные позиции в ассортименте. Во-вторых, есть такие товары, для которых оплата при доставке является частью ценности товара: например, пицца, лекарства или подгузники, за которыми люди не могут или не хотят выходить.

Сколько было инвестировано в этот проект и когда он окупился?

Изначально в FUTBOLKA.ua было вложено до 50 тыс. у.е. В “ПростоПринт” в классическом понимании этих слов не было вложено ничего, так как он получился из реинвестиций тех денег, которые заработала “Футболка”.

“Футболка” стала безубыточной месяца через три после начала работы, а через год, максимум полтора, вернула вложенные средства.

Как ты оцениваешь позиции своей компании на рынке СНГ?

ProstoPrint.com – крупнейший сервис товаров по требованию в Рунете и Уанете по оборотам, числу транзакций и активной партнерской базе. Ближайший наш конкурент по всем показателям отстает примерно в три-четыре раза.

Ты заявлял, что в ближайшее время запустишь проект “ПростоБук”. Как появилась идея его создания?

Prostobook.com – это органическое продолжение “ПростоПринта”. Мы просто развиваемся в сегменте товаров по требованию, только в отношении книг и с учетом книжной специфики – она достаточно ощутима, поэтому потребовалась отдельная площадка.

Проект планируем запустить в ближайшие недели. Планы традиционны – стать № 1 в Рунете и Уанете в сегменте “литературных”, если можно так выразиться, книг по требованию и войти в тройку веб-сервисов по производству фотокниг и мелкой кастомизированной полиграфии до конца 2011 года.

Мы запускаем его на операционной и производственной базе ProstoPrint.com, для его сопровождения я выделил одного менеджера и одного технолога, которые будут заниматься только этим проектом. Но если будет потребность – будем оперативно расширяться, благо новый офис это позволяет.

Изначально ты планировал запустить его намного раньше. В чем причины задержки?

Основная – программирование. Мы не смогли эффективно организовать работу по оперативному запуску проекта именно в разрезе взаимодействия с разработчиками. Сейчас вышли вроде бы на финишную прямую, постучим по дереву, чтобы все завершилось и запустилось нормально.

Конкуренции со стороны устройств для чтения электронных книг не боишься?

Книга – это культурологический феномен. Нечто подобное говорили про театр с появлением кино, потом про кино с появлением телевидения – как видите, сейчас живы и театр, и кино.

Тем не менее, электронные книги нельзя не принимать во внимание – но индустрия уже дала ответ на этот вызов. Скажем, один из крупнейших западных операторов печати книг по требованию сегодня помогает авторам готовить и продавать электронные книги в формате e-pub.

Поэтому стоит, наверное, говорить не о печати по требованию, а об издании по требованию – а формат представления данных может быть разным. Хотя лично я верю в бумажные книги.

Денис, а что скажешь про реалии Украины для развития бизнеса? Помню, как-то ты хотел перевести бизнес в Чехию…

Не перевел исключительно потому, что чехи ужесточили порядок получения рабочих виз для украинцев. То есть я бы уехал без проблем, а вот перевезти сотрудников было бы уже труднее.

До принятия нового Налогового кодекса с точки зрения налогообложения работать было достаточно комфортно – правила для “упрощенцев” оставались стабильными, механизм налогового взаимодействия с государством сводился к “заплатил налоги – сплю спокойно”. Суть ведь не в сумме единого налога, а в его минимальной коррупционности – и если разработчики нового НК хотели увеличить суммы поступления в бюджет, ну увеличили бы ставки, но оставили возможность людям заниматься делом.

Если новый Кодекс все-таки примут – вопрос об эмиграции ProstoPrint.com опять оживет.

Если же не про налоги. Возьмем, например, нашу таможню: если ты – “белый” дистрибьютор (а мы с 2006 г. являемся официальным дистрибьютором нескольких торговых марок одежды и аксессуаров в Украине) и на таможне всё спокойно и ездит в штатном режиме, то работать можно. Проблемы начинаются тогда, когда “наверху” кто-то решает в очередной раз всё взять и поделить и объявляет какую-нибудь “контрабанду – стоп”. А с учетом того, что с контрабанды взять нельзя, потому что с неё кормятся и оранжевые, и сердечные, и бело-голубые, и кормушку как следуют прикрывают и “стопа” не происходит, берут с тех, кто не прячется, т.е. с “белых” дистрибьюторов. Те, в свою очередь, сокращают поставки, поступления в бюджет не только не увеличиваются, но и уменьшаются, и постепенно ситуация нормализуется, поскольку кто-то наверху понимает, что гайки-то перекручены.

В целом же, несмотря на то, что бизнес-климат в Украине далек от идеала, работать можно. Те, кто, казалось бы, по другую сторону баррикад – налоговики, пожарные и прочие проверяющие – они тоже люди, мы учились с ними в одних институтах, росли в одних дворах… А настоящие враги – причем и для нас, и для госслужащих низового уровня, которые подчас лутче нас с вами воспринимают маразматичность некоторых ситуаций – сидят в о-о-очень высоких кабинетах, а не в каморках районных налоговых инспекций.

Выше ты заявлял о том, что не пользуешься услугами маркетологов и PR-специалистов? Почему?

Это не совсем так. Я сказал, что не беру на работу. Мы сотрудничаем с функциональными специалистами – например, с UaMaster по контексту. Другой вопрос в том, что портфолио подтвержденных и успешных проектов 99% “интернет-маркетологов широкого профиля”, работающих в Украине, вызывает большие сомнения.

То же самое – в пиаре: рассылать приглашения в группу на Фейсбуке по спискам контактов или писать одинаковые пресс-релизы много ума и квалификации не надо. Мне такие люди не нужны – впрочем, свою клиентуру они в любом случае находят, так что, думаю, и на меня не обидятся.

А какие инструменты маркетинга ты используешь? Работаешь ли с социальными сетями?

Комплекс маркетинга ProstoPrint.com – это, пожалуй, тема для отдельного интервью. Если коротко – изначально мы отдали весь розничный маркетинг партнерам, но позаботились о надлежащей поддержке их маркетинговой и рекламной деятельности, доступности необходимого инструментария и т.п.

С социальными сетями и блогами очень интересная ситуация. И твиттер @prostoprint, и блог в ЖЖ веду я сам – меня даже иногда обвиняют, что там слишком много личного. Но мне кажется, так интереснее, чем писать в тви унылое корпоративное го**о. Тем более, что, перефразируя сказанное некогда главой компании Nike, “я и есть ProstoPrint”, точно так же, как любой из наших сотрудников и давних партнеров.

Есть еще официальная группа ВКонтакте, которая используется больше для обмена информацией между партнерами и неформальной коммуникации. Её ведут сами партнеры.

А что был за эксперимент с комьюнити-менеджером?

У многих крупных community-based проектов есть подобный сотрудник. Его ответственность – отстаивать интересы коммьюнити, при этом принимая во внимание возможности сервиса или проекта. Мы тоже попробовали – но не получилось: наш коммьюнити-менеджер, которого мы взяли из числа наиболее успешных партнеров, горой стоял за сообщество, но при этом не всегда понимал то, что мы объективно можем исходя из финансовых, программных ресурсов и т.д.

К примеру, сейчас многие партнеры из Западной Украины поднимают вопрос об украиноязычном интерфейсе магазинов, чуть ли не обвиняя нас в недостаточном патриотизме. Но на самом деле проблема в другом: есть у меня, к примеру, 3 тыс. евро свободных, куда я его направлю – на закупку футболок-рингеров, которые распродадутся завтра, принесут прибыль и позволят сервису расти и развиваться дальше, или на украиноязычную локализацию, которую нужно 3 месяца делать, кроме того, покупателей, для которых языковой вопрос критичен, не больше 3%, а значит, такая инвестиция будет окупаться несколько лет?

Повторюсь, на сегодняшний день дело не в нежелании сервиса делать украинскую или английскую локализацию, а в ресурсных возможностях. Конечно, в свете новостей о том, что тот проект получил 10 млн. венчурного капитала, а тот – 20 млн., наши проблемы могут казаться смешными – мы изыскиваем с боями каждую лишнюю тысячу евро на разработки. Но с другой стороны, в этом есть большой плюс – мы твердо стоим на земле, сами финансируем свое развитие, а значит наш бизнес – это бизнес уже сегодня. Хотя в глубине души я понимаю, что будь за нашей спиной адекватный инвестор, темпы развития могли бы быть совсем другими.

Расскажи, каких принципов и убеждений придерживаешься в бизнесе?

У меня есть несколько фраз-девизов, которых я придерживаюсь и в жизни, и в бизнесе. Например:

Дороги должны катиться. Работа должна быть сделана, несмотря ни на что. И работа должна делаться, болен ли ты или здоров, в хорошем настроении или в плохом и т.д.

Решение должно быть сначала быстрым, потом правильным. Ненавижу, когда на принятие решения уходит слишком много времени. Даже неправильное решение, принятое вовремя, в 99% можно сделать правильным :-).

Лучше с умным потерять, чем с дурным найти. Тут, думаю, всё понятно.

И последний вопрос. Сейчас в Украине огромное число мероприятий, посвященных интернету, но ты появляешься лишь на некоторых. Как выбираешь и насколько полезными их считаешь?

Ценю время – свое и окружающих. Поэтому хожу только на те мероприятия, которые делают опытные и вменяемые люди, где обещает быть интересная программа и толковые люди: OWOX, Краштесты (сюда хотел бы приезжать чаще), мероприятия “Интернет-Инвеста” (iForum, iPromo).

Что до выступлений – никакого желания нет выходить на трибуну и нудным голосом говорить, какие хорошие Футболка с Простопринтом, когда это и так всем неплохо известно, а ведь даже на хороших конференциях рекламных докладов большинство :-). Нужно подготовить доклад, который заинтересует аудиторию, а такие нужно прожить, обдумать и формализовать в презентацию.

Кроме того, мои доклады не всем понятны – скажем, на IForum`е доклад о продвижении проекта силами аудитории был классным, но SEO-шнику, суть бизнеса которого в тиражировании статей в сплогах и прокачке говнотраффика, он будет неинтересным.

И кстати – до встречи на OWOX 2010!