Об услугах интернет-мониторинга говорят сегодня достаточно много. Однако часто под этим понятием разные люди подразумевают разные вещи. Мы попросили руководителей трех компаний, основанных в Украине, и предосталяющих подобные сервисы как в нашей стране, так и за рубежом, подробно рассказать о том, какие конкретно услуги они оказывают, для кого, какой спектр применений полученных данных и какие, в целом, тенденции есть на этом рынке.
Всеволод Гаврилюк, CEO компании SemanticForce
SemanticForce предлагает услуги комплексного мониторинга и анализа онлайн-пространства. В рамках единой платформы наши клиенты получают доступ к упоминаниям и аналитике в онлайн-СМИ, блогосфере, форумах, микро-блогах, социальных сетях и других видах «медий». Для сбора данных используется собственный поисковый механизм, а также API различных сервисов. В августе 2010 г. мы первыми на рынке СНГ запустили мониторинг закрытых социальных сетей (ВКонтакте и Facebook) и на сегодняшний день являемся единственной компанией, которая предлагает мониторинг ВКонтакте. Платформа содержит ряд инновационных возможностей, среди которых автоматическая рубрикация, построение полнотекстовых дайджестов, более 10-ти фильтров, мощные средства навигации и шумоподавления. На выходе клиент получает аналитические отчеты, отвечающие на бизнес-вопросы.
Среди клиентов: крупнейший мобильный оператор, компании финансового сектора, небольшие digital-агентства, несколько IT и high-tech стартапов, а также политические организации. География: Украина, Россия, Канада и США.
Спектр применения: конкурентный анализ и разведка, поиск клиентов и партнеров, поддержка клиентов, риск-менеджмент и контроль за онлайн-репутацией, оптимизация поискового маркетинга, анализ мнений потребителей.
Маркетинг трансформируется от монолога к диалогу, от массового к персонифицированному, от отвлекающего к доверительному. Это накладывает требования к бизнес-процессам и инструментам. Мы видим будущее за универсальными платформами, которые сумели решить задачи покрытия и максимально автоматизировать процесс анализа медиа-поля. Также, будут создавать ценность вертикальные мониторинговые решениями, тесно интегрированные в бизнес-процессы и инфраструктуру организаций.
Алексей Орап, CEO компании YouScan
YouScan – cистема мониторинга социальных медиа: блогов, форумов, Twitter, Facebook и YouTube. Мониторинг происходит по ключевым словам или фразам, которые клиент самостоятельно настраивает в системе. Пользователи сервиса – не технические гики, а отделы маркетинга, PR, службы поддержки; поэтому мы уделяем особое внимание интерфейсу и удобству использования.
Наши клиенты – ведущие B2C бренды из различных отраслей: FMCG, телеком, потребительская электроника, например Procter & Gamble, Indesit, Yota, Воля-Кабель, MyTV, Ahmad Tea, Аэрофлот и другие. Они используют мониторинг для того, чтобы изучать отзывы потребителей о своих брендах и конкурентах и реагировать на них.
Вторая группа клиентов – маркетинговые агентства, локальные или сетевые, например Mindshare, Апостол Медиа, Budda (Escape Digital Marketing Group), Prodigi. Они продают услуги мониторинга своим клиентам, дополняя их расширенной аналитикой и услугами реагирования.
Спрос на услуги мониторинга соцмедиа только начинает зарождаться. У нашего сервиса наконец-то появились конкуренты, и это хорошо – вместе мы быстрей разовьем рынок.
Вячеслав Тихонов, CEO компании Мониторикс
Мониторикс – это прежде всего технология сбора и обработки информации из неструктурированных источников. На основе этой технологии можно делать любые приложения, например, запускать отраслевые поисковые машины или собирать в Интернете отзывы о товарах и услугах. В настоящий момент мы предоставляем услуги пресс-клиппинга онлайн-СМИ и мониторинга социальных медиа. Информация извлекается автоматически прямо со страниц сайтов, без использования RSS или XML, что дает хорошее покрытие и реальные данные по любым темам и запросам. Мы также адаптируем отчеты под нужды заказчика и предоставляем их в любом удобном формате, например, в файлах PDF или Windows Word, или даже в Excel-таблицах.
Нашими клиентами являются такие ведущие украинские PR-агентства, как как Starget, Nords PR, PLEON Talan, Pillar | Hill & Knowlton и другие, а также средние и крупные компании, однако есть и индивидуальные пользователи. Мониторикс не ограничен каким-либо определенным набором сайтов, умеет обучаться и распознавать контент на любых типах ресурсов, что удобно, например, для получения быстрого отраслевого “среза” по сайтам, информацию на которых сложно отследить вручную или которые не попадают в индексы крупных новостных поисковых систем вроде Яндекс-Новости или Google News. Система одинаково эффективно обрабатывает не только новостные сайты, но и все, что сейчас модно относить к социальным медиа – блоги, форумы, социальные сети, комментарии под публикациями.
Клиент обычно приходит со своим списком сайтов и получает исчерпывающие ответы на свои вопросы. Сейчас хорошо продаются real-time клиппинги, показывающие оперативную картинку по выбранным ключевым словам и объектам, также много заказов по аналитике информационного поля – как по новостям, так и по социальным сетям. Клиенты используют полученные данные для улучшения собственной информационной политики, отслеживания деятельности конкурентов, поиска лидеров мнений и экспертов отрасли.
Тем не менее, уже сейчас многие пользователи хотят видеть не только количественный, но и качественный анализ информационного поля – ключевые события, спикеров (в новостях), лидеров мнений (в соцмедиа), определять влиятельность тех или иных площадок, выделять ключевые дискуссии и тональность высказываний о брендах, находить основные тематики. Все это мы учимся делать и постепенно выпускаем соответствующие продукты.