Воруй, но примеряй
Одна из трендовых тем 2010 года в сфере User Experience касалась копирования Amazon. А если быть точнее, то причин, которые приведут к успеху, либо краху при копировании гиганта e-commerce.
Amazon лишь один из нашумевших примеров, но истинно трендовым является вопрос: «Стоит ли копировать успешные проекты? Стоит ли использовать то, что у кого-то уже работает?». Раздумывая, с чего начать изложение своей позиции, нашла простую аналогию с этими вопросами: «Стану ли я привлекательнее в платье, которое мне нравится на моей подруге? Станет ли моя гостинная уютнее с диваном, который вписывается в интерьер моего соседа?». Найдите свои сравнения и задайте свои вопросы. Здесь уместна фраза с московской конференции User Experience Russia 2010: «Воруй, но примеряй!».
Как понять, что можно применять на своих проектах, а что стоит отложить. Да, не выкинуть, а именно отложить, это еще может пригодиться позже. Опишу это несколькими пунктами, пройдя которые каждый сам получит свой ответ.
- Найдите интересный сервис, функционал, идею на успешном проекте;
- Оцените его целевого покупателя;
- Опишите его бизнес-модель;
- Поймите его бизнес-цели;
- Проделайте ту же работу со своим проектом;
- Сравните полученные данные.
Даже не цепляя аналитических и статистических данных получить результат, хотя бы с 60-процентной вероятностью, сложно. Но первые четыре пункта неоднократно будут запрашивать у Вашего мозга информацию о Вашем проекте. Подспудно возникнет еще список вопросов о логистике, маркетинге, конкурентах, позиционировании и т.п. Это однозначно принесет колоссальную пользу и результатом работы будет являться понимание того, в какую сторону движется Ваш бизнес, и важен ли промо-блок на главной странице, как на Amazon, либо там стоит разместить самый продающийся товар, который всегда есть на складе и обладает таким чудным качеством, как высокая наценка. Ведь в этом случае Вы очень быстро можете просчитать ожидаемую прибыль.
Так вот, копировать ли? Простой ответ — нет. Взять — примерить — принять решение. Решение об уместности этого для Вашей целевой, для Ваших бизнес-целей. Подошло — копируем. Не подошло — отложите, эта идея может быть уместна для какой-либо другой задачи. Позвольте ей отлежаться и созреть. И найдите свой жизненный пример, вроде как с тем платьем или диваном, тот самый, который будет бить по рукам каждый раз, когда Вы начнете применять чужие рабочие решения без примерки.
Комментарии | 16
Амазон — неудобный и непонятный сайт с кучей минусов. Обычная болезнь монополистов.
Если хотите что-то украсть у конкурентов или понять в чем секрет их успеха — тестируйте их сайт на пользователях. Наблюдая за последними в работе с сайтом-конкурентом почерпнете кучу полезной информации.
P.S. Оля, ты везде! 🙂
Александр, а для кого не удобный? Для вас или для миллионов их клиентов?
Они очень серьезно относятся к тестированию и ux, но все равно достаточно таких багов, как отсутствие пути на главную страницу. А «неудобный и непонятный» — стоит учесть, что не мы их основная ца.
ps: тебя это смущает??=)
Серьезно они относятся к статистике. Вместо иконы в их офисе логотип GA. 🙂 Важно вот что, они монополисты и могут себе позволить посредственный user experience. Победителей не судят…
Амазон не неудобный, а просто непривычный, не так как у всех организована структура страницы товара, своеобразные связи между товарами, но попав на страницу товара ты узнаешь всё что надо, это нравится людям. Достаточно привыкнуть.
Амазон не неудобный, а просто непривычный, не так как у всех организована структура страницы товара, своеобразные связи между товарами, но попав на страницу товара ты узнаешь всё что надо, это нравится людям. Достаточно привыкнуть.
Амазон неудобный? Я пользуюсь года 3 и купил несколько десятков книг там. Самый удобный магазин в мире.
Что и говорит о том, что понятие «удобство» болеее чем индивидуально!
Пользуетесь списками пожеланий, читаете отзывы, ищете краткое описание, дату выхода книг?..
Дуже добре … Ви пропонуєте красти? Крадуть тільки ті, у кого не вистачає своєї фантазії або досвіду. Чому на просторах СНД так мало успішних нових ідей? Чому тільки «клони»? Напевно тому, що менталітет такий — «легше вкрасти». Політики крадуть у народу, бізнесмени залазять у кишені до покупців, а зараз вже і UX-фахівці пропонують красти ідеї в інших…
Тарас, жизнь не может держаться на одних новаторах. Вы же при создании своих сайтов тоже много существующего применяете (навигация, карусели, промо-блоки и т.д.). Вы применяете уже реализованное и проверенное. Цель статьи донести, что необходимо задумываться на какой из сайтов уместно ставить тот или иной блок, успешно работающий у лидеров рынка.
ps: никто не предлагал воровать=)
Тогда я предложил бы изменить заголовок, ибо в нем звучит «Воруй…».
Чесно скажу, всю статью не было времени почитать, но «Воруй…» в заголовке статьи зацепило за живое. Уж простите 🙂
Комментировать статью, не прочитав её — это сильно!
п.с. «чому на просторах СНД так мало» полезных комментариев?
п.п.с. http://pit.dirty.ru/dirty/1/2010/10/22/28746-115836-c3954d8bc2f75599104d277f50c29489.jpg
Речь как раз и идет о том, что бы не создавать бездумные клоны. Наблюдения и заимствование принципов/шаблонов/решений это нормальное явление. Множество успешных открытий были результатом наблюдения и копирования идей, например, из мира природы итд.
Создавая новое, вы никогда не начинаете с чистого лица, вы основываетесь на прошлом (в том числе и чужом) опыте. Если вы видите потенциально успешное решение, то глупо его игнорировать в погоне за оригинальностью.
«Bad artist copy, good arits steal» P.Picasso =)
> Речь как раз и идет о том, что бы не создавать бездумные клоны
По-вашему, лучше создавать обдуманные «клоны»?
Нет.
Но если «клон» выходит лучше оригинала это плохо разве?