5 ноября в Киеве прошла конференция «Юзабилити Украина `10». Событие было целиком посвящено одной теме: как, с точки зрения психологии и привычек пользователя, сделать украинские сайты удобнее для посетителей и прибыльнее для владельцев.

В киевском «Президент Отеле» собралось более 250 человек — как специалистов, так и владельцев интернет-проектов, от небольших до самых крупных: CloudMade, Mapia.ua, OWOX, Яндекс, Wikipedia и других. Это было первое в Украине профильное мероприятие такого масштаба.

Открыл мероприятие Евгений Мусиенко, руководитель харьковской компании «Турум-бурум». Именно эта компания, совместно с киевскими партнерами InVooDoo, и организовала встречу.

Евгений рассказал о том, почему такая конференция очень важна: никогда раньше специалисты и бизнесмены не собирались вместе, чтобы развеять мифы, накопившиеся о противоположной стороне у каждого из них. Поговорить, например, о том, что существуют бизнес-задачи, которые могут противоречить сухой теории, или о том, что повышение удобства использования сайта за счет простых и понятных шагов действительно может увеличить прибыльность интернет-бизнеса, сделав это не в ущерб пользователю.

Зал конференции

Конференция проходила в два потока. В первом прозвучало больше 20 докладов. Докладчики рассказали о своем опыте внедрения (а бизнесмены — применения) принципов юзабилити в реальных ситуациях. Здесь гости могли задавать каверзные вопросы таким признанным мастерам, как Юрий Ветров (Руководитель UI modeling company), Алексей Копылов (Технический директор, партнер в Uidesign) и другим, а также самим организаторам: Евгению Мусиенко (доклад «Мерчендайзинг и юзабилити в украинских интернет-магазинах») и Антону Анисимову («Разработка консистентного интерфейса под Web+iPhone+iPad. Принципы и сложности»). И, надо сказать, довольно часто каверзные вопросы звучали. К чести выступавших, практически ни один из вопросов не остался без полезного ответа.

Евгений Мусиенко

В конце первого потока состоялось живое юзабилити-тестирование на примере сайта tsn.ua: Юрий Ветров и Алексей Копылов пригласили желающего из зала (желающим оказалась девушка), и попросили ее выполнить несколько действий, комментируя вслух. Все происходящее транслировалось на большом экране.

Примерно так, только в лабораторных условиях, с применением профессиональной аппаратуры и намного большим количеством пользователей, и выглядит один из методов работы юзабилити-специалистов.

Юзабилити-тестирование на сцене конференции

Правда, перед самым началом сессии тестирования участники столкнулись с еще одной проблемой, так сказать, из своей профессиональной области: некоторое время не удавалось переключить раскладку рабочего ноутбука, что в ту же секунду породило твиттер-мем «Сколько нужно специалистов по юзабилити, чтобы переключить язык ввода?».

Кстати, все происходящее в прямом эфире транслировалось в фейсбук и твиттер, как от имени организаторов, так и многими участникам — несмотря на то, что беспроводной интернет в новом для организаторов месте вел себя совершенно непредсказуемо.

Консультирует Роман Якимович

Второй поток включал в себя несколько менее формальных отделений, среди которых выделялись консультирование по юзабилити (его вел еще один представитель компании «Турум-бурум» Роман Якимович), и «звезда» конференции — «Стена проектов». Она выглядела и работала так:

Стена проектов

Вдоль одной из стен холла был расположен большой белый стенд, над которым висела огромная надпись «Пункт замера юзабилити». Рядом со стендом принимали заявки; любой желающий мог оставить там адрес страницы, которую хотел видеть на стене проектов. Страницу тут же печатали на цветном принтере большого формата, а еще чуть позже она уже висела на стене, облепленная стикерами с комментариями. Комментарии к проектам оставляли докладчики и юзабилити-эксперты. В результате владельцы проектов смогли получить полезные советы от ведущих специалистов в сфере юзабилити.

Комментарии бывают разные

На той же стене к концу дня стали появляться и первые работы объявленного ранее организаторами конкурса на лучший турникет метро. Практически все работы были выполнены на листах бумаги из фирменных блокнотов конференции, который во время регистрации мог получить каждый участник. В тот же вечер победитель конкурса отправился домой, унося с собой приз — три книги по юзабилити и дизайну взаимодействия на выбор, от магазина http://kniga.biz.ua/

Победитель конкурса получил три книги на выбор

Кстати, если вы вывешивали свой сайт на Стену проектов и хотите увидеть конечный результат — заходите в раздел на сайте конференции http://usability.ua. Организаторы постепенно выкладывают туда все проекты со стены, в довольно хорошем качестве.

Фотографии с конференции тоже есть на сайте, а есть и в фейсбуке. На фотографиях в фейсбуке можно указывать на фото себя и своих знакомых, что уже сделали многие участники.

Ну и конечно, доклады с конференции, как в формате презентационных файлов, так и записанные на видео, тоже размещаются на сайте.

Все материалы прошедшей конференции — в открытом доступе.

В общем, первый блин отнюдь не оказался комом. Может быть, что-то прошло не так хорошо, как было задумано, но полезность встречи была в другом: бизнесмены и специалисты посмотрели друг на друга не как на оппонентов в долгом споре, а как на партнеров, делающих общие дела: хорошие сайты для Украины.

P.S. Что такое юзабилити?