Гражданское общество предполагает умение вести диалог с властью, а также – внимание! – сохранять целостность позиции и противостоять политическим манипуляциям. Украинская web-индустрия выдержала первый экзамен на зрелость, о чем свидетельствует заявление сообщества интернет-магазинов, сервисов и медиа о ситуации с Налоговым кодексом. Последуют ли примеру “вебманов” коллеги из других отраслей, пройдет ли страна очередное испытание Майданом? Ответ на этот вопрос мы узнаем в ближайшие дни.
Статья «Революция отменяется», написанная в буквальном смысле на коленке за 15 минут – прямо в Гмейле и без единого редактирования – произвела общественный резонанс, неожиданный и удивительный для меня самого.
Нет, с тысячей “лайков” и четырьмя сотнями ретвитов я еще готов смириться – даже приятно установить рекорд Уанета. Но вот серьезные рассуждения относительно того, что я – это не я, а “тайный штаб медийного влияния Партии Регионов” (цитата из письма) или споры вокруг суммы, заплаченной за написание и публикацию “Революции…” – это уж слишком. Я – это я, у жены спросите. А от денег постфактум я и не откажусь вовсе – у меня, как и у многих моих коллег, открыты кредиты на развитие бизнеса, дети в частной школе опять же – но пока, к сожалению, никто не предлагал. Ринат Леонидыч, ау?
Первый и главный результат этой публикации был достигнут в течение суток: нас услышали. Артур Оруджалиев (главный редактор AIN) разместил материал около десяти вечера, первый звонок с Майдана раздался в четыре утра. Весь следующий день превратился для меня в непрекращающийся кошмар, особенно с учетом бессонной ночи. Кто только не звонил: лидеры общественных организаций с Майдана-2, политики, депутаты. А главное – звонили коллеги-предприниматели, причем не только из нашей отрасли, которые почему-то решили, что я знаю, что делать. О представителях масс-медиа скажу отдельно: отбор статьи в “УП”, репост на “Инфопорне” и приглашение дать комментарий для ICTV и “1+1” – можно понять, значит, хорошо написал и редактора “торкнуло”. Но цитирование на второй полосе газеты “Сегодня”!!! Ринат Леонидыч, польщен, спасибо.
Так или иначе – услышали. Думаю, герой моей предыдущей публикации – гламурное юноше в кожаной куртке с меховым воротником, который стремился на Би-Би-Си – был жестоко бит в штабной палатке муляжом косы своего политического лидера “от имени и поручению” политтехнологов, которые стремятся заручиться идейной поддержкой Интернета (среды децентрализованной и нецензурируемой) для “Майдана-2”. Поделом, поделом.
А вот на второй фидбэк я, признаюсь, не рассчитывал – тем отраднее он: сообщество интернет-деятелей, обычно разобщенное, уткнувшееся в мониторы, в общем, “с-краю-хатнее”, сумело не только расшевелиться, но и скоординировать свою деятельность, за два дня создать отдельный “протестный” ресурс, а сегодня – и принять заявление с выражением нашей консолидированной позиции. Об этой самой позиции я и хочу порассуждать чуть подробнее.
Акция протеста предпринимателей потому и получилась столь массовой и неожиданно опасной для власти, что изначально предложила людям понятный, близкий большинству и консолидирующий мотив: ЧЕСТНО ЗАРАБОТАННЫЙ КУСОК ХЛЕБА, КОТОРЫЙ ОТБИРАЮТ. И за это мы должны низко поклониться (без иронии!) Азарову и всей его гоп-компании – именно они, сами того не желая, вывели на площади “Схід і Захід разом”, именно они – конечно, непреднамеренно – объединили Украину и показали украинцам, что общего у нас гораздо больше, чем разного.
Впрочем, это не единственная благая цель, которую случайно достигли власть предержащие – вспомним еще и о фактическом обнулении рейтинга Тигипко, которому до недавнего времени удавалось дурачить, в общем, не самых глупых людей… простите, электоральную базу. Или с Тигипко получилось не случайно :-)?
Но: как и большинство искренних и стихийных выступлений, нынешнее предпринимательское движение в большинстве своем плохо организовано – что я и увидел за кулисами сцены Майдана-2, о чем написал в “Революции…” и чему получил подтверждение из телефонных звонков и встреч после публикации. Люди приехали на Майдан, делегировали своих лидеров, часто неформальных, к штабу – и эти представители, как и я, столкнулись с малопонятным “броуновским движением”, когда любой человек, выступавший со сцены, воспринимался как лицо ответственное и сопричастное.
Среди лидеров же действительно_предпринимательских организаций, принимавших участие в организации “Майдана-2”, случилось то ли замешательство, то ли головокружение от успехов… Поэтому выход на сцену “добрых молодцев” (добрых ли?) от БЮТ представляется вполне закономерным: они действительно сплочены вокруг одной идеи – попытки номер сколько-то зайти во власть – и эта идея имеет мало общего с экономическими требованиями протестующих предпринимателей. Они без зазрения совести “юзают” сцену и лозунги протестного движения СПДшников, представляя себя лучшими друзьями малого и среднего бизнеса – а не эти же люди, точнее, их начальники и соратники, года два назад пытались ввести налог на интернет, не они ли установили 13% налог на импорт, не они ли развязали беспредел в тарифных службах таможен, сами провоцируя контрабанду? Наконец, эти товарищи умеют работать со СМИ, имеют материальные ресурсы и инфраструктуру в регионах…
Сегодня средства массовой информации запестрели заголовками “Акция предпринимателей становится политической”, а Александр Данилюк превратился из “представителя предпринимателей” в “генерального координатора забастовки”.
Сегодня, когда власть готова к серьезным компромиссам, я бы даже сказал ГОТОВА КАК НИКОГДА, готова в той степени, в которой от дуболомных “регионов” никто и ожидать не мог, цепкие парни из БЮТ очень профессионально подменяют бубнового вальта пиковой дамой: оказывается, предприниматели требуют перевыборов и никакие “веты и правки” не способны нам, сознательным, заменить простого человеческого счастья еще раз принять участие в празднике всенародного волеизъявления.
Сегодня, пока представители отраслевых союзов предпринимателей нарабатывают правки по тексту НК, а люди с Грушевского и Банковой готовы почти на всё, потому что, пардон, жопа в огне в переносном (кресла серьезно зашатались) и прямом (потому что Виктор Федорыч в пылу праведного гнева и пнуть “с носока” может) смыслах, новоявленные политические лидеры формируют свои команды переговорщиков, которые на самом деле ни о чем договариваться не собираются. Потому что, пользуясь морской терминологией, их задача – не устранить течь, а раскачать судно и сменить капитана. Повторюсь: за кулисами происходящего на Майдане политиков меньшинство – но на сегодняшний день они берут (да, таки берут вверх) не числом, а умением.
На что это похоже? Уж не на попытку ли тупо, банально, но оттого вдвойне эффективно украсть предпринимательскую акцию – через подмену требований и умелое жонглирование общественным мнением и протестующими людьми?
Гражданское общество предполагает умение вести диалог с властью, а также – внимание! – сохранять целостность позиции и противостоять политическим манипуляциям. Были бы так сильны общественные организации в Европе или Америке, если бы ключевым требованием их акций по защите китов, латиноамериканцев или сексуальных меньшинств была отставка Барака Обамы? Или может быть их мощь как раз в умении ставить конкретные реалистичные цели и “продавливать” их достижение?
У нас (я говорю о предпринимателях, объединенных в формальные или неформальные структуры) почти случайно почти получилось повторить то, что для цивилизованных государств является нормой – добиться выполнения своих требований через публичное воздействие на власть. Сумеем ли мы довести начатое до конца, несмотря не раскоординированость, отсутствие опыта и внутренние распри, или отдадим акцию предпринимательского протеста цепким хлопчикам от политики, которые четко знают, что с ней делать? Ответа на этот вопрос я не знаю.
Во всей этой ситуации радует лишь то, что украинская web-индустрия выдержала первый экзамен на зрелость, о чем свидетельствует заявление сообщества интернет-магазинов, сервисов и медиа о ситуации с Налоговым кодексом. В этом заявлении четко прописано: в требованиях протестующих в данный момент нет политической составляющей, и мы даем власти шанс на реабилитацию, если таковая последует быстро, без компромиссов и полумер. Последуют ли примеру интернетчиков коллеги из других отраслей, пройдет ли страна новое испытание Майданом или в очередной раз купится на пылкие речи и “любі мої, та що ж це коїться, я вас питаю?”
Узнаем в ближайшие дни.